26 октября. Памятные даты

26.10.2016 08:00 628

Сегодня день памяти Игоря Сикорского, одного из самых известных авиаконструкторов и авиастроителей мира украинского происхождения, основателя одноименной американской вертолетостроительной фирмы

Сикорского справедливо называют «отцом вертолетостроения». Лично им (или под его руководством) был разработано 78 различных летательных аппаратов. 72 из них выпускались серийно, 2 были доведены до стадии опытных образцов и лишь 4 остались на бумаге. Он награжден более 80 различными наградами в области авиастроения. Родился Игорь Иванович Сикорский 25 мая 1889 года в Киеве. Дед и прадед были священниками, отец - профессором-медиком Киевского университета. Игорь Сикорский окончил кадетский корпус в Петербурге, потом учился в технической школе в Париже и Киевском политехническом институте. Был одним из организаторов студенческого кружка воздухоплавания при институте. По его инициативе была создана производственная база (мастерская в двух ангарах) на Куреневке. Здесь были созданы первые самолеты БИС-1 и БИС-2. За проект самолета С-6А был награжден Большой золотой медалью Министерства торговли и промышленности, а на II Московской выставке - еще и почетной наградой императорского Русского технического общества. В 1912 году Сикорский переезжает в Петербург и становится главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). В ту пору ему едва исполнилось 24 года. На РБВЗ были построены первые в мире тяжелые самолеты «Русский витязь» и знаменитый четырехмоторный самолет «Илья Муромец», который находился на вооружении российской армии до 1923 года и даже «успел овладеть» и мирной профессией транспортно-пассажирского самолета на одной из первых воздушных линий в стране - Москва-Харьков. Впрочем, началась революция, власть захватили большевики, и Сикорский принял единственно правильное для себя решение - эмигрировать. Жил сначала во Франции, потом переехал в США. В Америке он сумел сплотить вокруг себя бывших талантливых соотечественников, которые, так же как и он, искали в Америке лучшей судьбы. В 1923 году была создана авиационная компания «Сикорский аероинжениринг корпорейшн». Первым детищем Сикорского на североамериканском континенте был большой двухмоторный самолет S-29, но потом Сикорский переквалифицировался на легкую авиацию, сконцентрировавшись в основном на самолетах-амфибиях, а с конца 30-х годов - вертолетостроении. В США Сикорским было создано 17 базовых типов самолетов и 18 - вертолетов. Выдающийся конструктор был глубоко верующим человеком, оставил несколько работ на религиозную тематику, в частности, посвященную молитве «Отче наш». Дружил со многими известными православными иерархами, бывал на Афоне. На автомобиле объездил всю Америку. Любил природу, особый восторг у него вызывали вулканы. Время от времени любил уединиться. Был дважды в браке. От первого родилась дочь Татьяна, а от второго (уже в Америке) - четыре сына: Сергей, Николай, Игорь и Георгий. Из них только Сергей пошел отцовским путем. Умер выдающийся авиаконструктор в 1972 году на 83 году жизни в городе Истон штат Коннектикут. С 1957 года все президенты США, начиная с Дуайта Эйзенхауэра, летают на вертолетах конструкции Сикорского.

Юбилеи дня:

130 лет со дня рождения Марка Алданова (Марк Александрович Ландау; 1886-1957), русского писателя, химика. Один из самых известных российских исторических романистов за рубежом. Родился в Киеве в богатой семье сахаропромышленника. Владел немецким, французским, английским, а также на латинским и древнегреческим языками. Учился в Киевском университете (окончил два факультета: физмат (отделение химии) и юридический). С началом Первой мировой войны работал в группе по разработке средств защиты от химического оружия. Большевистскую власть не принял. В 1918 году издал публицистическую работу «Армагеддон», в которой проводятся широкие исторические параллели и сравнения революционной действительности тогдашней России с событиями прошлого. Большевики издание изъяли и почти полностью уничтожили. Алданов вынужден был перебраться сначала в Киев, а после падения Гетманщины - в Одессу. В 1919 году он эмигрировал во Францию. Во время гитлеровской оккупации с приключениями перебрался в США, но в 1948 вернулся во Францию, поселившись на этот раз не в Париже, а в Ницце. Поддерживал тесные связи со многими культурными деятелями русской эмиграции - Буниным, Ходасевичем, Куприным; среди его западных знакомых были Томас Манн, Андре Моруа, Морис Метерлинк, Джон Голсуорси, Герберт Уэллс. Автор тетралогии «Мыслитель» (романы «Девятое термидора», «Чертов мост», «Заговор», «Святая Елена, маленький остров»), романов «Ключ», «Истоки», многих публицистических очерков с исторической и злободневной тематики. До последних дней писатель хранил теплые воспоминания о Киеве, в котором прошли его детские и юношеские годы. Родной город описывается им в разных произведениях, в разных исторических условиях.

