28 октября. Памятные даты

28.10.2016 08:00 365

Сегодня в Украине День памяти погибших по случаю 72-летия изгнания нацистов из Украины

28 октября 1944 года, в ходе Второй мировой войны, самый западный регион Украины – Закарпатье, был освобожден от немецких и венгерских войск. День установлен «...с целью всенародного празднования освобождения Украины от фашистских захватчиков, чествования героического подвига и жертвенности украинского народа во Второй мировой войне...» согласно Указу Президента от 20 октября 2009 года. Изгнание нацистов из Закарпатья началось 9 сентября 1944 года во время Восточнокарпатской стратегической военной операции, составными частями которой были Карпато-Дуклянская и Карпато-Ужгородская фронтовые наступательные операции. В ходе Карпато-Ужгородской операции войска 4-го Украинского фронта получили карпатские перевалы и наступали в Закарпатье. 16 октября советские войска овладели городом Раховом, 24 октября освободили Хуст и Сваляву, 26 октября - Мукачево, а 27 октября - Ужгород. Устоявшейся датой очистки Украины от гитлеровских захватчиков считается 28 октября 1944 года. На самом деле оставался еще Чоп - важный железнодорожный узел на границе Закарпатской Украины, Словакии и Венгрии. 28 октября 1944 года советские войска подошли к Чопу. Вследствие ожесточенного боя, который длился целый день, 29 октября войска 17-го гвардейского стрелкового корпуса, 237, 8 и 138 стрелковых дивизий освободили Чоп. Но скоро нацистские войска перешли в контрнаступление. Отдельные районы Чопа несколько раз переходили из рук в руки. Окончательно Чоп был освобожден лишь 23 ноября 1944 года. Того же 23 ноября нацистов выгнали из села Шоломон (теперь Соломоново). На сегодня это самый западный населенный пункт Закарпатья и всей нынешней Украины. Поэтому именно эта дата должна была быть связана с изгнанием нацистских оккупантов из Украины в ее нынешних границах, ведь до 1945 года Закарпатская Украина еще считалась территорией Чехо-Словакии. Во время Восточно-Карпатской военной наступательной операции были освобождены не только Закарпатье, но и часть Словакии. Советские войска нанесли серьезное поражение 1-й немецкой танковой армии и почти полностью разгромили 1-ю венгерскую армию. Потери с обеих сторон были немалыми. Немцы и венгры потеряли примерно 60 тыс. убитых, 28 тыс. их солдат попали в плен. Относительно советской стороны, то погибло более 50 тыс. военнослужащих, из них более 41 тыс. - убиты и ранены, почти две тысячи пропали без вести, немало было и обмороженных. В этот День поминают погибших воинов, возлагая цветы к памятникам, и осуществляют другие традиционные мемориальные мероприятия.

