Евгений Марчук: Для введения военного положения на Донбассе уже есть все основания

05.06.2014 18:45 630

Не вижу иного выхода, как радикально менять формат и технологию АТО или вводить временное военное положение

Необъявленная война со стороны России повергла восток Украины в хаос. Незаконные вооруженные группировки, организованные и управляемые российскими спецназовцами, жаждут стать главным хозяином на украинской земле, терроризируя мирное население и нивелируя саму суть украинской государственности. Сегодня украинская власть все чаще говорит о возможности введения военного положения в Донецкой и Луганской областях.

Есть ли в нем действительно необходимость? Как повлияет военное положение на жизнь гражданского населения в регионе и что даст военным? Об этом в эксклюзивном интервью Укринформу рассказал экс-глава СБУ, бывший премьер, министр обороны и секретарь СНБО, генерал армии Украины Евгений Марчук.

- В Украине сейчас активно заговорили о введении военного положения на Донбассе. Есть ли для этого предпосылки и, собственно, необходимость?

- В целом, есть существенное различие между чрезвычайным положением, о котором ранее шла речь, и военным положением, о возможности введения которого сейчас говорит власть. Военное положение означает наличие наивысшей формы опасности для государства и для народа. Все основания очень хорошо выписаны в "Законе о правовом режиме военного положения".

Если ранее приметы, дающие основания для введения военного положения, были хорошо замаскированы, то сегодня эти основания уже очевидны не только для специалистов.

- О каких приметах и основаниях Вы говорите?

- Сейчас открытую вооруженную борьбу против государственного суверенитета и территориальной целостности Украины ведут военизированные структуры, организованные, в том числе, при государственном содействии со стороны иностранной страны - России. В специальных лагерях они проходят военную подготовку, оснащаются новейшим оружием и транспортом российского производства и при полном содействии российских пограничников нарушают государственную границу Украины, незаконно проникая на украинскую территорию.

Присутствие российских комбатантов на территории Украины уже подтверждено однозначно и многократно, о чем Украина регулярно докладывает документально в Совет безопасности ООН. А первыми "грузами 200", задокументированными уже российскими фотожурналистами при отправке их в Россию через украинскую границу, тема причастности России к участию в боевых действиях в Украине убедительно завершает весь доказательный ряд.

Среди этих организованных военных подразделений обнаружены военнослужащие специальных подразделений России. Хотя таких лиц немного, однако именно они составляют ядро этих хорошо вооруженных отрядов и часто являются главными командирами в них.

Организованная вражеская деятельность этих структур на территории Украины связана с военным противодействием легитимной власти, в том числе на местах. Ведь легитимной властью в Украине являются не только институты Верховной Рады и Президента, но и местные органы власти. И здесь не следует забывать, что местные органы власти Донецкой и Луганской областей абсолютно легитимны.

То есть эти незаконные военные, террористические группировки могут, например, не уважать, как они выражаются, "хунту", которая пришла к власти не так, как им хотелось (хотя после избрания президента крутить эту "шарманку" уже можно было бы и прекратить). Но все местные органы власти обеих областей избраны еще до событий на Майдане и являются безусловно легитимными.

И вот сейчас вооруженные военные структуры, сформированные российскими спецназовцами, и с большим количеством граждан России оказывают вооруженное противодействие именно этим легитимным органам власти, убивают их депутатов, а во многих городах они полностью парализовали всю их деятельность, захватили также многие органы государственной власти в регионе. Они совершают все больше и больше вооруженных нападений на украинские легитимные воинские подразделения и структуры, которые просто выполняют возложенные на них Конституцией и Законом задачи. Ведь даже без каких-либо команд сверху, в соответствии с Законом "Об обороне", оборону Украины, защиту ее суверенитета, территориальной целостности обеспечивают Вооруженные Силы.

Главнокомандующим Вооруженными Силами является не министр обороны, а начальник Генерального штаба (НГШ). Так по Закону. Многие этого не знают. Даже при отсутствии Президента как Верховного главнокомандующего НГШ в соответствии с этим Законом имеет все необходимые полномочия действовать, т.е. защищать территориальную целостность и суверенитет страны. А нападение и ликвидация местных органов власти и подразделений государственной власти в регионах иностранными вооруженными структурами - это и есть военная угроза государственному суверенитету Украины. Кстати, в Законе "Об обороне" есть несколько определений вооруженной агрессии против Украины, которая является основанием для введения военного положения. Среди них есть следующее: "Вооруженной агрессией против Украины считается любое из следующих действий: засылка другим государством или от его имени вооруженных групп регулярных или нерегулярных(!) сил, совершающих акты применения вооруженной силы против Украины...".

- Военное положение нужно вводить исключительно в Донецкой и Луганской областях?

