Виталий Григоровский, президент Ассоциации операторов распределительных электросетей
Чтобы обновить электросети, в ближайшие 20 лет необходимо инвестировать 40 млрд долл.
24.11.2016 16:19 331
  •  
  •  
  •  

Недавние погодные катаклизмы снова привели к массовым отключениям электроэнергии по всей стране. К примеру, представители ПАО «Сумыоблэнерго» сообщили, что на подведомственной им территории в середине ноября без электричества оказались 53 населенных пункта. Эксперты убеждены: повторение из года в год такой ситуации - следствие плачевного состояния электросетей в Украине.

О дефиците средств на модернизацию, о суммах необходимых инвестиций, о том, к чему приведет введение стимулирующего тарифа, Укринформ поговорил с президентом Ассоциации операторов распределительных электросетей Украины, членом Общественного совета при Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины Виталием Григоровским.  

- Виталий Владимирович, можно ли говорить о том, что последствия стихии были бы не столь масштабными, если бы не плачевное состояние отечественных сетей?

-  Вы действительно правы. Массовые отключения света в городах и селах Украины после непогоды снова напомнили о давно существующей проблеме. Энергетики и экспертное сообщество в один голос говорят: последствия буйства стихий были бы гораздо менее масштабными, если бы не плачевное состояние эксплуатационного фонда электросетей в нашей стране.

Возьмем ту же Сумскую область. 83% силовых трансформаторов на подстанциях работают более 25 лет. Не в лучшем состоянии воздушные и кабельные линии. Однако их модернизация существенно ограничена из-за дефицита финансовых средств. Из почти 1,3 млрд грн необходимых инвестиций, которые утвердило Министерство энергетики на текущий год, по факту профинансировано будет только 112 млн грн. И это пример недофинансирования только одного облэнерго, а в целом по стране ситуация еще хуже.

- Можете ли вы оценить, какой объем инвестиций необходим для модернизации сетевой инфраструктуры, чтобы достичь уровня хотя бы ближайших соседей Украины?

- По оценкам экспертов, на сегодняшний день строительство одного километра распределительной линии стоит порядка 1 млн грн. Общая протяженность распределительных электросетей в Украине составляет около 800 тыс. км. При этом они изношены на 60% и даже больше.  Чтобы обновить инфраструктуру в ближайшие 20 лет необходимо инвестировать более 40 млрд долларов. О таких цифрах говорят и члены нашей Ассоциации, и независимые эксперты.

- Кто бы, по вашему мнению, мог бы стать инвестором для этого сегмента электроэнергетики - западные энергетические компании, отечественный бизнес, инвестиционное сообщество?

- Инвестиционную активность в сегменте распределения электроэнергии сдерживает несколько факторов. Необходимо понимать, что в отличие от некоторых развитых стран, приватизация в электроэнергетике Украины начались именно с продажи распределительных компаний. Почему было принято такое решение - не тема для нашего обсуждения, давайте просто примем этот факт как данность. Поэтому самый логичный ответ на ваш вопрос - инвестировать в низковольтную распределительную сеть должны, прежде всего, владельцы распределительных компаний. Это преимущественно частный сегмент, а любой частный инвестор начнет вкладывать деньги только в том случае, если будет иметь, во-первых, гарантию возврата вложенных средств, во-вторых, гарантированную величину прибыли на вложенную инвестицию (т. е. норму рентабельности). Эти параметры устанавливаются регулятором - Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. Она, в свою очередь, принимает свое решение на основе действующих законов. Соответственно, если хотя бы на уровне закона инвестор не увидит четко прописанные гарантии возврата вложенных средств и своего заработка, то никаких инвестиций не будет. Все же мы живем при капитализме...

- Но ведь, по сути, от состояния инфраструктуры распределительных сетей и зависит заработок владельцев компаний. Почему в развитие не вкладываются собственные средства предприятий?

- Дело в том, что затраты каждого вида деятельности в электроэнергетике (генерация, транспортировка, распределение) покрываются розничным тарифом. На сегодняшний день в Украине до 90% розничного тарифа составляют затраты на генерацию. В развитых странах этот показатель не превышает 50%. А в наиболее продвинутых экономиках с современными объектами генерации, развитыми транспортными и распределительными сетями затраты покрываются примерно равными частями: треть - на генерацию, треть - на транспортирование и распределение, треть - на налоги.

Соответственно, за рубежом в розничном тарифе покрытие издержек операторов распределительных электросетей составляет не меньше 20%. У нас в лучшие годы этот показатель не доходил и до 8%. А так как подобная ситуация сохраняется на протяжении достаточно длительного периода, распределительные компании испытывают хронический недостаток собственных средств. Их не хватает не то, что на развитие сетей, а часто и на банальное поддержание их в рабочем состоянии. Фактически, мы говорим о хроническом недофинансировании, которое в ряде случаев доходит до 80% от необходимой суммы.