По инициативе Международной ассоциации анимационного кино (ASIFA; International Animated Film Association), начиная с 2002 года, в этот день уже традиционно отмечается Международный день анимации. 28 октября 1892 года в Париже, в театре Гревен, французский изобретатель Эмиль Рейно впервые публично продемонстрировал свой аппарат - праксиноскоп, который показывал двигавшиеся картинки. С тех пор анимация прошла огромный путь: от простеньких черно-белых немых мультиков до умопомрачительных разработок 3D - 4D анимации. Впрочем, какими бы ни были компьютерные программы и как бы быстро не развивались технологии, ничто не заменит в этом деле художника, ведь персонажа, так же как и его приключения, надо придумать. Не стоит также забывать и о том, что анимационные фильмы создаются не только с помощью компьютера, но и из таких материалов как песок, пластилин, глина, бумага, краски и т.д. Персонажей мультика можно создать с помощью карандаша, но это могут быть и куклы, или обычные предметы быта. Снимать мультфильмы дело не дешевое - одна минута анимации стоит до 10 тыс. долларов. Международный день анимации отмечают более чем в 50 странах мира и значительнее, конечно, во Франции. Но и другие страны, такие как Канада, США, Бразилия, Италия, Португалия, Швеция, Индия, Япония активно приобщаются к торжествам. День анимации есть даже в таких странах как Буркина-Фасо и Камерун. Ежегодно в Международный день анимации, по просьбе АСИФА, одним из известных художников-аниматоров мира создается плакат - визуальный символ праздника. Международный день анимации - хорошая возможность напомнить о созданных в прошлом анимационных шедеврах, а также показать новые экспериментальные работы молодых художников, обменяться специалистам собственным опытом на семинарах. Иногда на этот день назначают мировые анимационные премьеры. Хотя Украина и не является членом Международной ассоциации анимационного кино, но нам есть чем гордиться, ведь украинская анимация за время своего существования, а это почти 90 лет (первые мультики в Украине были сняты в 1927), создала немало достойных образцов анимационного искусства. Украинские режиссеры, сценаристы, художники-мультипликаторы привозили призы с фестивалей в США, Японии, Франции, Швейцарии, Польши, из других стран. Сегодня украинское анимационное искусство трудно представить без таких имен как Евгений Сивоконь («Осторожно - нервы!», «Засыплет снег дороги...», Ирина Гурвич («Как жены мужей продавали»), Владимир Дахно и Эдуард Кирыч (авторы мультипликационного сериала «Как казаки...»), Владимир Гончаров («Камень на дороге», «Годы мои»), Давид Черкасский («Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ»), Степан Коваль («Шел трамвай девятый номер»), Олег Педан («Железный волк», «Светлая личность»), Александр Бубнов («Последняя жена Синей Бороды», мультфильмы про Шерлока Холмса), Екатерина Чепик («Выдумка»).

События дня:

130 лет назад (1886) в гавани Нью-Йорка состоялось торжественное открытие статуи Свободы - величественного монумента, символа свободы и демократии, который стал национальным памятником Америки. Статуя Свободы стоит на острове Свободы (до 1956 года остров Бедлоу), примерно в 3 км к юго-западу от южного округа Манхэттен, одного из округов Нью-Йорка. Автором монумента стал французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, но разработкой внутренней конструкции, каркасом занимался не кто иной, как Густав Эйфель - французский инженер-строитель, тот самый, кто впоследствии спроектирует Эйфелеву башню (1889). Гранитный пьедестал, на котором установлена ​​статуя, изготовлен в США. Монумент был подарен Францией Соединенным Штатам к столетию войны за независимость и в знак поддержки французами свободолюбия американцев. Впрочем, сначала 150-тонный монумент планировали установить в египетском Порт-Саиде, и он должен был стать гигантским маяком на входе в Суэцкий канал - нечто вроде Александрийского маяка и Колосса Родосского в одной скульптуре. Но договориться по этому проекту не удалось, поэтому статуя отправилась в Нью-Йорк. Через океан ее перевозили в разобранном виде (на 350 частей), а уже на месте устанавливали четыре месяца. Некоторые специалисты считают, что прообразом «Железной леди» была известная французская натурщица Изабелла Бойер, вдова Исаака Зингера, основателя известной фирмы по производству швейных машинок. Бартольди наделил образ Lady Liberty знаковыми деталями. Так, 25 смотровых окон, расположенных в короне статуи символизируют драгоценные камни, которые добывают на территории США. А семь лучей, которые исходят из короны - это символ семи морей и семи континентов, то есть знак повсеместного распространения свободы. Чтобы подняться на смотровую площадку, расположенную внутри короны, посетителям нужно преодолеть 192 ступени до вершины пьедестала и 356 ступенек уже внутри монумента. Общая высота статуи - от основания до вершины факела - 93 м. Корона Статуи Свободы стала открытой для посещения только в 2009 году. На соседнем острове Эллис, на котором с 1890 года находился главный иммиграционный контрольный пункт США, расположен Музей иммиграции, где хранится множество документов той эпохи, когда миллионы людей со всего мира стремились стать американцами (только в 1892-1954 гг. в страну въехало более 12 млн человек). Вся территория является национальным парком. 28 октября 1936 года на 50-летнем юбилее открытия статуи президент США Франклин Рузвельт заметил: «Свобода и мир - живые вещи. А для того, чтобы они продолжали существовать, каждое новое поколение должно охранять их, вкладывая в них новую жизнь».