- Уверен, что военное положение должно быть введено в этих двух областях, и, возможно, в некоторых граничащих с ними районах соседних областей. Это должны определять уже силовики вместе с местными органами власти. Включить граничащие районы необходимо в связи с тем, что после объявления военного положения и начала уже несколько иного вида деятельности силовиков все эти вооруженные бандформирования и просто террористы могут попытаться скрыться в соседних областях, исключая попытки скрываться на территории России.

- Что будет с АТО, кто и как будет руководить силовиками?

- Когда вводится военное положение, то в соответствии с Законом должна быть сформирована Ставка Верховного главнокомандующего. При этом она, наверное, не в Киеве должна находиться, а быть приближенной к боевым действиям. И руководить всей операцией тогда уже будет не штаб антитеррористической операции, а начальник Генерального штаба в качестве Главнокомандующего Вооруженными Силами. При стратегическом командовании Верховного главнокомандующего.

Это важный момент. Все без исключения военизированные структуры, предполагающие службу с оружием, должны подчиняться Генеральному штабу. Заканчивается режим АТО и начинается режим военного положения. Но Ставка Верховного главнокомандующего должна быть создана обязательно, потому что если снова из Киева по мобильному телефону и СМС будут руководить боевыми действиями, то лучше ничего не начинать. В соответствии с Законом, военное положение может быть введено на два месяца. Но Президент может его сократить по ходу операции, если для этого будут основания.

- Как будет работать в таких условиях Верховная Рада?

- Военное положение вводится решением Президента по представлению СНБО, а Верховная Рада в двухдневный срок должна его утвердить. Если я не ошибаюсь, после введения военного положения Верховная Рада Украины должна работать беспрерывно, даже ночью. Формально заседание парламента не закрывается, перерыв там может быть на несколько часов. И так - до завершения военного положения.

Как известно, на Донетчину вылетел Председатель Верховной Рады, и.о. Президента Украины Александр Турчинов. Полагаю, он как раз на месте хочет разобраться, изучить ситуацию.

Видно уже сейчас, что будут большие проблемы в парламенте с нейтрализацией "пятой колонны". Они же понимают, какие штрафы им выпишут, если они не завалят Закон о введении военного положения.

- Что будет означать введение военного положения для местного населения Донбасса?

- Прежде всего, военное положение - это очень тяжелый режим для власти в смысле его обеспечения. Объявить военное положение сложно, но сложнее всего - его обеспечить. Многие думают, что когда вводится военное положение, то везде хозяйничают военные. Как раз нет. Закон четко гласит: "Военное положение предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений".

Т.е. Законом предусмотрено, что военные выполняют только свою часть мероприятий, а деятельность других государственных и местных органов власти не умаляется, а наоборот - значительно усиливается. Временные ограничения для гражданского населения очень подробно и исчерпывающе должны быть выписаны в Законе и приняты парламентом. Кроме комендантского часа, который присутствует и при чрезвычайном положении, есть еще много других ограничений для гражданских, проживающих в зоне вынужденных боевых действий и в приграничной зоне. В законе все будет четко выписано и никто не имеет права расширять этот перечень.

С другой стороны, намного больше ограничений для гражданского населения этого региона уже давно фактически ввели террористы и незаконные бандформирования. В тех же Славянске, Донецке, Луганске и других городах никакие органы власти фактически не функционируют, населению некуда обратиться за защитой, разгул криминалитета, милиция и СБУ разгромлены, военных атакуют. Т.е., де-факто, эти бандиты с автоматами и гранатометами уже лишили гражданское население "обычных" прав и свобод, не говоря уже о реальной угрозе развала инфраструктуры жизнеобеспечения.

После введения военного положения с местным населением должна быть предварительно проведена серьезная разъяснительная работа. Да, это сложно, но для этого есть соответствующие технологии, те же листовки-инструкции, сверхмощные громкоговорители из аэростатов или специальных вертолетов, из которых на километры слышно, что объявляется, и многие другие.

Перед началом операций население будет заранее и регулярно предупреждаться о том, когда не следует покидать свои дома, что с такого-то по такое-то время нужно сидеть дома. Населению должно быть разъяснено, что проводятся действия против разбойников и террористов, и что любое содействие этим бандитам является противозаконным, и это уже ответственность самих граждан, как и причиненная такими действиями возможная угроза их жизни и здоровью.

Если проще говорить, то будет сказано: дорогие граждане, если кто-то будет мешать нашим военным, то, извините, вы должны помнить о введенном военном положении. Мы будем уничтожать террористов и разбойников, и если кто-то умышленно будет препятствовать и выходить на линию огня - то это уже личные риски и личный выбор таких людей.

- Что военное положение даст, собственно, самим военным?

- Военное положение, во-первых, раскрывает для военных иной диапазон привлечения сил и средств для ведения боевых действий. Он меняет режим поведения военных, расширяет их права, позволяет применить силу и даже оружие, и не только когда воинскую часть блокируют так называемые сепаратисты. Безусловно, применение силы должно быть разумным и адекватным.

