Европейский "генетический код" Донбасса

22.12.2014 16:55 918

Попробуйте сказать луганскому "ватнику", что его город основан задолго до Екатерины II, - и он на вас смертельно обидится

Донбасс кормит Украину. Это первый и главный постулат добропорядочного "дамбасянина" - сторонника "русского мира". "Пока Львов танцует - Дамбас работает", - провозглашает он, опрокидывая в рот очередной стопарик водки. Ведь, по его мнению, главным источником национального богатства является тяжелая промышленность, а конкретнее - угледобыча, металлургия, машиностроение. Все то, чем славился Донецкий бассейн. По крайней мере, до того, как он попал в руки луганских "комсомольцев" и других, не менее эффективных "проффесионалов".

Под "Львовом" вышеупомянутый "дамбасянин" понимает Западную Украину в целом, но как правоверный адепт "русского мира" он обязывается ненавидеть весь развращенный Запад, и Европу иначе как "Гейропой" не называет. Претензии к последней приблизительно такие же, как и ко Львову, только приплюсовывается "постулат" относительно обязательного гомосексуализма, присущего, как известно, рядовому "гейропейцу". Этому женоподобному, изнеженному и расслабленному существу, опять-таки, противопоставляется мужественный сталевар с длиннющей кочергой или шахтер с отбойным молотком - как их рисовали на плакатах и изображали на циклопических панно в 50-60 годы прошлого века.

И невдомек бедолаге, что, если бы не европейцы, никакого Донбасса - по крайней мере, в том виде, в котором он есть с конца ХІХ века, - не было бы в принципе.

Донбасс - регион контрастов. В том числе психологических. Попробуйте сказать луганскому "ватнику", что его город основан задолго до Екатерины II, - и он на вас смертельно обидится. Но еще сильнее он обидится, если вы заявите, что к появлению Луганска приложили руку немало иностранцев. Между тем, София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (в замужестве - Екатерина Алексеевна), в Указе которой от ноября 1795-го разрешается строительство литейного завода на реке Луганке, была немкой "чистых кровей". В отличие от мужа - немца только наполовину.

Катерина II. Ф. С. Рокотов, 1763

Но Екатерина - что. Она всего лишь оставила подпись на документе, подготовленном канцелярией. Свидетельств того, имела ли она вообще представление о том, где же находится эта Луганка, история не сохранила. Зато ей (истории) хорошо известно, что строил Луганский завод другой европеец - шотландец (правда, с французской "примесью") Карл (Чарльз) Карлович Гаскойн. Его бюст красуется сегодня у входа в Краеведческий музей и не вызывает у "патриотической" общественности города ни малейшего отторжения (хотя не уверен, что в последнее время в этом плане не произошло каких-то изменений).

Карл Карлович Гаскойн

"Казак Луганский" Владимир Даль родился в поселке Луганский завод на улице Английской (в настоящее время - Даля). Это имя вызывает все у той же общественности умиление, близкое к истерике. Хотя в жилах Даля не текло ни единой капли славянской крови. Отец - датчанин, мать - немка (опять же французского происхождения). Впрочем, Владимир Иванович поселок Луганского завода покинул в четырехлетнем возрасте, поэтому прямого отношения к становлению города не имеет. В отличие от его отца - Иоганна Кристиана Матеуса (Ивана Матвеевича). Он, правда, был не инженером, а врачом, и если бы не рьяность этого европейца в отстаивании санитарно-гигиенических норм, причем не только в пределах заводского ограждения, но и на отдаленных "угольных ломках", история Луганска полностью могла бы пойти по какому-то другому сценарию.

Владимир Даль. Портрет работы Василия Перова, 1872.

К слову, о "ломках". По известной широким массам версии, первооткрывателем угольных залежей в Донецком бассейне является "рудовед" Григорий Капустин. Этому выдающемуся человеку в "колыбели Донбасса" - Лисичанске - даже памятник поставлен. Правда, цифры на въезде в этот город свидетельствуют о его основании в 1710 году, то есть, как минимум, за пять лет до того, как Капустин вообще занялся поиском руды. А на Донце он появился еще позже. Причем свой уголь Капустин нашел не в Лисьей балке, а на реке Кундрючья. Мало того - Берг-коллегия, исследовав привезенный Капустиным уголь, сделала невеселый вывод: "...и по пробе явилось, что от оного уголья действа никакого не показалось, только оной уголь в огне трещит и только покраснеет, а жару от него никакова нет, и как вынешь из огня, будет черно, как и первой".

Памятник Григорию Капустину в Лисичанске

Больше российскому рудоведу поиски угля в Донбассе не доверяли - этим занялся англичанин Грегори Никсон вместе с земляками Джоном Маршаллом, Томасом Крацлином, Томасом Кларком и другими. В 1724 году эти ребята таки нашли уголь на реке Беленькой (это уже неподалеку Лисичанска) и в урочище Скелеватое. Капустин тоже принимал участие в экспедиции, но всего лишь на должности подканцеляриста.