- С 1 января 2017 г. планируется введение стимулирующего тарифа, о котором так много сегодня говорят на рынке. Это кардинальным образом изменит ситуацию?

- На самом деле существующая система тарифообразования по принципу cost-plus, то есть затраты плюс определенная норма рентабельности, на практике изживает себя. Безусловно, если мы хотим реального прихода инвестиций в распределительные сети, нужно переходить на так называемый RAB-тариф (regulatory asset base - Ред.). Его смысл заключается в следующем: национальный регулятор устанавливает для облэнерго тариф на сравнительно длительный период, а также норму прибыли на оценочную стоимость компании. Это даст определенную гарантию стабильности доходов, исходя из которых инвестор сможет понять, какие объемы вложенных инвестиций будут ему возвращены по существующему законодательству, а также оценит свои риски и выгоды.

- Почему вокруг темы RAB-тарифа идут такие серьезные дебаты?

- Достижение цели, ради которой, собственно говоря, сейчас предполагается перевод на стимулирующее тарифообразование, является невозможным при установлении разных уровней доходности активов распределительных компаний (то есть тех активов, которые введены до момента перехода на RAB и после его запуска). С чем это связано? Так или иначе, любая модернизация компании, даже если она уже была проамортизирована, будет проходить при существующем уровне цен. То есть нельзя сказать, что для этой конкретной компании будет установлен пониженный коэффициент в связи с тем, что владельцы в свое время уже получили всю прибыль. Мы живем в режиме реального времени. Вопрос стоит следующим образом: необходима ли этой конкретной компании модернизация для того, чтобы она хотя бы находилась в рабочем режиме. Если необходима, то никто не будет продавать для облэнерго оборудование по ценам, которые существовали на момент создания предприятия - тридцать, сорок или пятьдесят лет назад. Покупать оборудование придется сегодня. И цены будут сегодняшние.

- А как с такой позицией соотносится европейский опыт внедрения RAB-регулирования?

- Мы не всегда можем ориентироваться на примеры наших западных коллег хотя бы по той причине, что в Украине и в развитых экономиках рынок капитала, включая сегмент кредитных ресурсов, находится в совершенно разном состоянии. Позиция нашей Ассоциации состоит в том, что для того, чтобы в нашей стране в распределение электроэнергии пришли реальные инвестиции, необходимо установить единую ставку, то есть единую норму доходов на регуляторную базу активов компаний. С учетом подходов к срокам службы оборудования, которые существовали еще в советское время, мы считаем, что норма дохода на вложенный капитал должна составлять от 17% до 20%. Причем, подчеркиваю, вне зависимости от возраста данного капитала. Уверен, что введение именно унифицированной нормы является обоснованной и необходимой мерой. Об этом, кстати, свидетельствует опыт ряда европейских стран, в которых была введена единая норма уровня доходности (Австрия, Великобритания, Норвегия и пр.) или дифференцированная, но с очень небольшой разницей между ставками новосозданного и старого капитала распределительных компаний (Германия, Хорватия, Швейцария).

- Если развитие ситуации пойдет по этому сценарию, то как введение стимулирующего тарифа отразится на конечных потребителях?

- Хочу сразу пресечь те спекуляции, к которым прибегают политики. Введение RAB-регулирования в конечном счете приведет к снижению розничного тарифа на электроэнергию. Также оно может привести к перераспределению структуры этого тарифа. 

Что касается населения и промышленных потребителей, то новый способ тарифообразования будет способствовать увеличению инвестиционной привлекательности бизнеса по распределению электроэнергии, а это, в конечном счете, самым непосредственным образом отразится на работоспособности системы. Ведь инвестиции сами по себе не являются целью работы облэнерго. Основная задача заключается в том, чтобы повысить уровень надежности энергосистемы Украины. А это автоматически приведет к улучшению обслуживания потребителей и качества товара, который этим потребителям поставляется, то есть электроэнергии.

- Что можно было бы сделать в обозримой перспективе в этом направлении?

- Если предположить, что с 1 января 2017 года будут приняты соответствующие нормы в законодательстве, то, я полагаю, инвестирование средств для первоочередных мероприятий по модернизации и развитию распределительных сетей было бы выполнено до 2020 года. Понятно, что с учетом значительной протяженности распределительных сетей в Украине, это процесс не быстрый. Тем не менее, создание предпосылок для инвестирования будет существенным фактором и достаточно мощным посылом инвесторам со стороны государства для дальнейших усилий по модернизации сетей.

- Благодарю за беседу. 

Елена Мигачева

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-