Рынок доставки: есть ли альтернатива лидерам?

01.11.2016 11:36 248

Какой почтовый оператор доставит корреспонденцию быстрее, а какой обойдется дешевле

Общество ценит свое время не меньше, чем деньги. Так было, и так есть. Впрочем, здесь и кроется главная загвоздка в работе отечественных почтовых операторов. Украинцы любят дешево, но хотят быстро. И то, и другое, как правило не подается в комплекте."Если цена невысокая, качество точно хромает..."

Так оно или нет, а еще о спящей конкуренции, «агрессивном маркетинге» и пробелах на рынке почты и логистики узнавал Укринформ.

В целом рынок доставки в Украине в последние годы переживает всплеск. Появилось много частных почтово-логистических операторов, которые доставляют корреспонденцию в течение одних - двух суток. Одновременно с обновленной командой и новыми планами держится на плаву и традиционная государственная «Укрпочта», что входит во Всемирный почтовый Союз.

И если пять лет назад пальма первенства в обмене письмами и посылками между украинцами была за «Укрпочтой», то сегодня некоторые из частных игроков решительно претендует на нишу монополиста.

Компания «Новая почта», чей транспортный парк в начале 2000-х составляли две легковушки, и чья сеть сейчас охватывает более 62% населения, своим ярким красным цветом продолжает переманивать и рядовых потребителей, и бизнес.

Не хотят уступать, но все же уступают «Мост Экспресс», «Интайм», «Автолюкс», «Деливери», «Ночной экспресс». И, несмотря на это, остаются на слуху.

Для потребителя же здесь две беды - он не всегда понимает, на кого ориентируется оператор, и не всегда видит альтернативу лидерам рынка. Попробуем помочь ему в этом разобраться.

СЕТЬ ОТДЕЛЕНИЙ

Несмотря на появление конкурентов, «Укрпочта» остается компанией с наиболее разветвленной сетью. Это более 12 тыс отделений, 10 тысяч из которых находятся в сельской местности.

Такая цифра объясняется рядом государственных обязательств, накладываемых на структуру и которые не выполняет ни один другой игрок на рынке. Это, прежде всего, доставка пенсий, периодических изданий и тому подобное.

А вот среди частных компаний уже не первый год лидирует «Новая почта», которая изначально подавала себя в качестве альтернативы существующей системе.

« «Новая почта» выбрала стратегию развития - быть ближе к клиенту, и в свое время очень агрессивно открывала отделения по всей Украине, становясь действительно ближе к клиенту», - рассказывает эксперт по вопросам рынка связи, руководитель Ukrainin E-commerce Expert Ирина Холод.

Ірина Холод

Сегодня организация имеет свыше 2 тыс. отделений, которые работают с восьми утра до девяти вечера по всей стране, в том числе, районных центрах. Это дает возможность забрать свою доставку по дороге на работу, в обеденный перерыв, словом, тогда, когда это удобно.

Вторую позицию по разветвленности сети среди частных компаний занимает служба экспресс-доставки «Интайм», у нее - более 550 стационарных отделений и 1,5 тыс почтоматов, что, кстати, больше, чем у основного частного конкурента. Склады «Интайм» также есть как в областных, так и в районных центрах. Не добрались они пока разве что к селам.

Да, у «Интайм» есть отделения, которые работают с посылками до 30 кг и документами. Также в черте города находятся и крупные отделения, обслуживающие грузы свыше 30 кг. Именно такая практика разделения успешно действует за рубежом, потому что посылки и грузы требуют принципиально разного подхода к приему, сортировке и отправке. Как правило, такие крупные склады располагаются в промышленных зонах.

ДОСТАВКА ДО ДВЕРЕЙ

Красивое французское слово «курьер» в Украине нередко ассоциируется с ожиданием и недовольством. Наш потребитель, к сожалению, часто сталкивается с несовершенством именно этого вида сервиса.

«Точность курьерской доставки у всех игроков нашего рынка еще страдает. Доставка во временные интервалы - это, ну скажем, удается не всем и не всегда. То есть, ее декларируют, обещают, но не скажешь, что она выполняется в 100% случаев качественно, и человеку не нужно сидеть на одном месте и ждать», - рассказывает Ирина Холод.

Как показала практика, из-за недоверия к услуге «доставка до двери» потребитель сегодня отдает предпочтение именно работе отделений. Для человека приоритет - сэкономить собственное время.

