Роман Луцкий, киноактер, артист Ивано-Франковского драмтеатра
Был уверен, что Ростислав Держипильский возьмется за инсценировку «Век Якова»
23.10.2016 09:00 377
  •  
  •  
  •  

О значительных сдвигах в украинском кинематографе свидетельствует уже тот факт, что за последние два года на авансцену попало немало молодых отечественных актеров, которые играют главные роли в новейших фильмах. Потому что раньше эти места были жестко закреплены только за российскими исполнителями. Одно из таких новых имен - Роман Луцкий, ведущий артист Ивано-Франковского драмтеатра.

Не покидая родную сцену на Закарпатье, парень активно пролагает себе звездный путь в наше кино. Его работа в сериале «Век Якова», который недавно прошел на канале «1+1», показала высокий профессиональный уровень западно-украинской актерской школы. Вскоре мы увидим Романа Луцкого еще и в рыцарском фэнтези «Сторожевая застава», где он создал образ древнерусского богатыря Олешки Поповича. А театральные зрители могли запомнить артиста во время триумфальных всеукраинских гастролей Ивано-Франковского театра со спектаклем «Солодка Даруся».

О том, как сумел попасть на главную роль в картину «Век Якова», где приобретал рыцарский опыт и почему любит антикварные вещи, Роман Луцкий рассказал в интервью Укринформу.

- Роман, вы сыграли главную роль в сериале «Век Якова». Кто стал прототипом для создания такого правдивого образа героя?

- Как такового, единого прототипа не было. Но я вырос в селе, поэтому помню очень много разных образов крестьян еще с детства. И теперь, когда приезжаю к родителям в деревню, то невольно наблюдаю за соседями - как они разговаривают, двигаются, даже за их микромимикой. Во время работы над образом Якова я использовал все эти воспоминания.

- Книгу Владимира Лиса «Век Якова» до этого читали?

- Да, еще года за три до приглашения на сериал. Я тогда еще подумал: почему бы этот роман не воплотить на сцене театра? Был уверен, что наш художественный руководитель Ростислав Держипильский возьмется за инсценировку. Но сразу не получилось, а потом эта тема забылась. И вдруг мне позвонили, что на канале «1+1» будет сниматься кино по роману Лиса. Тогда я еще раз перечитал книгу - уже с особым вниманием.

- Вы как-то рассказывали, что тема романа была вам близка, ибо все эти перипетии украинского западного села рассказывала ваша бабушка. Что именно она говорила?

- О смене власти, которые переживает мой герой Яков. Бабушка родилась в 1913 году, поэтому вспоминала, каким было село во времена немецкой оккупации после 1939 года. Тогда велись частые перестрелки, а в поле находили партизан. А однажды ее муж отвез дрова на продажу, и его избили немецкие солдаты, а деньги забрали. Еще бабушка рассказывала немало личных историй ее жизни. И это тоже повлияло на формирование образа Якова. В то время она не жалела ни за одной властью, а заботилась о том, чтобы корова была здорова, а у детей было что кушать. Люди думали о выживании, потому что в семье росли пятеро детей. Возможно, в городах тогда и бушевали политические идеи, но не на селе.

- Как вы делили со Станиславом Бокланом одного героя на двоих - вы в молодости, а он в старости? Конфликта интересов не было?

- Да что вы! У меня есть единственная фотография, где мы снялись вдвоем. В тот день Станислав приехал на съемочную площадку утром, отработал свои сцены, а я должен был сниматься после обеда. Пересеклись на минутку, и все. Больше мы не виделись. Мне даже хотелось, чтобы мы до съемок как-то встретились, обсудили персонажа, но, увы, этого не произошло.

- Как вам было играть такие жаркие сцены любви, ведь нужно было изображать чувства сразу к двум девушкам?

- Почему изображать? Мы все профессиональные актеры, поэтому проблем с этим не было (смеется). Когда ты обдумываешь сцену и видишь перед собой актрису, то чувствуешь эмоции через призму своего персонажа. В книжке было написано, что Яков одну любил, а другую уважал. Еще с детства он был влюблен в Ульяну, однако, несмотря на взаимность чувств, родители выдали ее замуж за парня из состоятельной семьи. И потом Яков встретил польскую шляхтянку Зосю, которая стала его женой, к которой он чувствовал прежде всего уважение. Где-то вот так я видел отношения моего героя с его женщинами. Хотя моя собственная жена уверена, что Яков любил именно Зосю, потому что чувствует отношения героев, как женщина, а я - как мужчина.

