2 ноября. Памятные даты

02.11.2016 08:00 338

Сегодня в третий раз отмечается Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов

18 декабря 2013 года на своей 68-й сессии ГА ООН приняла резолюцию 68/163, в которой постановила провозгласить 2 ноября Международным днем прекращения безнаказанности за преступления против журналистов. Дата была выбрана в память о двух французских журналистах, убитых в Мали 2 ноября 2013 года. Эта знаковая резолюция осуждает все акты насилия в отношении журналистов и работников средств массовой информации. Она также настоятельно призывает государства-члены ООН сделать все возможное для предупреждения насилия и привлечения к ответственности виновных в совершении преступлений против журналистов и работников СМИ, а также принять меры для того, чтобы жертвы имели доступ к надлежащим средствам правовой защиты. За последнее десятилетие более 800 журналистов были убиты, освещая события и донося информацию до общества. Только за прошлый год в мире были убиты почти 100 журналистов, а за последние 25 лет - более 2300. По данным статистики, 94% убитых журналистов - местные, только 6% составляют иностранные корреспонденты. 41% убитых журналистов работали в печатных СМИ. Как правило, в девяти из десяти случаев убийцы остаются безнаказанными. Безнаказанность приводит к еще большему числу убийств и обычно становится симптомом обострения конфликта и распада законодательства и правосудия. ЮНЕСКО предупреждает, что безнаказанность правонарушителей наносит ущерб целым обществам, покрывая серьезные нарушения прав человека, коррупцию и преступность. Правительства, гражданское общество, средства массовой информации, а также те, кто заинтересован в отстаивании верховенства закона должны присоединиться к глобальным усилиям по борьбе с безнаказанностью. Как известно, в Украине за годы независимости были убиты почти 70 журналистов. В основном общество и по сей день не знает фамилий убийц, не говоря уже об именах заказчиков.

События дня:

В этот день в 1708 году произошла Батуринская трагедия, или «Резня в Батурине», когда во время карательной операции русские войска под командованием Александра Меншикова захватили гетманскую столицу Батурин и полностью ее разрушили. С необычайной жестокостью казнили защитников и жителей города - казацкую старшину распяли на крестах, которые установили на плотах и ​​пустили вниз по реке Сейм. Все остальные жители, независимо от возраста и пола, были вырезаны. По разным оценкам погибло от 11 до 15 тыс. батуринцев. В историю Украины эти события вошли под названием «Резня в Батурине». Предпосылкой для таких чрезвычайно жестоких действий российского карательного отряда было то, что гетман Мазепа вместе с Войском Запорожским перешел на сторону шведского короля Карла XII. Когда Мазепа, 7 ноября 1708 года, увидел последствия московского погрома Батурина, «это зрелище поразило его в самое сердце». 14 ноября 2008 года в Батурине прошли мероприятия по перезахоронению жертв Батуринской трагедии. Останки были перезахоронены во вновь построенной Замковой церкви Воскресения Господня, которую по приказу сожгли московские войска после взятия города. 300-летие Батуринской трагедии (2008) в Украине отмечалось на государственном уровне.

Фото: twitter

2 ноября 2003 года в Грузии началась «Революция роз», которая завершилась 23 ноября отставкой Эдуарда Шеварднадзе. Началось все с того, что после объявления 2 ноября 2003 года результатов парламентских выборов, оппозиция - «Объединенное народное движение» Саакашвили и «Демократы Бурджанадзе» (руководители Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания) - обвинила правящую верхушку в фальсификации результатов выборов. Согласно официальной версии победу одержали политический блок Шеварднадзе «За новую Грузию» и «Союз за демократическое обновление Грузии» Абашидзе. Сомневались в результатах выборов и подавляющее большинство населения Грузии и международные наблюдатели. В стране начались массовые демонстрации и митинги. 22 ноября группа несогласных, во главе с Михеилом Саакашвили ворвалась в парламент, прервав, таким образом, первую сессию вновь избранного парламента. Президент Шеварнадзе - бывший соратник Горбачева и старый партаппаратчик, который именно тогда выступал перед новоизбранными депутатами, вынужден был покинуть здание парламента. То же сделали и новоиспеченные депутаты. Оппозиционеры и активисты, которые заполнили зал заседаний законодательного органа Грузии, несли с собой розы - в знак мирных намерений. Так появилось красноречивое название «Революция роз», которое облетело весь мир. Революция и действительно была осуществлена ​​мирным путем - ни одного выстрела, ни капли крови, никакого насилия в отношении какого-либо не было совершено. Стоит заметить, что фальсификация выборов стала последней каплей в терпении грузин - в ту пору страна страдала от экономической нестабильности и впечатляющей коррупции - понять, где государственный аппарат, а где воры в законе было невозможно. 23 ноября Эдуард Шеварднадзе подал в отставку, исполняющей обязанности президента страны стала Нино Бурджанадзе, которая вместе с Саакашвили и Зурабом Жванией возглавляла революционное движение. За несколько лет правления им удалось осуществить ряд радикальных реформ и значительно модернизировать страну.