Единая служба доставки, которая вывела сектор курьерских услуг в свой приоритет развития - это «Мост Экспресс».

Компания придерживается западной модели функционирования, что логично, вспомнив ее канадское «корни» (является частью международной корпорации Meest Corporation Inc). Доставка до дверей - главное конкурентное преимущество этой компании.

Минус в том, что у оператора до сих пор относительно небольшая проницаемость в районные центры. Зато он покрывает 44% населения благодаря большим городам, где насчитывается около 500 отделений.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДОСТАВКА

Несмотря на то, что старую добрую «Укрпочту» в последние годы несколько потеснили на внутреннем рынке Украины, в международной доставке компания остается успешной.

Национальный оператор осуществляет перевозку посылок и грузов по всему миру. Преимущество обеспечивает и членство во Всемирном почтовом союзе, который предусматривает определенные льготы для прохождения таможенных процедур.

Вторым игроком на рынке международной доставки не первый год остается компания «Мост Экспресс», которая 20 лет существует на отечественном рынке и долгое время специализируется исключительно на международной доставке. Преимуществом здесь является наличие традиционно огромного трафика из Европы и Северной Америки. (В случае же "Укрпочты" - это, в первую очередь, Китай (доставка из популярных AliExpress, Taobao).

"Пункт международного почтового обмена позволяет с точки зрения таможенных процедур делать это (международную доставку -ред.) - во-первых, гораздо быстрее. Во-вторых, если там пересылаются материальные ценности - намного проще оформление, требуется меньше движений со стороны получателя. Международный пункт почтового обмена - это определенная такая монополия, которая есть у "Укрпочты" и еще нескольких компаний", - рассказывает эксперт рынка, владелец маркетинг-группы OSD group, президент Украинской ассоциации директ-маркетинга Валентин Калашник..

Валентин Калашник

«Новая почта» запустила международную доставку только в конце прошлого года, поэтому как игрок на международном рынке она еще слаба. Дочерняя компания Nova Poshta International занимается доставкой в 200 стран мира. Пока лучше всего налажен процесс доставки в Молдову и Грузию. Недостаток данной услуги в том, что доступна она только при отправке из/в Киев несмотря на прошлогодние обещания расширения в Украине.

Кроме трех операторов, которые ориентируются на весь рынок, есть компании, которые обеспечивают определенные направления. Чаще всего они сотрудничают с бизнес-клиентами.

Например, «Укр-Китай Коммуникейшн» уже 10 лет работает с Китаем в сфере доставки для частных предпринимателей и среднего бизнеса. Международные доставки «Интайм» тоже является партнерским проектом, сориентированным на доправку шин.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОСЫЛКИ

На самом деле безопасность посылки зависит от нескольких факторов. Самый первый и очень простой - упаковка должна быть плотной, цельной, обмотанной скотчем и из плотного картона.

Фото: gagadget.com

У компаний, как правило, есть видеонаблюдение, которое на каждом этапе сортировки и перемещения посылок отслеживает их состояние. Если же вдруг увидели, что ваша посылка пришла надорванной, вы можете написать отказ или претензию, и тогда почтовый оператор обязан реагировать.

Также существует так называемая оценочная стоимость. «Новая почта», «Интайм» к стоимости доставки включают оценочную стоимость, своего рода страховой платеж. Компания компенсирует стоимость доставки, если с вашим товаром что-то случилось по ее вине. В «Укрпочте» также есть обычная доставка, а есть с оценочной стоимостью, тогда она получается дороже.

Отслеживание посылки (трекинг) сегодня практикуют фактически все, в том числе, государственная почтовая служба.

БЮРОКРАТИЗМ - ПРЕОДОЛИМЫЙ?

Одной из причин, почему сегодня частные операторы обскакали «Укрпочту» на рынке, является огромное количество «необходимых» бумажек, которые непонятно где брать, кому потом тыкать и зачем вообще с ними иметь дело.

«Укрпочта - это большая, все еще бюрократическая структура постсоветского времени. Этих бюрократических процедур у нее огромное количество, они существуют и тормозят развитие самой «Укрпочты», - отмечает Ирина Холод.

О том, что с государственной компанией трудно найти общий язык говорят не только случайные потребители, жалуются и потенциальные или экс-бизнес-клиенты. Низкий уровень автоматизации и «недотягивание» до критериев сотрудничества провоцирует партнеров на переход к конкурентам.