- Как вы попали на эту роль, ведь работаете в Ивано-Франковском театре, далеко от столицы?

- Мне позвонил кастинг-директор и пригласил на пробы. Когда я услышал, что будут экранизировать «Век Якова», то конечно, захотел принять участие в таком проекте. Я поехал в Киев, пообщался с режиссером. Однако четкого ответа мне не дали. Держали неделю в неведении. И только уже после съемок в фильме я узнал, что на канале все это время продолжались кастинги - отбирали актеров, советовались. Но в конце все сошлись на моей кандидатуре. И я этому очень рад.

- До конца этого года выйдет новый фильм «Сторожевая застава», где вы играете Олешу Поповича. Как восприняли предложение создать образ былинного героя?

В первом летописном упоминании богатыря Алешу Поповича называют Олешко, именно по-украински. А россияне взяли в оборот образ киевского богатыря, как своего

- Кстати, в декабре, как было заявлено, этот фильм не выйдет. Его премьеру перенесли на следующий год. Пробы на Олешку я проходил еще три года назад. Мне тогда не сказали, возьмут ли на роль, однако я узнал, что проект вообще остановили из-за нехватки финансирования: взлетел доллар, и продюсеры не смогли в таких обстоятельствах снимать фильм. Поэтому я просто подзабыл про эту работу. Представьте, как было приятно, когда летом прошлого года вдруг мне позвонили, чтобы таки пригласить на роль Олешки Поповича! И спросили - могу ли я ездить верхом на лошадях? Я никогда профессионально не катался, поэтому сразу побежал записываться в школу верховой езды у нас в Ивано-Франковске. Осваивал мастерство экспресс-методом (смеется).

- Почему вы своего героя называете Олешко, ведь мы его знаем, как Алешу Поповича?

- Потому что в первом летописном упоминании этого богатыря его называют именно Олешко. А мы все сведения о Поповиче слышали преимущественно на русском языке, где его имя перевели как Алеша, и вроде бы он был русский богатырь, хотя по факту - древнерусский, то есть Киевской Руси. А россияне взяли в оборот образ киевского богатыря, как своего.

- В картине много рукопашных боев. Кто вам давал наставления в битве на саблях?

Каскадеры «Сторожевой заставы» до этого снимались в американском фильме «Триста спартанцев. Расцвет империи»

- Каскадерская группа, которая занималась боями. Она ставила все боевые сцены и трюки. Кстати, это настолько профессиональная команда, что несколько ее каскадеров во главе с наставником снимались в американском фильме «Триста спартанцев. Расцвет империи». Перед нами они грозились, что сама Еви Грин им саблями головы «отрубала» (смеется). Они действительно профи! Я раньше не занимался боевыми искусствами, но они со мной так хорошо поработали, что вытащили на довольно приличный уровень. Когда в театре выпадал хотя бы один свободный день, я мчался в Киев, чтобы поработать с ними в зале, а потом возвращался снова в Ивано-Франковск. Съемки начались в ноябре, и мне было довольно трудно работать, потому что образ Олешко кардинально отличался от Якова. А работать над ними приходилось практически одновременно. Так совпало, что в съемки в «Сторожевой заставе» я вклинил еще и работу над Яковом.

- Кто из них больше похож на вас?

- Хм!.. У меня есть немало присущего и Олешке, и Якову. К характеру Якова я прихожу с годами, а вот мой подростковый период очень похож на жизнь Олешко. Потому что в деревне мы с ребятами тоже дрались, соревновались. Там иное существование, чем в городе. А Олешко тоже простой парень, хотя и с хитрецой.

- Я видела вас в очень щемящем спектакле «Оскар и розовая дама», где вы играли отца умирающего мальчика. Как на вас повлияла паллиативная тема?

- К тому времени, как с этим проектом к нам в театр пришла актриса Ирма Витовская, я даже не знал значения слова «паллиативный». Ничего не слышал об этой проблеме, как и большинство людей в Украине. И это беда. Поэтому я старался, чтобы как можно больше людей приходило на наш спектакль. После того, как мы сделали этот проект, я заметил что не только артисты начали совсем по-другому относиться к проблеме детской смертности. После успеха спектакля «Оскар и розовая дама» в Верховной Раде даже подготовили постановление по правам пациентов. А социальные сети просто взорвались обсуждениями своих эмоций. Люди до сих пор перечисляют благотворительные взносы, поддерживают маленьких пациентов.

