12 ноября. Памятные даты

12.11.2016 08:00 516

В этот день в 2014 году впервые в истории человечества на поверхность кометы был посажен спускаемый аппарат «Фили»

100-килограммовый (по космическим понятиям - почти малыш) аппарат был изготовлен Европейским космическим агентством. В 12-летнее путешествие к комете 67Р/Чурюмова-Герасименко был запущен на космическом аппарате «Розетта» 2 марта 2004 года. Задача «Розетты» заключалась в том, чтобы доставить маленький зонд на комету, а затем следить за ним и передавать на Землю ту информацию, которая из него поступала. Путь «Розетты» с прикрепленным «Фили», который находился в режиме сна, не был прямым - космическому аппарату пришлось совершить несколько гравитационных маневров - один раз вокруг Марса и трижды - вокруг Земли. Два с половиной года от «Розетты» не было никаких вестей - космический аппарат двигался по инерции. В мае 2011 года его тоже перевели на режим сна и разбудили только в январе 2014 года. В августе 2014 космический аппарат «Розетта» догнал комету Чурюмова-Герасименко и вышел на ее орбиту. Спуск «Фили» на поверхность кометы был ответственным моментом миссии. По плану зонд должен был с помощью двигателей снизить скорость падения, выбросить два гарпуна на двухметровых тросах, а также просверлить своими ножками почву и таким образом закрепиться на поверхности. Но по неизвестным причинам произошел сбой (не заработали двигатели, не выбросились гарпуны и т.п.) - зонд, ударившись о поверхность кометы, как мячик отскочил от нее и завис (сила тяжести на комете гораздо ниже). Только с третьей попытки «Фили» закрепился, но не там где было запланировано - место оказалось достаточно тенистым и солнечные батареи не могли получать достаточно света. Аккумулятора хватило только на три дня - 15 ноября он разрядился. К тому же, как оказалось впоследствии, зонд упал на бок. Тем не менее, переданной «Фили» информации хватило на много месяцев подряд. Благодаря зонду на поверхности кометы были обнаружены органические вещества, установлено, что на ней есть природные циклы, а также отсутствует магнитное поле. После этого зонд «заснул» вплоть до июня 2015 года, когда комета приблизилась к Солнцу. Ученые получили телеметрию, но новых данных уже не последовало. Сейчас «Фили» вместе с кометой снова удаляются от Солнца. Контакт с зондом потерян. Вероятность того, что от него когда-то получат сигнал равен нулю. Его проводник - космический аппарат «Розетта», который следовал за кометой 6 млрд километров и был на ее орбите два года - столкнулся с кометой Чурюмова-Герасименко 30 сентября этого года - миссия была прекращена. Незадолго до гибели «Розетта» смогла сфотографировать и передать на Землю фото зонда «Фили».

Юбилеи дня:

«Мислитель» Огюста Родена (Мистецький Арсенал, Київ)

176 лет со дня рождения Рене Франсуа Огюста Родена (1840-1917), французского скульптора, одного из основателей импрессионизма в скульптуре. Автор таких известных произведений как «Бронзовый век», «Человек идет», «Иоанн Креститель», памятников «Гражданам города Кале», Гюго, Бальзак, многофигурной композиции «Врата ада». Многие фигуры, выполненные для «Врат ада» стали самостоятельными скульптурами. Среди самых известных - «Мыслитель» (центральный образ композиции, сейчас существует более 50 копиях этой скульптуры, к тому же он установлен ​​и на могиле скульптора), а другая - «Поцелуй». Это произведение давно стало одним из культовых воплощений романтической любви в западном искусстве. Мужчина и женщина, высеченные из одного куска мрамора, слились в страстном поцелуе. Но Роден изобразил не просто абстрактных мужчину и женщину, а конкретных людей - замужнюю аристократку Франческу да Римини и ее любовника Паоло Малатеста, которые являются одними из многочисленных героев непревзойденной «Божественной комедии» Данте. Любовников разоблачил обманутый муж и заколол кинжалом. После всего несчастные еще и попадают на вечные муки в ад. Собственно такую ​​печальную историю поведал нам Данте в «Божественной комедии». Роден сначала хотел ввести эту пару в композицию «Врата ада», но сюжет оказался настолько самодостаточным и популярным, что скульптор решил сохранить Франческу и Паоло как отдельное произведение. Немало работ выдающегося скульптора находится в Париже в музее Огюста Родена (дворец Бирона). Это двухэтажный особняк XVIII в. с садом, на уютных песчаных площадках которого установлены скульптурные композиции «Врата ада», «Граждане Кале» и знаменитый «Мыслитель». Внутри дома можно увидеть как скульптуры, так и многочисленные рисунки Родена. Свои коллекции художник подарил государству. А в «Завещании», адресованном молодым художникам, 77-летний Роден писал: «Больше терпения! Не полагайтесь на вдохновение. Вдохновение вообще не существует. Единственные достоинства художника - мудрость, внимательность, искренность, свобода. Выполняйте вашу работу как честные труженики». Здесь можно вспомнить другого гения, правда, музыкального - Петра Ильича Чайковского, который на вопрос о вдохновении, заметил: «Какое к черту вдохновение! Работать надо...»

