«Украинские шерифы» - герои Риги. Кино и война

Аналитика 22.10.2016 09:00 1564

Тема войны в Украине была главной на «Артдокфесте», проходящем в латвийской столице

В Риге с большим успехом было показано новое кино об Украине, снятое как украинскими документалистами, так и зарубежными. Это произошло в рамках программы «Артдокфеста» на Международном рижском кинофестивале (Riga IFF), который проходит в латвийской столице с 13 по 23 октября.

ФЕСТИВАЛЬ - ЭМИГРАНТ НАПОЛОВИНУ

В этом году война в Украине стала главной темой малого «Артдокфеста». А на большом, надеемся, она прозвучит еще громче и колоритней. Для начала поясняем: «малый» - условное, но уже ставшее привычным обозначение первой части этого фестиваля документальных фильмов (Рига, октябрь). А «большой» - это «Артдокфест», несмотря ни на что, все еще проходящий в России - в Москве, Петербурге и Екатеринбурге (декабрь).

Напомним, в 2014 году руководитель знаменитого «Артдокфеста» Виталий Манский, из-за своей позиции по Украине вступивший в конфронтацию с министром культуры России Владимиром Мединским, вынужден был переехать в Латвию. Соответственно, вместе с ним в Балтию перебрался и фестиваль. Так что «Артдокфест», стартовавший 13 октября, проходит в Риге в третий раз (в России - в десятый). Пока фестивалю удается не только сохранять площадку в РФ, но даже расширить ее. В этом году к Москве и Петербургу добавился Екатеринбург.

Манский - человек не только талантливый, но и упёртый. Он до последней возможности будет биться за то, чтобы его фестиваль, имеющий надежную базу в Риге, оставался и в России. «Сам удивляюсь - как он до сих пор там проходит!» - признался на открытии Riga IFF Виталий Всеволодович. (О судебных преследованиях Манского в РФ можете прочитать в нашем недавнем с ним интервью).

Виталий Манский

СКАЖИ ПУТИНУ, ЗА КАКИЕ ЦЕННОСТИ ТЫ ГОТОВ УМЕРЕТЬ

Новая картина Манского «Родные», кстати сказать, уже «не рекомендованная» Минкультом РФ, тем не менее, ожидается к показу в Москве. Как и «Украинские шерифы» Романа Бондарчука. И «Мариуполис» литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса. И «Близкий далекий Восток» чешского документалиста Филипа Ремунды. Все эти ленты - об Украине.

«Самое лучшее, чтобы Путин сдох, и все это прекратилось. Нет Путина - нет проблем». «Год назад мы знали о войне только по рассказам, а сейчас война сплотила нас, как никогда прежде...» Это из «Шерифов».

«Хватит уже Путину защищать русскоязычное население в Украине, пусть защищает русских, которые живут в России в ужасных условиях!» «Ты готов умереть за Киев, Харьков, за Одессу? За Ригу, Таллинн, Вильнюс? Скажи Путину, за какие ценности ты готов умереть?..» Это «Близкий далекий Восток».

«Слава Украине! - Героям слава! Слава нации! - Смерть врагам!..» Это «Мариуполис».

Да, трудно поверить, что перечисленные ленты будут показаны в Москве. Причем, не где-нибудь, а в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате. Но Манский уверен, что будут. Виталию всегда удавалось то, что не под силу другим. Надеемся, удастся и теперь. Очень хочется, чтобы люди могли прийти - и увидеть правду о войне в Украине, показанную в километре от Кремля. И очень интересно будет посмотреть на реакцию зрителей.

«Однако обсуждений, дискуссий и круглых столов на российском «Артдокфесте» не будет точно. Обсуждения - только в Риге!» - предупредил Манский. Что ж, тем внимательней отнеслись журналисты к этим дискуссиям, пометили в ежедневниках: «Не пропустить!»

В СИТУАЦИИ ВОЙНЫ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЧЕТКОЙ

Но сначала - кино. Малый «Артдокфест» обосновался там же, где и весь Riga IFF - в самом центре латвийской столицы, в кинотеатре «Splendid Palace» («прекрасный дворец» - он действительно прекрасен).

Фильмом открытия Riga IFF этого года стала упомянутая ранее картина Манского «Родные». «Прекрасный дворец» на премьере «Родных» был переполнен, фильм приняли на ура! Это настоящее полотно о семье режиссера, живущей во Львове (где Виталий родился, вырос, окончил школу), в Одессе, Крыму и на Донбассе. Люди, одобряющие аннексию Крыма и «сепаратистские республики» Донбасса, в нем также говорят свое слово. «Война разделила мою семью, как и многие другие, на два противостоящих лагеря, не способных и даже не пытающихся найти общий язык, - делится с нами Манский. - Но я и не ставил цели наладить диалог или, больше того, привести этих людей в объятия друг к другу. Я хотел показать, на какой почве, на основе каких непониманий и взаимных претензий могла вспыхнуть война, чем воспользовались российские политики, чтобы ее запалить».

