Мария Баран, эксперт Ассоциации городов Украины, Ивано-Франковск
Непродуманные решения ЦИК тормозят децентрализацию
27.10.2016 11:45 234
  •  
  •  
  •  

18 декабря ЦИК объявила первые выборы в 143-х объединенных территориальных громадах. Ивано-Франковская область замкнула десятку областей, где в этом году больше всего создано таких громад. На Прикарпатье уже в 4-х ОТГ состоялись выборы, а еще 7 - в ожидании их. Одни называют такой показатель в области успехом, другие - признаком того, что громады не спешат объединяться. Тем временем Верхнянская, Печенежинская и Старобогородчанская ОТГ уже демонстрируют увеличение своих бюджетов в 7 и более раз, реализацию инфраструктурных проектов и активный диалог с иностранными инвесторами.

О том, как идет процесс децентрализации в горных районах, почему до сих пор приходят в упадок села возле Бурштынской ТЭС и каких законов ждут сторонники этой реформы в стране, корреспондент спросил у эксперта по юридическим вопросам Ивано-Франковского регионального отделения Ассоциации городов Украины Марии Баран.

ЧТО ТОРМОЗИТ ВЫБОРЫ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРОМАДАХ?

- Госпожа Мария, среди последних решений ЦИК - выборы в 143-х ОТГ. Семь из этих объединенных громад образовались на Прикарпатье. Но всего таких громад создано значительно больше. Не разочарует ли людей, которые пошли на объединение, то, что теперь они вынуждены повременить с выборами?

- Думаю, люди останутся разочарованными. Ведь громады шли к объединению очень долго. На Прикарпатье такая ситуация сложилась в Олешанской объединенной территориальной громаде, где из-за назначения выборов председателя в селе Озеряны, не состоятся первые выборы в ОТГ. Я знаю, как долго длился там этот процесс. В прошлом году начались общественные обсуждения, встречи, разъяснения законодательства. И вот, когда люди согласились на объединение, когда оказались за шаг до формирования действенного местного самоуправления, до самостоятельного решения вопросов развития своих территорий, они получают вот это "Нет". Это разочарует любого.

Убеждена, что наши сельские головы доведут это дело до завершения, потому что они в него верят. По закону, громада считается объединенной с момента принятия последних решений сессий. То есть, Олешанская ОТГ создана. Единственное, что из-за таких непродуманных решений ЦИК люди потеряют интерес, у них может пропасть желание делать дальнейшие шаги для налаживания жизни в громаде. Да они и не получат финансовой поддержки, не ощутят преимуществ бюджетной децентрализации, которых ожидали уже с 1 января.

- А не логичнее было бы провести эти выборы вместе?

- Логики в проведении выборов сельского головы я действительно не вижу. Потому что после первых выборов главы и депутатов в объединенной территориальной громаде назначаются выборы старост. Следовательно, в тех селах, где будут избирать глав, со временем должны были бы избирать и старост. А это означает, что в стране, где до недавнего времени не могли найти деньги на выборы в ОТГ, тратят средства на тот процесс, который вскоре повторят. Законодательно должна состояться процедура обращения к Верховной Раде Украины об отмене ее постановления по выборам сельского головы. Однако ее не выдержали, потому что до последнего момента не знали, назначат ли первые выборы в ОТГ. Вот так и случился этот казус, и он, конечно, не повлияет положительно на реформу.

- Сколько объединенных громад в Украине вынуждены будут ждать своих первых выборов?

- В общем, 28 громад. Из них три - из-за параллельных выборов глав в одном из сел объединенной громады, а еще 25 - из-за изменений границ районов.

- А почему так остро стал вопрос первых выборов в громадах, которые объединяют населенные пункты смежных районов? Ведь после завершения создания ОТГ деление на районы должно было бы исчезнуть?

- На должном уровне не осуществляется нормативная поддержка основных идей децентрализации. Нормативно-правовые акты принимают не на опережение, а вдогонку.

