Отсутствие школы не может быть поводом для разделения ребенка с семьей – Кулеба

Фото 25.10.2016 18:30 110

Доступу украинских детей к качественному образованию препятствуют война на востоке страны, неопределенность с реформированием сети школ, а также коррупция и непонимание местными органами власти необходимости вкладывать средства в образование.

Эти вопросы обсуждали на круглом столе, посвященном обеспечению равного доступа детей к образованию, который прошел во вторник, 25 октября, в Укринформе, сообщает корреспондент агентства.

«О равном доступе детей, которые остались в зоне конфликта, к образованию не может идти речи. 555 школ осталось на временно неподконтрольной украинской власти территории. В серой зоне в 2016-17 учебном году приостановили деятельность 18 школ. На линии разграничения работает 37 школ, где учится 6564 ученика. Де-факто там невозможно организовать качественный учебный процесс, и мы должны это признать», - сказала директор ОО "Фонд "Открытая политика" Ирина Жданова.

Ірина Жданова

По мнению участников круглого стола, этот вопрос можно было решить через развитие дистанционного образования, усиление технологически тех учреждений образования, которые функционируют в районах, граничащих с оккупированными территориями. Также помочь расширить доступ к украинскому образованию для учащихся с временно неконтролируемых территорий Донбасса и из оккупированного Крыма может создание образовательной платформы, доступной в интернете.

Жданова отметила, что проблемы с организацией учебного процесса в разных регионах и формах учебных заведений существуют также и из-за коррупции в системе образования, которая тесно связана с непониманием или нежеланием местных властей вкладывать средства в развитие учебных заведений в регионах.

В частности, по ее словам, так называемые благотворительные взносы, которые платят родители на различные нужды в школах, в то время, когда средства образовательной субвенции в местные органы власти в некоторых регионах держат на депозитах.

«Есть очень негативные примеры, когда эти средства (образовательной субвенции - ред.) не тратились, а лежали на депозитах. И несостоятельность (местной власти - ред.) подать качественные проекты, чтобы по целевому использовать эти средства», - сказала Жданова.

Также, по мнению директора фонда «Открытая политика», определенные проблемы в обеспечении доступа детей к образованию могут возникнуть и через оптимизацию сети учебных заведений. В частности такой ее формы, как интернаты, что может привести к тому, что дети, которые проживают в труднодоступных районах, утратят возможность получить доступное среднее образование. По мнению Ждановой, в этом случае даже такая форма организации учебного заведения как опорная школа не решает полностью эту проблему.

По ее словам, в некоторых регионах в случаях, если в досягаемости отсутствуют школы, родители сознательно направляют ребенка учиться в интернат на так называемую 5-дневную форму обучения, чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса.

Впрочем, как отметил на круглом столе уполномоченный президента по правам ребенка Николай Кулеба, пребывание ребенка в таких учебных заведениях нарушает право ребенка на жизнь в семье.

Микола Кулеба

«Никакое отсутствие школы не может быть поводом для разделения ребенка с семьей, даже для пятидневного обучения», - сказал Кулеба.

Он отметил, что сейчас в учреждениях образования интернатного типа находится около 100 тысяч детей, из которых только 10 тысяч являются настоящими сиротами, т. е. не имеют живых родителей. У всех остальных родители либо лишены родительских прав или не могут содержать детей и переложили ответственность за своего ребенка на государство. Также, по его словам, среди этой категории детей очень много с особыеми потребностями.

«Мы должны создать такие условия (для обучения детей лишенных родительской заботы, так и детей с особыми потребностями - ред.) по месту жительства. Это неотъемлемое право ребенка - жить в семье и ходить в школу», - сказал Кулеба, отметив, что возможности для получения инклюзивного образования должны быть созданы во всех учебных заведениях страны.

Также, по словам уполномоченного по правам ребенка, устаревшей является практика сочетания таких форм интернатных учреждений, как лечебный, социальный и учебный.

«15 тысяч детей у нас в образовательных школах-интернатах для детей, живущих в семьях и нуждаются в социальной помощи. Какое отношение система образования имеет к учреждений, где находятся дети, которые нуждаются в социальной помощи?» - сказал Кулеба.

Примерно такое же количество детей, по его словам, находится в интернатах санаторного типа.

«Во всем мире если дети находятся интернатном учреждении, то учатся в обычной школе. Стратегически мы должны определиться, что в интересах ребенка, а не в интересах ребенка», - отметил Кулеба.

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-