КСУ начал рассмотрение языкового закона

17.11.2016 10:15 372

Конституционный суд в форме устного слушания начал рассмотрение дела по конституционному представлению 57 народных депутатов относительно конституционности закона "Об основах государственной языковой политики".

Об этом Укринформу сообщили в пресс-службе суда.

Народные депутаты просят суд признать закон не отвечающим Конституции. Авторы представления утверждают, что во время принятия документа в парламенте были нарушены процедура рассмотрения и принятия, а также процедура их личного голосования. В частности, нардепы считают, что они были лишены права как законодательной инициативы, так и возможности внесения исправлений, уточнений, а также устранения ошибок и противоречий в тексте законопроекта во время второго чтения.

По мнению народных депутатов, во время рассмотрения Верховной Радой проекта закона было нарушено положение статей 82, 84, 89, 91, 93, 152 Конституции, статей 117, 118, 119, 120, 121 Регламента Верховной Рады, утвержденного законом "О Регламенте Верховной Рады Украины", а также статей 1, 15, 16 закона "О комитетах Верховной Рады Украины".

Как считают народные депутаты Украины, части первая, третья, пятая, шестая статьи 11, части первая, вторая, третья статьи 12, части первая, вторая статьи 13, части первая, вторая, третья статьи 14, статья 15, часть первая статьи 25, часть первая статьи 27 закона противоречат частям первой, второй статьи 10 Конституции, а части первая, третья статьи 18 закона - части второй статьи 24 Основного Закона. По их мнению, названные положения закона создают условия для доминирования регионального языка (языков) над государственным.

Кроме того, субъект права на конституционное представление утверждает, что часть вторая статьи 7 закона противоречит статье 3, частям второй, третьей статьи 10, статье 11, частям второй, третьей статьи 22 и частям первой, второй статьи 24 Конституции Украины, и обращает внимание на то, что предусмотренная указанной нормой закона "выборочная защита региональных языков или языков меньшинств предоставляет привилегии одним языковым группам (национальным меньшинствам) и ограничивает права других, что имеет признаки дискриминации и нарушает принцип равенства граждан перед законом".

Авторы ходатайства отмечают, что часть третья статьи 8, часть третья статьи 11 закона не отвечают установленному в части первой статьи 8 Конституции принципу правовой определенности как составляющей верховенства права. Кроме того, часть третья статьи 7 Закона противоречит пункту 4 части первой статьи 92, статье 140 Основного Закона Украины, согласно которым порядок применения языков в Украине определяется исключительно законами Украины. Конституцией Украины не предоставлены местным советам полномочия относительно принятия решений государственного значения, а местное самоуправление является правом территориальной громады самостоятельно решать вопрос местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

Ссылаясь на правовые позиции, изложенные в Решении Конституционного Суда Украины от 14 декабря 1999 года № 10-рп/99 по делу о применении украинского языка, народные депутаты отмечают, что закон устанавливает возможность использования регионального языка вместо государственного в работе органов исполнительной власти, местного самоуправления и в других сферах публичной общественной жизни, фактически нивелируя статус украинского языка как государственного.

Судьей-докладчиком по данному делу выступает Игорь Слиденко.

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-