Еще в сентябре ВР должна была рассмотреть пакет законопроектов, которые бы урегулировали основные проблемные вопросы создания, функционирования объединенных громад и назначения в них первых выборов. Среди них есть законопроект, регулирующий проведение выборов в громадах, объединяющих населенные пункты с разных районов. Если бы парламент принял в сентябре, то сегодня у нас не было бы таких прецедентов в 25 объединенных громадах Украины. Вопрос - сознательно ли это сделано? Ведь если мы декларируем, что реформа децентрализации является первоочередной, то эти законопроекты должны были бы уже получить зеленый свет.

ЕСТЬ СЕЛА, КОТОРЫЕ ЗА ГОД ЗАРАБАТЫВАЮТ МЕНЬШЕ 10 ТЫС. ГРН, НО НЕ ХОТЯТ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ

- На Прикарпатье первая территориальная громада - Тлумацкая - объединилась вокруг города и райцентра. Но те села, где работает автозаправка и агрохолдинг, так и не согласились на объединение. Только богатые села не хотят объединяться?

- В целом, самодостаточные села считают, что это лишь их богатство и делиться им не хотят. Здесь, по крайней мере, все понятно. Но когда сельские советы, которым заработной платы едва ли хватает на два месяца, выступают против объединения, это, действительно, удивляет.

На Прикарпатье есть села, которые за год зарабатывают меньше 10 тыс. грн, а это означает, что они глубоко дотационные. Поражает, что и такие сельсоветы тоже не хотят объединяться. Очевидно, здесь определяющими являются частные интересы отдельных людей. Мы же знаем, что после объединения громада должна выбрать голову и депутатов. Вероятно, те сельские головы, которые не уверены в своих силах, не мотивируют процесс объединения, а наоборот - активно оказывают ему сопротивление.

- В списке созданных ОТГ на Прикарпатье нет Бурштынской, которая едва ли не первая в области заявила о желании объединиться. Какая там ситуация?

- Действительно, Бурштынская ОТГ может стать очень мощной громадой, поскольку объединяет 19 населенных пунктов площадью свыше 200 квадратных километров, где проживает более 25 тысяч человек. Громада должна была образоваться еще в 2015 году и продемонстрировать реальную способность, развитие и действенное местное самоуправление. Еще в прошлом году из Бурштына планировали направить обращение в ЦИК о назначении первых выборов в ОТГ. Однако после местных выборов в октябре в Бурштыне сменился городской голова, и активность в вопросе добровольного объединения ощутимо спала.

- Поэтому возле Бурштына, где работает мощная украинская ТЭС, и дальше будут хиреть от бездорожья и безработицы села? Не могут ли они взять на себя инициативу обращения о назначении первых выборов, чтобы Бурштынская ОТГ состоялась полноценно?

- Согласно закону, председатель - инициатор объединения - должен обратиться к облгосадминистрации с просьбой ходатайствовать перед ЦИК о назначении первых выборов. Однако стимулировать голову к таким шагам, конечно, могут представители других населенных пунктов. Такие шаги сдвинули бы вопрос Бурштынской ОТГ с мертвой точки. Тогда бы громада оказалась среди тех 25, которым перенесли первые выборы из-за необходимости урегулировать этот вопрос в сообществах, которые объединяют населенные пункты смежных районов. Ведь в Бурштынскую ОТГ согласились войти села Рогатинского и Галицкого районов. А вот промедление с выборами в Бурштынской ОТГ лишь отсрочит возможности привлечения инвестиций для развития сельских территорий.

- Вы объездили более сотни населенных пунктов Прикарпатья, где создание ОТГ идет сложно. Чего еще опасаются люди в этой реформе, кроме возможного закрытия школ и медучреждений?

- Вот как раз эти вопросы, которые вы назвали, звучат на встречах очень часто. Люди переживают за учреждения социальной сферы, чтобы не ухудшились условия обучения их детей, лечения, чтобы не закрылись отделения почты и сам сельсовет, потому что тогда, говорят, село умрет.