Виталий Манский - режиссер экстра-класса (недаром каждая его работа удостаивается множества международных наград). Он умеет балансировать на грани, раскрывая сложные темы, - делает это, благодаря разнообразным художественным приемам. Ему чаще всего не нужно длинного закадрового текста, бывает достаточно короткой, точной реплики, ставящей авторский акцент. И на этот раз Манский как режиссер прекрасно справился с задачей - зрители видят в его картине именно то, что он хотел показать.

А вот чешский документалист Филип Ремунда преуспел меньше. Его лента «Близкий далекий Восток» вызвала негодование у части публики. Некоторые даже обвинили режиссера в воспевание сепаратизма. Зная Ремунду, можем утверждать: такое невозможно в принципе! Гражданская позиция Филипа однозначна: он против аннексии Крыма, против вмешательства России во внутренние дела Украины. Ремунда и сына своего назвал в честь Олега Сенцова - Олегом (этот славный мальчишка, постоянно забирающийся на сцену, стал любимцем всего «Splendid Palace»).

Чем же объяснить противоречивую, часто негативную реакцию на «Близкий далекий Восток»? Одним - желанием автора сохранить нейтралитет. Герои картины Ремунды - как и у Манского - родственники, члены большой украинской семьи, живущие и на западе Украины, и на оккупированном востоке. Режиссер дает высказаться всем, но при этом не акцентирует собственную позицию. И в результате это оборачивается для картины ощутимым «минусом».

Об этом очень четко сказал посол Украины в Латвии Евгений Перебийнос. Еще совсем недавно, в самые напряженные месяцы агрессии, он был одним из спикеров МИДа Украины, а значит, лучше многих знает, о чем говорит: «Когда идет война, позиция кинематографиста не может быть размытой! Очень важно, чтобы искусство показывало разные точки зрения, но на войне, кроме того, есть еще понятие морали». (Было это на круглом столе «Война и мир: опыт Украины»). Евгения Петровича поддержала видный латвийский политик Сандра Калниете (в начале «нулевых» была главой МИДа, а сейчас - комиссар ЕС по сельскому хозяйству): «Война заставляет выбирать! Сидя здесь, в Риге, мы можем рассуждать отстраненно, однако на войне без позиции нельзя. В ситуации войны отсутствие четкой авторской позиции, к сожалению, играет на руку злу».

После очередного обсуждения расстроенный Ремунда рассказал корреспондентам «Укринформа» о том, что начавшиеся было переговоры о показе его ленты в Украине, завершились ничем. Пока неясно, покажут ли ее вообще. «Ну, когда-нибудь покажут...», - постарались утешить его журналисты.

Но когда? Кто ж знает. Весьма вероятно, что не раньше, чем закончится война, оккупация.

ОБЪЕДИНЕНИЕ РОССИИ В ШОВИНИСТИЧЕСКОМ УГАРЕ

Из круглых столов «Артдокфеста» самый интересный спор обещало название: «Национализм от гитлеровской Германии до путинской России». Правда, сразу возникло некоторое удивление по поводу термина «национализм» в таком контексте. Похоже, на его месте должен был быть «нацизм», но организаторы не решились на такую резкость. И получилось не совсем ловко. Ведь германские националисты были противниками Гитлера, составляя, например, основу заговора полковника Штауффенберга.

Это вообще старая российская традиция, оставшаяся в наследство от СССР: путать понятия «национализм», «радикальный национализм», «нацизм». Сам по себе национализм не плох и не преступен, он начинает представлять угрозу лишь в случае своего злокачественного перерождения... Но, в любом случае, мероприятие действительно оказалось очень интересным.

Отправными точками для обсуждения послужили новые работы живущего в Германии украинского режиссера Сергея Лозницы и израильского документалиста Влади Антоневича. Лозница представил на рижском «Артдокфесте» картину «Аустерлиц», Антоневич - «Кредит на убийство». Первая лента - о концлагерях Второй мировой, ставших ныне музеями, об огромном, специфическом потоке туристов, проходящем ежедневно через эти бывшие «фабрики смерти». Вторая - о преступлениях русских нацистов - убийствах инородцев, гастарбайтеров, совершаемых в наши дни - в современной России, о преступлениях, часто не расследуемых, покрываемых полицией. Оба фильма - колоссальны. И темы, и художественное выражение заявленных тем - все на уровне.

Что же касается последовавшей дискуссии, предугадать ее направление было нетрудно: оттолкнувшись от фашизма и сталинизма, до сих пор в России не осмысленного, официально, на государственном уровне не осужденного, участники круглого стола неминуемо должны были выйти на тему нового русского национализма в радикальном его варианте, нацизма. И вышли. Как сформулировал режиссер-документалист Евгений Митта (сын знаменитого Александра Митты): «На наших глазах происходит объединение России в националистическом угаре».