Юбилеи дня:

135 лет со дня рождения Дмитрия Яковлевича Макогона (1881-1961), украинского писателя, культурно-образовательного деятеля. Отец Ирины Вильде. Учительствовал в сельских и частных школах на Буковине и в Галиции. Дебютировал сборником стихов «мужицкой идиллии» (1907), в которой с горькой иронией писал о беспросветной жизни крестьянина. Поэзия «Два письма» - о печальной судьбе эмигранта и его семьи - распространилась на Буковине и Покутье как народная песня. Гимном радикальной партии Буковины стало его стихотворение «К борьбе». Однако основное место в наследии писателя занимают прозаические произведения - сборники рассказов «Школьные картинки» и «Учительские блага», «По нашим селам», «Против волны». Отличительной чертой творчества Дмитрия Макогона является широкое использование народного юмора. В послевоенное время печатал юморески в газетах и ​​альманахах. Ирина Вильде (Дарья Дмитриевна Макогон (по мужу Плотнюк)) - украинская писательница, автор известного романа «Сестры Ричинские» так вспоминает атмосферу, которая царила в семье Макогонов: «Я могу с гордостью сказать, выросла в идеальной семье... В нашей семье царил культ (не дадим себе опорочить этого хорошего слова!) матери. Мама - это была самая высокая и окончательная инстанция во всех спорных вопросах. Теперь только осознаю, какое колоссальное значение имело для формирования моего мировоззрения, моего мировосприятия и то обстоятельство, что я никогда не слышала, чтобы родители не то, чтобы ссорились, а говорили между собой в неприязненном тоне... Отец мой был для меня образцом общественных добродетелей...» Внук Дмитрия Макогона - Ярема Евгеньевич Плотнюк (1935-2012) был востоковедом, переводчиком, и преподавал на кафедре востоковедения (созданной, между прочим, по его инициативе в 1997 году) Львовского национального университета.

80 лет со дня рождения Романа Григорьевича Виктюка (1936), украинского режиссера (вернее бы сказать «известного московского режиссера львовского происхождения»), театрального деятеля. В этом году исполняется 25 лет (1991) созданному им первому в Советском Союзе частному театру - «Театр Романа Виктюка». В начале 90-х годов прошлого века, когда горбачевская перестройка набрала обороты, Виктюк был одним из символов нового времени и нового театра (хотя театральную деятельность начал еще в далеких 60-х - актером Львовского ТЮЗа). Он одним из первых на территории бывшего СССР начал ставить Людмилу Петрушевскую, Жана Жене, Эдварда Олби, Жана Кокто, Теренса Раттигана. Кому его яркие, провокационные постановки нравились, кого наоборот, раздражали, но равнодушных не было. Тогда же художник окончательно перебрался в Москву, приезжая в Украину только на гастроли. Журналисты неоднократно спрашивали его, не намерен ли вернуться он на родину. «Почему бы и нет?.. Но меня сюда никто не зовет», - замечал режиссер. На родине завистливые люди приклеивали Виктюку ярлыки, «диапазон» которых поражает: от «антикоммуниста», «бандеровца» и до «русификатора». Правда, сам режиссер на подобную критику всегда реагировал адекватно: «Когда норма - серость, то она держится друг за друга и боится, что вдруг рядом появится что-то стоящее». А на вопрос, что для него может быть важнее театра, ответил: «Свобода. Школа, в которой я учился во Львове, стояла возле тюрьмы. Из окон верхних этажей можно было видеть, что там делается. Мы были постоянно в поле мощной энергетики воли к свободе зеков и смертников, которые сидели в камерах. Это мне дало чрезвычайный толчок на всю жизнь, я постоянно в этом поле».

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-