Вопросы, которые мы слышим от сельских глав и депутатов, - совсем другого содержания. Представители местной власти обеспокоены тем, какое количество депутатов в ОТГ будет от села, какие полномочия получит староста, будут ли депутаты управлять земельными ресурсами. То есть эти вопросы больше касаются властных и финансовых полномочий.

- Всегда ли люди отстаивают хорошие школы, больницы?

- Часто люди не понимают, что когда в школе учатся 5 детей и работает 25 учителей, то мы финансируем не качество образования, а заработную плату педагогов. А за эти средства, если их сэкономить, можно существенно улучшить материальную базу современной школы. В горных районах родители возмущаются: "Вы себе представляете, как возить ребенка целый день?" Даже когда мы начинаем объяснять, что оптимизацию школ никто сразу не будет проводить, что прежде всего в громаде нужно сделать хорошие дороги, чтобы время доезда в школу не превышало 30 минут, что с детьми от дома на учебу будут ездить педагоги и дети будут в школах иметь компьютерные классы, современные лаборатории, мультимедийное оборудование, не все люди склонны это поддерживать. Несмотря на это, немало родителей, которые понимают необходимость качественного образования, уже сейчас отправляют детей в лучшие учебные заведения.

СНАЧАЛА - СТРОИТЬ ДОРОГИ, А ПОТОМ - ОПТИМИЗИРОВАТЬ ШКОЛЫ

- А как вообще проходит процесс децентрализации в горных районах?

- Сегодня доказано: если образуется громада с населением более 10 тысяч человек и площадью свыше 200 квадратных километров, то это именно та громада, которая будет иметь потенциал для развития. Впрочем, если говорить о горных территориях, то, кроме требования добровольности объединения и способности громады, должны учитывать и другие условия. К примеру, мы обязательно принимали во внимание исторические, культурные, природные и другие факторы. Так образовываются громады в Верховинском районе, уже объединилась Космацкая громада в Косовском районе. Надо сказать, что там не совсем соблюдены условия методики объединения. Потому что время доезда от центра громады до населенных пунктов за 25 км может занять больше часа. Если бы эти объединения имели большую конфигурацию, то люди не смогли бы получить вовремя качественные административные услуги. А основой объединения является приближение этих услуг к людям. Также мы не смогли бы дождаться скорой или пожарной через 30 минут, как это требует методика, потому что в горах дорог с твердым покрытием просто нет. Дорожная инфраструктура уничтожена полностью.

Помню, как мы добирались до села Устерики в Верховинском районе. Два километра до села на автомобиле ехали не 5 минут, а больше 20. То есть, в горных районах при образовании ОТГ должен быть индивидуальный подход. Главное - учесть инфраструктуру населенных пунктов и не ухудшить качество тех услуг, которые уже получают люди.

Вот в Космацкой громаде селяне раньше ехали за админуслугами в Косов, а теперь будут ездить ближе, в село Космач, что сделает услуги более доступными для людей.

- Вы упомянули о село Устерики, которое сначала согласилось войти в Белоберезскую ОТГ, а потом саботировало там первые выборы. На что надеется село и что может получить?

- На самом деле, мы переживаем и болеем за эту громаду. Создание Белоберезской ОТГ инициировал, представлял и защищал ныне действующий ее глава. Этот человек хотел жить в новых, лучших условиях, а потому и планировал достройку детсада в селе Устерики, написав соответствующий проект в Государственный региональный фонд развития. Когда это село заявило на всю Украину, что не хочет больше объединяться, то первое, что я заметила, - это лукавство. Активисты села на своих протестах утверждали, что у них не было общественных обсуждений об объединении. И это неправда, потому что я принимала в них участие.

Какие перспективы у села Устерики? Громада образована. Устерики могут выйти из ОТГ в порядке, определенном законом, но сейчас четко прописанного такого порядка нет. Его можно ждать, а можно руководствоваться законом о местном самоуправлении, который дает возможность решать местным советам вопросы административно-территориального устройства. Можно попробовать прийти к компромиссу за столом переговоров. Но кричать возле зданий Верховной Рады и облгосадминистрации, слепо приравнивая объединения к закрытию школ, почты и сельского совета, не стоит, потому что это не конструктивный диалог.