Это должно послужить очень серьезным предостережением для использования так называемого "живого щита", когда колонна автомобилей с боевиками и оружием прорывается с боями через границу из России, заходит в населенный пункт и там прикрывается гражданским населением. Самое главное, что это станет очень действенным сигналом для всех участников подобных акций, которых привлекают эти террористы и российские спецназначенцы: отныне, ребята, если вы будете мешать украинским военным выполнять свои задачи, можете попасть под огонь. Конечно, когда "живой щит" формируется террористами насильно под угрозой оружия, как это делали немецкие фашисты во время войны, тогда нужно действовать осмотрительно.

Здесь стоит подчеркнуть, что введение военного положения - это не объявление войны. Это иной правовой режим, который существенно отличается от военного положения. Это не все понимают.

- Повлияет ли военное положение на ситуацию на границе с Россией, откуда периодически поступает информация о прорывах целыми автоколоннами с боевиками?

- Ранее, когда шли еще первые колонны, по несколько КамАЗов, и украинский боевой самолет подлетал к границе, то пилот не осмеливался стрелять. Даже на своей территории. Поскольку не было военного положения. Поскольку мог и перепутать ночью с гражданским транспортом, которого в условиях указанного режима там просто не должно быть.

Более того, при введении военного положения действия украинской авиации в приграничье с Россией будут более смелыми. Ведь, когда сейчас пограничная разведка передает, что в российском приграничье размещена автоколонна с оружием и боевиками, и она направляется в Украину, то украинские пилоты боятся зацепить часть российской границы.

Однако, при военном положении, когда, например, преследуется вооруженная группа и она бежит в сторону России, то тогда военные уже могут действовать смелее в зависимости от того, куда и как бежит эта вооруженная банда.

Конечно, это очень короткий перечень особенностей военного положения для силовиков. Их намного больше. В целом, военное положение значительно расширяет режим противодействия уже сформированным иностранной страной вооруженным группировкам, которые проходят спецподготовку в военных лагерях на ее территории.

- Некоторые противники военного положения говорят о том, что оно может мешать диалогу с "другой стороной". Хотя, кто может представлять ту "другую сторону", до сих пор непонятно. Как быть с такими аргументами?

- Переговоры возможны, но при соответствующих условиях. Позиция здравого рассудка говорит о том, что переговоры следует вести с местными элитами.

Однако сначала регион должен быть очищен от организованных террористических групп, вооруженных банд, в том числе и с иностранными наемниками. Сразу после завершения военного положения следует объявить о проведении выборов во все местные органы власти. Причем в сжатые сроки.

И только потом, во время выборов, обнаружатся реальные лидеры населения, т.е. представители людей. Диалог нельзя вести с российскими бандитами или какими-то "самопровозглашенными мэрами". А демократически проведенные выборы покажут, кто будет в регионах реальной властью, реальными лидерами. И вот когда будут созданы такие органы местной власти, с ними и нужно будет говорить.

Во время военного положения с боевиками можно вести переговоры только о сложении оружия и об условиях сдачи.

 

- Справятся ли украинские военные с такой задачей?

- Сейчас выбить всех боевиков из Донбасса уже будет очень сложно, поскольку долго тянули. Их уже слишком много и у них уже очень много различного оружия. Однако я убежден, что украинским силовикам это под силу. Необходимый ресурс для этого у нас есть. Главное - это продемонстрировать, что все серьезно, жестко и шутить никто не будет.

Кроме того, уже будет действующий всенародно избранный президент.

Да и сами военные уже поняли и реально ощутили возникшую опасность, которая и сейчас представляет угрозу для всей Украины и для ее граждан. Правда, долго некоторые наши военные, да и не только они, не могли поверить, что наши соседи, российские спецназначенцы или наемники будут на нашей территории хладнокровно расстреливать и подвергать пыткам наших военных и просто граждан.

- И в завершение. Правильно ли я понял, что необходимость в введении военного положения является однозначной?

- Введение военного положения в двух восточных областях Украины - это очень серьезное и чрезвычайно сложное и ответственное решение. Должны быть взвешены все "За" и "Против". Не все так однозначно. Необходим четкий и глубокий прогноз результатов и последствий. Для этого нужно иметь очень много разнородной информации. Есть ли она уже? Будет играть много факторов, в том числе и неожиданных. Конечно, не хотелось бы, чтобы новый Президент Украины начинал с введения военного положения. Но нарастающая, к сожалению, критичность ситуации в этих областях свидетельствует о том, что АТО, в том формате, в котором она сейчас проводится, не скоро остановит этот процесс. А это может привести к катастрофе. Поэтому я не вижу иного выхода, как радикально менять формат и технологию АТО или вводить временное военное положение. Можно посоветоваться с экспертами Совета безопасности ООН. Это очень трудное, но неизбежное решение.

Разговаривал Василий Короткий

Полная версия сайта
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-