105 лет со дня рождения Махалии Джексон (1911-1972), американской негритянской джазовой певицы (контральто), всемирно известной исполнительницы религиозных песен негров Северной Америки (так называемых госпел). Ее обожали чернокожие американцы, но в то же время она была и кумиром белых интеллектуалов и критиков джаза. 4 раза певица выступала в Карнеги Холл. Ее слушали Гарри Трумэн, Эйзенхауэр, Кеннеди и Линдон Джонсон. Она пела на 70-летии императора Хирохито, а также перед многотысячной толпой 28 августа 1963 года в Вашингтоне, когда Мартин Лютер Кинг произносил свою знаменитую речь «У меня есть мечта». Путь к всемирной славе у певицы, которая вывела «черный» госпел из тесных церквей Чикаго на широкие концертные площадки мира был непростой. Родилась Махалия Джексон в негритянской семье. Отец был рабочим и проповедником - человеком хотя и бедным, но порядочным и благочестивым. В негритянской общине он пользовался непререкаемым авторитетом. В 5 лет Махалия осталась без матери; с 13-ти девочка тяжело работала. В 16 переехала из Нового Орлеана в Чикаго. Работала прачкой, медсестрой. Но какой бы изнурительной ни была работа, Махалия Джексон всегда находила время для пения. Пение было для нее воплощением самой жизни. «Вспомните Давида из Библии: «Пойте громко и радостно Богу». Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, но блюз касается только сердца, тогда как госпел наполняет его божественным чувством любви, умиротворения и радости... Блюз - это песня отчаяния. Госпел принадлежит Богу - это песня надежды» (Махалия Джексон).

100 лет со дня рождения Франсуа Миттерана (1916-1996), французского государственного и политического деятеля, Президента Французской Республики в 1981-1995 годах, основателя Французской социалистической партии (1971), политика, время правления которого, а это рекордные 14 лет, называют «миттеранизмом», а его самого - «великим соблазнителем» французской политики. За годы своего правления Миттеран кардинально реорганизовал социалистическую партию, приведя ее к многочисленным достижениям. Именно при президентстве Миттерана Франция достигла определенного экономического расцвета, но так же, при Миттеране было сделано немало серьезных ошибок, последствия которых французы чувствуют и по сей день. Его президентство было полно парадоксов и противоречий. Франсуа Миттеран родился в небольшом городке Жарнак в буржуазной католической семье. Отец сначала был инженером, а впоследствии стал промышленником. Миттеран учился в католическом колледже, затем получил юридическое образование в Сорбонне и Школе политических наук - кузнице дипломатической и политической элиты Франции. Социалист Миттеран в молодости придерживался правых, даже националистических взглядов. Участвовал во Второй мировой войне, получил легкое ранение; служил чиновником в правительстве Виши, но услышав, что гитлеровцы оккупировали южную Францию, присоединился к движению Сопротивления. В 1943 году ушел в подполье, где был рядовым бойцом и выполнял массу различных задач. Впрочем, командиром он так и не стал. Желтая пресса в последнее время любила обсуждать частную жизнь Франсуа Миттерана, его болезнь (рак простаты), а политические оппоненты, оставив дипломатические намеки, прямо говорили, что «время Миттерана давно истекло». Его не любили как правые, так и левые. Основная причина этой «нелюбви» крылась в том, что Миттеран пытался играть роль своеобразного «объединителя» всех сил, быть «над», и такая «тепло-холодность» президента, привыкших к страстному политического противостоянию французов - раздражала. Многие утверждали, что французы дважды отдавали за Миттерана свои голоса, но не собственные сердца. Но именно в этом и кроется загадка: почему они голосовали именно за «невнятного» Миттерана? Несколько недель назад к столетию Миттерана во Франции вышла книга «Письма к Анн», которая состоит из более 1200 писем Миттерана к своей любовнице (с 1974 года и матери совместной дочери) Анн Пенжо - куратора музея Орсе. Их разделяли 19 лет разницы в возрасте и официальный брак Миттерана, который он даже не пытался разорвать. Первые письма датированы 1962 годом, а последние - 1996. У литературных критиков «Письма» вызвали искреннее восхищение - языком и стилем, а у обычных французов - ностальгию по эпохе Миттерана, который, несмотря на все ярлыки, был и остается чрезвычайно яркой звездой на политическом небосклоне Франции; президентом, достойным своей должности. Особенно по сравнению с теми, кто пришел после него.

Годовщина смерти:

60 лет со дня смерти Вальтера Гизекинга (1895-1956), немецкого пианиста, педагога, композитора. Один из самых выдающихся интерпретаторов французской музыки и оригинальный исполнитель музыки немецкого (его игра придавала ей редкую грацию, чисто французскую легкость и изысканность). В 15 лет он привлек к себе внимание тонкой интерпретацией четырех баллад Шопена, а вскоре дал сразу шесть концертов, где исполнил все 32 сонаты Бетховена. «Самым трудным было изучить все на память, но и это, в конце концов, не стоило слишком больших усилий», - вспоминал впоследствии пианист. У него была уникальная память, которая позволяла разучивать трудные музыкальные произведения очень скоро. Настоящую славу принесло Гизекингу исполнение произведений Равеля, Дебюсси, Моцарта. Точность и совершенство его игры были такими, что большая часть пластинок записывалась пианистом без подготовки и почти без повторений. Это позволяет им хотя бы отчасти передать то очарование, которое излучала его игра в концертном зале.

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-