111 лет со дня рождения Ивана Антоновича Крушельницкого (1905-1934), украинского писателя, искусствоведа, графика. Сын Антона Владиславовича Крушельницкого и Марии Степановны Крушельницкой. Получив блестящее европейское образование (учился в Венском университете, посещал лекции в Венской Академии искусств, окончил Пражский университет) преподавал в Стрыйской гимназии, руководил театральной школой при Музыкальном обществе им. Н. Лысенко во Львове. Был членом литературных организаций «Горно», «Западная Украина». В 1932 году переехал в Советскую Украину, где принимал активное участие в литературной и общественной жизни. Драматическая поэма «На скалах (Каверна №16)» на конкурсе Наркомпроса в 1931 году была удостоена первой премии. Ивану Крушельницкому принадлежит также ряд графических работ, иллюстрации к произведениям М. Коцюбинского, В. Стефаника. Однако молох репрессий не обошел талантливого украинца. Ивана Крушельницкого в декабре 1934 года вместе с родным братом Тарасом (и еще 26-ю репрессированными) расстреляли в Киеве. Старшему исполнилось 29, а младшему - 25 лет. Их отец - Антон Владиславович Крушельницкий погиб в Соловецком концлагере через три года после гибели сыновей. Мать - Мария Степановна, пережила их в год.

87 лет со дня рождения Грейс Патриции Келли (1929-1982), княгини Монако (с апреля 1956), жены князя Монако Ренье III, кинозвезды 50-х годов ХХ века, одной из самых кассовых актрис своего времени. Снялась в главных ролях в фильмах: «Высокий месяц», «Деревенская девушка» (премия «Оскар») и «Высшее общество», а также в трех фильмах Альфреда Хичкока - «Наберите «М» для убийства», «Окно во двор» (две вершинные киноработы режиссера), «Поймать вора». Однажды Хичкок в беседе с французским кинорежиссером Франсуа Трюффо сказал следующее по поводу Келли: «Если секс слишком откровенный и прямолинейный, он не оставляет места для беспокойства. Знаете, почему я выбираю для своих фильмов сдержанных и прохладных блондинок? Потому что когда безупречная леди показывает, что в сексе она может вести себя со смелостью профессионалки, то от этого захватывает дух. В картине «Поймать вора» я специально снимал Грейс ледяной принцессой, с ее безупречным ледяным профилем. И что она делает на пороге своего номера? Впивается губами в губы Кэри Гранта». Грейс Келли родилась и выросла в знаменитой, строгой и богатой семьи. Ее отец - директор Национальной программы по физической подготовке - не возлагал на свою младшую из трех детей дочь никаких надежд. В интервью журналу «Мак Колл» в 1955 году Джон Келли сказал: «Я думал, что старшая, Пегги, станет знаменитой. Ведь в детстве что бы Грейс не пыталась делать, Пегги все делала лучше». Несколько лет назад в США вышла очередная биография актрисы и принцессы Монако «Высшее общество. Жизнеописание Грейс Келли» (High Society. The Life of Grace Kelly). Автор - Дональд Спото. Кстати, Спото было чрезвычайно трудно собирать факты, работая над биографией Грейс Келли. Интерес к американской актрисе с годами не падает. О ней пишут книги с анализом сыгранных киноролей, о ней пишут и глянцевые журналы, обычно под рубриками с красноречиво сентиментальными названиями: «Великие женщины прошлого» или «Истории великой любви». Снимают и фильмы. Последний из них - кинолента Оливье Даана «Принцесса Монако» с Николь Кидман в главной роли. Кидман была, как всегда, очаровательна, а сам фильм критики в Каннах освистали - чрезвычайно слабым оказался сценарий. Княжеской семье кинолента тоже категорически не понравилась.

Годовщина смерти:

Фото: wikipedia

75 лет со дня смерти Константина (Костя) Антоновича Левицкого (1859-1941), выдающегося украинского общественно-политического и государственного деятеля, адвоката и публициста, действительного члена НОШ и «Просвиты». С 1890 года занимался частной адвокатской практикой во Львове. В конце XIX-нач. ХХ в. Левицкий, способствуя подъему украинского предпринимательства в Галиции, активно участвовал в создании целого ряда важных экономических организаций - «Народная Торговля», страховая компания «Днестр», Краевой Союз Кредитовый (впоследствии - Центробанк). В 1889-1900 гг. редактировал «Журнал Правовой», был многолетним президентом Общества украинских юристов во Львове. В 1899 году выступил соучредителем, а впоследствии избран и председателем Украинской национально-демократической партии. В 1907 году избран депутатом австрийского парламента, в следующем году - галицкого сейма, руководил деятельностью Украинского парламентского клуба в Вене. 9 ноября избран председателем правительства ЗУНР - Государственного Секретариата ЗУНР - ЗО УНР. После оккупации Галиции польскими войсками (1919) был членом зарубежного правительства Директории Петрушевича в Вене, в котором занимал пост уполномоченного по печати и пропаганде, а с 1921 - уполномоченный иностранных дел ЗУНР. В 1924 вернулся в Галицию, где продолжал общественную и научную деятельность. В 1920-1930-гг. возглавлял Союз Украинских адвокатов, был членом Совета адвокатов в Варшаве, директором Центробанка. В 1939 году был арестован органами НКВД, но после двухлетнего заключения - освобожден. В июле 1941 стал основателем и председателем Украинского Национального Совета - органа, который должен был представлять интересы украинского населения западных областей Украины перед немецкими оккупационными властями (ликвидирован по приказу Гиммлера в марте 1942). Умер во Львове. Является автором ценных исторических трудов: «История политической мысли галицких украинцев 1848-1914», «Большой срыв» и др.

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-