Именно так. Из этого следует все прочее, в том числе - бесчинства в Украине. Споры вызвала очень важная тема - вопрос вины. Виноваты ли все россияне в том, что происходит сейчас на юго-востоке Украины? Или вина - лишь на тех, кто непосредственно воюет, отправляет туда войска, громко поддерживает происходящее? Некоторые российские журналисты, документалисты говорили, что они-то уж точно не виновны, поскольку сами против войны. И вообще, как люди творческие, - «над схваткой».

Довольно жестко сказал Сергей Лозница: «Ответственность за пропаганду несут и те, кто ее производят, и те, кто ей поддаются. Нужно искать в себе что-то, чтобы она не действовала». Иными словами - виноваты все.

Если нация гордится собой - это хорошо, нормально. Но если начинает говорить о своей исключительности - жди беды. Что, собственно, сейчас и происходит в России. Ни о чем там не говорят сейчас так часто, как о собственном совершенстве, возвышенности, исключительности. Самая высокодуховная страна. Самая нравственная. Самая культурная. Самая правдивая. Самая смелая. А также самая незаслуженно обиженная держава в мире. В общем, далее двигаться некуда, стремиться не к чему, потолок.

И тут любопытно еще одно замечание Сергея Лозницы: «А почему в России до сих пор не празднуют День освобождения от рабства? Кто-нибудь вообще помнит, что это за день? Да, 1861 год. А день какой?.. 19 февраля! Так я интересуюсь - почему не празднуют?..» - «Потому что акт принят, но до сих пор не действует», - остроумно парировал Манский.

Ну да, а в остальном Россия, конечно, самая-самая.

КИНОЗВЕЗДЫ ИЗ СТАРОЙ ЗБУРЬЕВКИ

Наконец, о самом радостном событии рижского «Артдокфеста». Это показ ленты Романа Бондарчука «Украинские шерифы». Замечательный фильм, выдвинутый от Украины на «Оскар», латвийская публика приняла очень хорошо. А когда после показа выяснилось, что в зале находятся главные его герои Виктор Кривобородько и Владимир Рудьковский, зрители устроили им настоящую овацию.

Шерифы из Старой Збурьевки ответили на множество вопросов, в том числе - какой была бы их судьба, доберись сепаратисты до оберегаемого ими села. «Сейчас у нас есть армия, которая нас защитит. Сейчас мы вообще ничего не боимся, - ответил Виктор Кривобородько. - А весной 2014-го создали в Старой Збурьевке свой вооруженный отряд, 50 добровольцев с ружьями» - «Но 50 человек долго не продержались бы!» - «К счастью, проверять не пришлось, до нас война не дошла».

На фуршете после премьеры все хотели непременно сфотографироваться с шерифами - обступали их и в фойе кинотеатра, и на улице Элизабетс, куда «кинозвезды» из Старой Збурьевки время от времени выходили покурить.

А на следующий день Виктор и Владимир стали участниками круглого стола «Патриотизм в документальном кино». Впрочем, там уже скромно молчали - выступал один Роман Бондарчук. Вопросы, между тем, обсуждались важнейшие, к примеру, о роли документального кино в отражении актуальных событий. Как заявил главный редактор московского журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, игровое кино - это, прежде всего, бизнес, а документальное - правда плюс оперативность реагирования. Именно поэтому значение документального кино в моменты исторических кризисов неизменно возрастает. С тем, что сейчас в Восточной Европе, да и вообще в мире, настал именно такой момент, никто не спорил.

Украинский режиссер Алиса Коваленко (в прошлом году она представляла на «Артдокфесте» свою ленту «Алиса в стране войны», а в этом году «на бис» ее повторила) рассказала, что многие молодые документалисты, оказавшись на войне, просто кладут камеру - и начинают перевязывать раны, рыть окопы, варить бойцам борщ. Может, потому документальных фильмов о войне в Украине сейчас не так много, как хотелось бы. Но сама Алиса считает своим предназначением именно документалистику - ведь надо оставить для истории, для тех, кто впоследствии будет ее изучать, лица, слова, поступки современников - обыкновенных людей, вынужденных стать героями...

По совпадению, именно в дни рижского «Артдокфеста» случилась смерть одного из главарей сепаратистов - боевика Моторолы, взорванного в лифте. Россия и так называемая «ДНР» погрузились в траур. А в Риге, в ходе очередной дискуссии, прозвучал вопрос: хотели бы вы посмотреть фильм о Мотороле, хотели бы его снять? Зачем?! «Чтобы увидеть лицо абсолютного зла, чтобы полнее прочувствовать силу добра», - перечислял аргументы модератор.

Ни желающих снять фильм, ни желающих его смотреть не нашлось.

Ни после войны, ни, тем более, сейчас.

Просто есть темы, которые, как говорят в Украине, - «занадто».

Рита Болотская, Евгения Богоявленская, Рига. 

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-