«Чтобы начать что-то делать, нужна автоматизация. Мы не могли найти способ автоматизировать работу с "Укрпочтой". Здесь очень большая бюрократия», - жалуется руководитель интернет-магазина F.ua Дмитрий Покотило.

Дмитро Покотило Фото: inpost.ua

В то же время новый генеральный директор "Укрпочты" Игорь Смелянский в рамках Ukrainian E-commerce Congress рассказывал о планах смены работы государственного оператора в сторону более коммерческой составляющей, с повышением качества и скорости. В частности, «Укрпочта» уже несколько месяцев предлагает потребителям кроме стандартной также доставку экспресс-посылок и писем. А с начала сентября услугу в тестовом режиме расширили до районных центров и сел. Это дает преимущество и в ценовой политике: такая доставка обойдется дешевле, чем по тарифу «Новой почты».

ЦЕНА ЗА БРЕНД

Если сравнить среднюю стоимость посылки весом 2 кг по принципу доставки «Отделение-Отделение», то получим следующую ценовую политику:

Укрпочта - 16 грн;

Укрпочта Экспресс - 25 грн;

Новая Почта - 35 грн;

Мист Экспресс - 30 грн;

Ин-Тайм - 30 грн;

Деливери - 19 грн;

САТ - 22 грн;

Ночной экспресс - 26 грн.

Так, дороже всего обойдутся тарифы «Новой почты».

Яркий бренд сделал из этого почтового оператора лидера с высокими ценами на рынке доставки в отделения и возможность диктовать бизнес-партнерам свои условия сотрудничества в качестве монополиста.

«У «Новой почты» есть возможность, являясь по сути монополистом, иметь ценовую надбавку к обычной цене на рынке примерно 20-30% за счет раскручености бренда. На сегодняшний день они просто фантастически смогли с одной стороны быть монополистом, с другой - иметь высокие тарифы в стране», - отмечает Валентин Калашник.

Несколько иная тенденция прослеживается в адресной доставке. Ее нетрудно проанализировать на примере доставки грузов. Здесь одеяло на себя перетягивает «Автолюкс», «САТ», «Ин Тайм», который специализируется на отправке грузов, и «Ночной экспресс». Последний имеет около 90 отделений в украинских городах. По прямым маршрутам (Киев-Днепр, Киев-Львов и т.д.), компания осуществляет доставку за одну ночь.

Например, пятидесятикилограммовый товар от двери до двери разные операторы в среднем вам пришлют по следующим ценам:

Новая Почта - 149 грн;

Мист Экспресс - 167 грн;

Ин-Тайм - 231 грн;

Деливери - 201 грн;

САТ - 235 грн;

Ночной экспресс - 229 грн.

Автолюкс - 235 грн.

РЫНОК, КОТОРЫЙ НИКТО НЕ РЕГУЛИРУЕТ

На сегодня почтовая индустрия в Украине бесспорно развивается и демонстрирует только положительную динамику. Если два года назад «Новая почта» была единственным игроком, способным создать бренд, то сейчас тот же «Интайм» сменил имидж, вложив 180 млн грн в собственное развитие, и даже запустил рекламу на телевидении.

Однако рынок продолжает идти путем, когда каждый оператор создает свою собственную сеть. По городу параллельно бегают машинки до отделений, фактически создавая избыточную инфраструктуру.

«Если бы НКРСИ как орган установил какие-то правила недискриминационного использования инфраструктуры друг друга, то не надо было бы создавать эту избыточную инфраструктуру и, соответственно, не надо было бы ее удерживать. И себестоимость операций значительно снизилась бы», - отмечает Валентин Калашник.

В свое время Датская почта сократила более 30% сети собственных отделений. Они оказались ненужными при использовании частной сети почтоматов.

В Украине были подобные попытки использовать недозагруженную инфраструктуру «Укрпочты» путем выдачи в ее отделениях посылок «Мист Экспресс» и «Новой почты». Но тогда поднялся шум относительно эксплуатации сети национального оператора.

Если бы на уровне регулятора были заданы правила игры для всех, это было бы и выгодно всем. Ведь во многих местах открывать пункты выдачи просто экономически нецелесообразно.

Так поступает Европа, в частности, страны Бенилюкса. Таким же образом можно было бы автоматически решить проблемы отдаленных регионов, где кроме отделений «Укрпочты» до сих пор ничего нет.

Людмила Росик, Киев.

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-