Григорий Григорьевич, может, и обладал даром предвещать залежи руды там, где другие видели только грязь или каменистые склоны буерака, но в Берг-коллегии заседали сплошь выходцы из Туманного Альбиона, для которых геология была наукой. Вот эта наука и сделала Донбасс одним из наиболее передовых и развитых регионов Российской империи.

А еще восточноукраинскую территорию к югу от Северского Донца сделали Донбассом западные капиталы. Например, знаменитый "Лугансктепловоз" учредил немец по национальности и по гражданству - Густав Гартман. "Зато Алчевский меткомбинат - творение рук Алексея Алчевского!" - радостно будут отрицать "патриоты". Кто бы спорил. Но не все так просто.

Густав Гартман

Алексей Кириллович не был единственным владельцем Донецко-Юрьевского металлургического общества ("ДЮМО"). Оно поэтому "обществом" и называлось. Его партнером был Балтазар Герберц. Вообще-то, российский подданный, но фамилия какая-то... неславянская. Опять же: первым директором завода стал Аполлон Мевиус. Кстати, это сын немца Федора Мевиуса, одного из начальников (в 1835-40 годах) Луганского литейного завода. Вообще с луганскими предприятиями связаны имена очень многих европейцев. Однако чего это мы зациклились на одной области? Посмотрим, как шли дела у "старшего брата". То есть - у Донецкой области.

Кто не знает, как назывался всемирно известный сейчас Донецк до 1924 года? Правильно - Юзовка. По фамилии основателя города, валлийца Джона Джеймса Хьюза. Валлийцы - это коренные жители Уэльса, столица которого Кардифф - город-побратим Луганска.

Джон Джеймс Хьюз

Мариуполь основали греки, переселенные сюда из Крыма все той же Екатериной, но начало его индустриальной славы заложил металлургический завод, который построило бельгийское общество "Провиданс". Точнее, в Мариуполе в конце позапрошлого века строили параллельно два завода, практически через забор. Этот, второй, затеяли прус Ротштейн и американец Смит. Не знаю, кому отдать пальму первенства, но в городе до сих пор помнят, что "до революции" завод им. Ильича называли "Русский Провиданс".

Кстати, о бельгийцах. Донецк с райцентром Доброполье связывает железная дорога, которую построили именно они. Там до сих пор вдоль железнодорожного пути стоят вокзальчики нездешнего "готического" вида: "Доброполье", "Мерцалово", "Соленый", "Чунихин"...

Однако продолжим экскурс. Макеевский металлургический появился стараниями французов. Определенное время он носил название "Унион". Енакиевский металлургический завод делали опять же бельгийцы. Старокраматорский машиностроительный - дело рук швейцарца Конрада Ампера... Заводы по производству стекла, химический, керамический и железопрокатный в Константиновке возвели бельгийцы. Машиностроительный в соседней Дружковке - французы. И так далее, и тому подобное...

Определенное количество промышленных "гигантов" и "флагманов" действительно были построены в советские времена, преимущественно в 30-е годы. Но - по западным технологиям, с западным оборудованием и при участии западных инженеров. Или тех "советских" инженеров, кто получил мощный опыт работы на заводах Российской империи.

Когда сошло на нет их поколение и поколение их учеников, технологический и технический уровень производства на "флагманах" быстро начал возвращаться к тому, который был достигнут еще при Гартмане и Алексее Алчевском. Из-за этого и рисовали на плакатах металлургов и шахтеров-стахановцев в виде классических Гераклов, что работать им приходились преимущественно мышцами, а не головой.

У вас еще не образовался комплекс неполноценности перед всемогущим Западом? У меня - нет. Потому что европейцы ехали сюда не как завоеватели и колонизаторы, а - говоря нынешним сленгом - как инвесторы. Наши прадеды успешно перенимали у них опыт. Настолько успешно, что выпускнику Дрезденского политехнического института Евгению Патону ("тому самому", отцу нынешнего президента НАНУ), чтобы получить инженерную должность в России, пришлись год доучиваться в Институте инженеров путей сообщения. Иначе он до уровня местных специалистов не дотягивал.

Все вышеописанное касается так называемой тяжелой промышленности. Что, разумеется, является гордостью Донбасса. Но не только углем и металлом жили обитатели сурового края. Были времена, когда Донбасс – как, к примеру, и сегодня - считался прифронтовым. Рядом простирались земли Крымского ханства и, собственно, Оттоманской империи. От набегов мирное население защищал, среди других "немцев", испанский идальго Хосе де Рибас. В 1785-м он был назначен командиром Мариупольского 4-го гусарского полка, который всего за два года до того назывался Луганским пикинерным.

Несмотря на то, в Луганске, к сожалению, нет Дерибасовской улицы (насколько мне известно, в Мариуполе такой тоже нет), Осипа Михайловича прославили одесситы, следовательно, память о нем теперь полностью "принадлежит" Южной Пальмире. И это еще одно отличие настоящего дамбасянского "патриотизма" - не знать собственной истории настолько, чтобы напрочь забыть о собственных героях.

Да и как их разглядеть за терриконами?

Михаил Бублик, Луганск.

Полная версия сайта
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-