Последние новости

Волшебный атолл

Михаил Коронкевич 29.11.2016 10:00 221

О чем я пожалел после просмотра, так это о своих школьных годах. 

Если бы «Альдабру…» мне показали тогда, этого сполна хватило бы, чтобы навек влюбить меня в школьный (и, вероятно, не только школьный) курс зоологии, не говоря уже о любви к природе и богатейшему животному миру нашей планеты.

Стив Лихтаг снял идеальное кино в плане восприятия людьми любых возрастов, но особенно хорош этот формат именно для школьников, получающих одновременно интересный познавательный материал в достаточно легкой форме и информацию к размышлению по ряду серьезных вопросов, касающихся не только важности сохранения уникальной флоры и фауны атолла в Индийском океане, а также мировой флоры и фауны в целом. Именно этим фильм ценен в первую очередь.

Съемки что на самом атолле, что в глубине окружающих его вод Индийского океана завораживают свой красотой и сменяющими друг друга удачными ракурсами, приоткрывающими для нас богатство и разнообразие подводного мира и его обитателей. О самих обитателях тоже нашлось что рассказать, благодаря чему зритель может посмотреть на них с совершенно неожиданных сторон. Работа операторов Ондрея Хосека, Мирослава Хрди и Войцеха Недведа достойна «Оскара» в соответствующей номинации. 

То же можно сказать и о наземных обитателях Альдабры. Каждый из них своеобразен и по-своему уникален. Даже о черепахах, про которых, казалось, мы знаем все, из чешской документалки можно почерпнуть интересные подробности. При этом авторы не поддаются соблазну нарисовать перед нами красивую сказку беззаботной жизни на идиллическом острове. Нет, жизнь на Альдабре, как на земле, так и на воде и под водой — постоянная борьба за существование. Борьба жесткая, не прощающая ошибок, где, как ни банально звучит, выживают сильнейшие в силу непреложных законов естественного отбора. В один момент ты ищешь добычу, а в следующий сам становишься ею, если ты слабее и менее проворен. 

Но фильму удается избежать и другой крайности: он не сосредотачивается на смерти, а показывает в первую очередь красоту живых созданий, населяющих Альдабру, их порой забавные инстинкты, смешные привычки и ситуации из повседневной жизни. Тут очень помог небольшой отход авторов от канонов кинодокументалистики к использованию элементов кино художественного с наделением персонажей своей собственной историей, именем и характером. Элви, Тори, Снупер, Бастер и другие ближе зрителю, чем безымянные черепахи, водная птичка и кокосовый краб. Их судьбой так проникаешься гораздо глубже, и она уже по определению не может быть тебе безразлична. В большой плюс ленте идет и мягкий добрый юмор, с которым ни разу не переусердствовали.

Фильм Лихтага, конечно, не только об атолле с его уникальный фауной, На примере этого острова поднимается глобальная проблема охраны окружающей среды в целом.«Альдабра…» звучит как напоминание человеку о том, что его часто потребительское, варварское и хамское отношение к природе может привести к тому, что любоваться многими ее красотами скоро придется лишь на экране — как воспоминанием, к которому неизбежно будет примешиваться горечь об утраченном и в основном — по своей вине. Шанс оглянуться у человечества еще остается, но медлить с этим уже нельзя. Пример Альдабры — тому подтверждение и, увы, далеко не единственное.

Однако не хочется заканчивать на минорной ноте. Ведь лейтмотив фильма Лихтага, несмотря ни на что, позитивный и финал не дышит обреченностью, а наоборот — верой в то, что человек все же найдет гармонию с природой, как и силы самой природы.

А вообще, ленту Лихтага надо смотреть, никакие слова не передадут всей красоты и очарования, которыми полна Альдабра Этот час с четвертью подарит зрителю незабываемые впечатления, а на большом экране — так и подавно.

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-