Юбилеи дня:

135 лет со дня рождения Остапа Грицая (1881-1954), украинского литературоведа, критика, переводчика, писателя. До 1914 года преподавал во Львовской гимназии, в 1914-1945 жил в Вене, затем - в Германии (Западной). Автор социально-психологической поэмы «Побег Алексея Перхуна», циклов новелл философского и религиозного содержания «Лицо Сфинкса», «Путем Мессии» и др. Выступал со статьями о творчестве Василия Стефаника, Ольги Кобылянской, Михаила Коцюбинского. Написал предисловия к украинским переводам Мопассана, Стендаля, Флобера, Бальзака, Диккенса. Автор стихотворения на немецком языке «Гений Украины» (о Тарасе Шевченко). Перевел на немецкий язык «Слово о полку Игореве», отрывки из «Энеиды» Котляревского, произведения Шевченко и Франко.

Фото: twitter

110 лет со дня рождения Лукино Висконти (1906-1976), выдающегося итальянского режиссера и сценариста, кинематографиста, который с одинаковым удивительным мастерством мог снять фильм о рабочих, и о жизни высших слоев европейского общества; мастера по-настоящему «большого» стиля, одного из самых ярких представителей «золотого века» итальянского кино наряду с Антониони, Росселини, Пазолини, Феллини, Бертолуччи. Автор фильмов: «Земля дрожит», «Рокко и его братья» (1960, специальный приз МКФ в Венеции), «Самая красивая» (одна из лучших и единственная трагикомическая роль великой Анны Маньяни), «Леопард» (1963, главный приз МКФ в Каннах), «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965, главный приз МКФ в Венеции) «Гибель богов», «Смерть в Венеции» (1971, юбилейный приз МКФ в Каннах), «Людвиг», «Семейный портрет в интерьере», «Невинный». Занимался также и театральными (в том числе оперными) постановками. Происходил из знатного аристократического рода. Несмотря на титул и аристократическое происхождение (принадлежал к одной из древнейших и самых известных аристократических семей Италии), был фрейдомарксистом, принадлежал к коммунистической партии Италии, и, кроме всего, прочего был еще и гомосексуалистом. Сначала Висконти не слишком интересовался кинематографом. Его страстью был театр, но в конце 30-х он едет в Париж и становится ассистентом Жана Ренуара. Во время Второй мировой войны Висконти активно помогал итальянскому движению Сопротивления. Свой первый фильм («Одержимость») снял на собственные средства и на средства итальянской компартии. Следующий фильм - эпический рассказ о жизни сицилийских рыбаков «Земля дрожит» (1948), снятый на Сицилии и в котором задействованы непрофессиональные актеры - произвел фурор и получил приз Венецианского кинофестиваля. Режиссера признали гуру неореализма. В 50-60-е годы Висконти ставил много оперных постановок, в том числе, среди прочих, была знаменитая «Травиата» на сцене «Ла Скала» с Марией Каллас в главной роли (1954). Именно с этого спектакля началась всемирная слава Каллас. Впоследствии певица вспоминала: «Лукино Висконти означает в моей жизни очень важный этап. Никогда не забуду третьего действия «Травиаты», поставленной им. Я выходила на сцену подобно рождественской елке, одетая как героиня Марселя Пруста. Без слащавости, без низменной сентиментальности. Когда Альфред бросал мне в лицо деньги, я не пригибалась, не убегала: оставаясь на сцене с распростертыми руками, как бы говоря публике: «Перед вами бесстыдница». Именно Висконти научил меня играть на сцене, и я храню к нему глубокую любовь и благодарность...» На рояле певицы было только две фотографии - Лукино Висконти и сопрано Элизабет Шварцкопф. В последние годы Висконти пережил «второе рождение» в кино - свидетельство тому - «немецкая» трилогия: «Гибель богов» (чрезвычайно показательный и тонкий фильм о зарождении нацизма), «Смерть в Венеции» и «Людвиг» - непревзойденное никем воспроизведение огромного пласта эпохи конца XIX-го, первой половины ХХ века. Ему - итальянскому аристократу, стопроцентному европейцу, эстету, знатоку театра, музыки, изобразительного искусства - было что сказать.

105 лет со дня рождения Одиссеаса Элитиса (1911-1996), греческого поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе (1979). Автор поэм и сборников стихов («Гелиос Гелиатор», «Ро с Эрота», «Три поэмы под флагом содействия»), публицистической книги «Общественное и личное». Будущий поэт родился в г. Ираклионе на Крите. Его отец владел мыловаренным предприятием. Образование Одиссеас получил юридическое - в Афинах. Еще в студенческие годы он увлекся французской поэзией, начал переводить французских авторов (среди его ближайших друзей были Поль Элюар и Пабло Пикассо), и это определило его дальнейший жизненный путь. Первые стихи Элитиса появились в 1935 году. В 1939 его стихи вышли отдельной книгой под названием «Ориентации». Сборник вышел в свет как раз накануне нападения на Грецию фашистской Италии. Элитис ушел на фронт добровольцем. То, что он увидел и пережил во время войны, впоследствии отразилось в его «Песни героической и скорбной о младшем лейтенанте, погибшем на албанском фронте» (1945) и в сборнике «Достойно есть» (1959), которая получила в Греции первую государственную премию за поэзию. Впоследствии композитор Микасы Теодоракис положил поэму «Достойно есть» на музыку. Одноименная опера-оратория имела большой успех. Во время диктатуры «черных полковников» Элитис эмигрировал в Париж и был там до свержения хунты. Тогда же к нему пришло и широкое признание. Нобелевскую премию Элитису дали как поэту, «который с бесстрашной прозорливостью показал незащищенность человека в современном мире».

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-