- Ваш Ивано-Франковский театр первым начал ставить спектакли по произведениям Марии Матиос, хотя национально-патриотическая тема тогда еще не была такая популярна. Что стало толчком к инсценировке «Солодкой Даруси» и «Нации», которые в свое время имели сенсационные гастроли по украине?

- Это не случайно. «Солодку Дарусю» мы поставили еще студентами института искусств Прикарпатского национального университета. Я играл Михаила. Художественным руководителем нашего курса был Ростислав Держипильский. Но он тогда еще не был художественным руководителем Ивано-Франковского драматического театра, его актером. В литературных кругах тогда активно обсуждали книгу Марии Матиос. Ростислав Держипильский также обменялся впечатлениями со Святославом Вакарчуком. Они оба плакали, листая страницы «Солодкой Даруси». Режиссер и нас заразил этим произведением, поэтому мы решили сделать дипломной работой курса инсценировку этого романа. Из Львова пригласили песенного режиссера Наталью Половинку, а для пластического решения спектакля - Андрея Кирильчука. Кстати, Андрей сейчас один из лучших мимов в Европе, а начинал в нашем театре, а Наталка Половинка - просто феноменальная женщина. Так совпало, что как раз во время защиты дипломов Ростислава Держипильского назначили директором-художественным руководителем Ивано-Франковского драмтеатра. Поэтому мы показывали премьеру «Сладкой Даруси» уже на профессиональной сцене. Зрители и специалисты были в восторге от увиденного, плакали во время просмотра. Спектакль сразу взяли в репертуар, а все ее исполнители автоматически попали на работу в театр. К нам приехала Мария Матиос, началась ее дружба с театром. Впоследствии мы поставили вторую спектакль по ее произведению - «Нация», затем третью - «...Почти никогда не наоборот». Это все было очень хорошо, но мы уже немного заскучали и начали просить художественного руководителя: «Давайте поставим что-то современное, потому что эти гуцулы уже поперек горла...» Но он настаивал, что нашему региону нужны такие темы: мол, если каждая область показывала бы произведения о жизни именно ее края, то это бы создавало истинную художественную карту Украины. Эти спектакли нашего театра действительно козырные, потому их лучше всего посещают и приглашают на гастроли по украине и за границу. Мы с этим спектаклем побывали в США, Канаде, Польше и сейчас планируем тур по Европе.

- Роман, ваши герои - в основном сельские ребята. Не боитесь, что вас в дальнейшем будут использовать только в этом амплуа?

- Я думал об этом. Конечно, мне не хотелось бы быть заложником одного образа. Я уже даже отказался от предложения сыграть еще одного интересного парня. Бесспорно, как актеру, мне жаль отказываться от некоторых ролей, но хочется грамотно построить свою карьеру.

- Поэтому согласились сыграть плохого парня в фильме «Теперь я буду любить только тебя»?

- Нет. Продюсер этой картины Елена Фетисова мне позвонила с предложением, потому что до этого у меня была роль в ее картине «Параджанов». Елена сказала, что роль по объему небольшая, но я согласился, потому что до этого еще не имел столько предложений в кино успел сняться только в фильме «Братья» и «Параджанов». Тогда я еще не задумывался над тем, кого в основном играю в кино. Но теперь другое дело. Надо хорошо все продумывать.

- Меня поразило, что вы самостоятельно реставрировали старинные двери в своем подъезде. Откуда у вас эти навыки и уважение к старине?

- Я давно занимаюсь коллекционированием древностей. Они хранятся у моих родителей в селе. С детства я собирал трубки, топоры, бумажные деньги. Даже есть каменный топор, которому 2 тысячи лет. Люблю аутентичные вещи, поэтому меня очень раздражают пластиковые окна на старинных домах, какие-то новостройки в исторической зоне города, безвкусица в рекламе. А когда в нашем подъезде прохожие устроили городской туалет, и соседи решили поставить новые металлические бронированные двери, я понял, что не могу этого допустить. Реставрацией старых дверей занялся сам. У меня дедушка был столяром, поэтому я видел, как он работает. Я все каникулы пропадал в его мастерской, где имел и свой инструмент. Так и научился.

Лилиана Фесенко, Валерия Полищук. Киев.

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-