- Они способны жить самостоятельно, как об этом заявляют?

- Нет, конечно. У них заработной платы хватает лишь на несколько месяцев. О деньгах на развитие говорить бесполезно. Самостоятельно они не смогут развиваться и быть отдельным сельским советом также. Есть два пути: или оставаться в составе Белоберезской ОТГ, где они сегодня находятся законно, или, если они найдут способ оттуда выйти, присоединиться к другой громаде.

В горных районах часто есть наработанные схемы, комфортные для отдельных лиц. Поэтому что-то новое, которое разрушает их планы, создает им дискомфорт, толкает этих людей на сопротивление. Возможно они не ожидали, что в ОТГ сделают перепись объектов, предприятий. Налог на доходы физических лиц, который будет формировать бюджет громады, побудит ее к легальному трудоустройству людей на предприятиях, где часто официально работает 1-2 человека, а реально - значительно больше. Со временем в объединенной громаде эти вопросы будут поднимать, а это не всем нравится. Я только так могу объяснить этот саботаж в Устериках.

- А можно ли законодательно обойти подобный саботаж села в других объединенных громадах?

- Можно, если будет принят Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно добровольного присоединения территориальных громад)", так называемый закон "о масляном пятне". Если 1-2 громады пока не определились, то этот закон позволит им присоединиться к громаде тогда, когда они полностью осознают преимущества добровольного объединения. Убеждена, что блокировать создание объединенной громады из-за нежелания одного села нельзя, потому что это несправедливо по отношению к тем людям, которые решили изменить свою жизнь.

НУЖНО ЛИ ОГРАНИЧИТЬ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ ВО ВРЕМЕНИ?

- До сих пор не заявила о себе потенциальная Яремчанская ОТГ. Не тормозит ли в ней объединение село Поляница, на территории которого работает известный курорт "Буковель"?

- В рамках "Децентрализационного марафона" в июле мы посетили Яремчанскую ОТГ. Там практически все населенные пункты сильные. Почему до сих пор не объединились? Возможно, стоит вопрос разделения определенных сфер влияния... В Яремчанском городском совете сегодня есть очень много проблем, которые необходимо решать совместными усилиями для развития туристско-рекреационного центра. Это и проблемы с водой, и с вывозом мусора и другие. Вместе эти вопросы решить будет значительно легче.

- Вы не чувствуете, что процесс децентрализации может стать бесконечным? Не нужно ли эту реформу ограничить во времени?

- Если говорить о полном завершении процесса децентрализации при условии добровольности, то на Прикарпатье его не будет никогда. То есть, добровольно все 57 громад в области не объединятся.

Здесь сформировалось несколько взглядов на процесс децентрализации. Первый : "Я подожду и посмотрю, к чему это приведет". Очевидно, этот взгляд сформирован в результате неудачных реформ в стране. Следующий: "Пока я могу здесь занимать должность, я буду за нее держаться". То есть частные интересы отдельных руководителей доминируют над общественным благом. Не все хотят поддержать слабого, не хотят вместе развивать действенное местное самоуправление.

На мой взгляд, для добровольного объединения громад нужен еще год. Впрочем, очень боюсь, чтобы за это время не ошиблись отдельные чиновники, не сделали непопулярных шагов. Очень важно закрепить на государственном уровне финансовые гарантии для новообразованных ОТГ. Это - базовая дотация, образовательная и медицинская субвенции, 60% НДФЛ (налог на доходы физических лиц, - авт.) и ни при каких условиях его не уменьшать. Если государство гарантирует неотвратимость всех этих обещаний в течение 5-10 лет, если оно оставит хотя бы на несколько лет инфраструктурную субвенцию для ОТГ, то за это время объединятся еще много громад. После этого процесс децентрализации можно завершить административным путем.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск.

Фото: Юрий Рильчук, Укринформ.

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-