Спасти бюджет от «нерядовой» зарплаты

25.11.2016 18:14 2106

Повышение минимальной зарплаты грозит в прах «разнести» государственную зарплатную конструкцию. Правительство спохватилось и предложило целую тарифную реформу

Вследствие двукратного повышения минимальной зарплаты в сторону увеличения, «поплыла» и привязанная к ней тарифная сетка заработных плат в государственном секторе. Расходная часть Бюджета-2017 оказалась под угрозой, но Кабмин нашел выход. Чиновники предложили в формуле расчетов заменить минимальную зарплату на прожиточный минимум. Решение простое и очевидное, но многим может не понравиться.

Формула жизни меняется

Суета вокруг увеличения минимальной зарплаты продолжается. С одной стороны, ожидается, что она качественно изменит социальные стандарты и благотворно повлияет на доходы Бюджета-2017. А с другой, она. образно говоря, кардинально пошатнула государственные устои, поскольку много финансовых расчетов в тарифной политике привязаны именно к минимальной зарплате.

С ее резким повышением стали резко «дорогими» штрафы, пошлины, судебные сборы, заставы, плата за админуслуги, за лицензии, увеличилась денежная помощь и прочее. А самое главное - подорожал труд и пенсионное обеспечение некоторых категорий госслужащих, прокуроров, судей, должностные оклады и пенсии которых в той или иной степени кратные «минималке».

Олександр Данилюк - міністр фінансів України

Поэтому, спасаясь от зарплатного коллапса, Кабмин довольно быстро предложил на рассмотрение Верховной Рады масштабный законопроект № 5130. Основная его цель – во всех имеющихся расчетных формулах, где используется показатель минимальной зарплаты, заменить его на вдвое меньший показатель прожиточного минимума. Причем на тот, что действует на начало календарного года (пересматривается несколько раз в год в зависимости от экономической ситуации и обычно на протяжении года увеличивается – Авт). На сегодняшний день прожиточный минимум, который действовал на 1 января 2016 года составляет 1378 грн для трудоспособных и 1074 грн для нетрудоспособных лиц.

Введение новой формулы значительно сэкономит бюджетные расходы. Особенно в «элитном» бюджетном сегменте. Например, если зарплата судьи Верховного суда ранее составляла 75 минимальных зарплат (должна быть 240 тыс. грн, то теперь будет 103 тыс. грн), председателя Счетной палаты - 30 (96 тыс. грн. – 41 тыс. грн)., оклад члена НАБУ – 19,5 (64,2 тыс. грн. – 26 тыс. грн), судьи местного суда15 (48 тыс. грн. – 20,6 тыс. грн), прокурора - 12 (38,4 тыс. грн. – 16.5 тыс. грн).

Знатоки бюджетного дела говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло - у Кабмина наконец появился шанс кардинально реформировать всю систему оплаты труда в бюджетной сфере. Под более чем благопристойным предлогом - сведения бюджетного баланса. Чем правительство и воспользовалось, перетасовав всю государственную зарплатную конструкцию на свой лад.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, не было бы этих широких жестов с административным повышением «минималки» - не пришлось бы в авральном режиме изыскивать столь «эксклюзивные» рецепты экономии, чтобы решить проблему, созданную на ровном месте. С другой стороны, навести хоть какой-нибудь порядок в системе социального обеспечения давно было пора.

Реализация предложенных изменений, по мнению правительства, «усовершенствует законодательство относительно повышения минимальных размеров оплаты труда и страховых выплат, создаст условия для экономного и рационального использования государственных средств и приведения в соответствие с финансовыми возможностями отдельных положений законов Украины» (цитата из пояснительной записки).

Теперь важно, чтобы депутаты не упирались и проголосовали законопроект до того, как они возьмутся за проект Бюджета-2017. Иначе «торбы» не избежать. Те пресловутые финансовые возможности у нас всегда почему-то оцениваются задним числом...

Ограничения и ручные режимы

А упираться депутаты будут - к гадалке не ходи. Оппозиции есть, где разгуляться. Ведь кроме «технического» снижения зарплат чиновникам и работникам бюджетной сферы, правительство, среди прочего, предлагает:

  • продлить еще на год (уже третий год подряд) ограничение максимальных пенсий в 10740 грн для военных, прокуроров, судей, нардепов, дипломатов. И снова временно, до декабря 2017 года, оставить работающих пенсионеров в названных сферах только на одной зарплате.

  • обязать физических лиц – предпринимателей (кроме избравших упрощенную систему налогообложения) и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, уплачивать единый социальный взнос (ЕСВ).

  • предоставить право Кабмину «в ручном режиме» определять среднюю заработную плату для расчета пенсий по возрасту. Наряду с тем позволил правительству (но не обязал) монетизировать льготы, то есть предоставлять их в денежной форме.

  • предоставить больше полномочий Минфину в вопросах верификации и мониторинга социальных выплат. В частности, требовать любую информацию из различных реестров и распорядителей персональными данными граждан (РАГС и др.).

Все это, а также много других нововведений в бюджетно-социальной сфере обещает горячую дискуссию в сессионном зале. Главное научно-экпертное управление ВР в своем заключении уже обвинило Кабмин в всех смертных грехах. Здесь и искусственность и избирательность механизма замены ключевых социальных стандартов, снижение социальных гарантий, ограничение конституционных прав и свобод, увеличение уровня социального неравенства и т. д.

Удастся ли Владимиру Гройсману убедить депутатов в своих искренних намерениях и исключительной хозяйственности, покажет первое же чтение этого законопроекта. Если документ примут за основу – это будет означать маленькую правительственную победу. Зарубежные доноры и финансисты в ожидании хоть какой-то ясности вздохнут с облегчением. Если вернут на доработку – бухгалтерам-бюджетникам в очередной раз можно идти вешаться.

Оксана Полищук, Киев.

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-