Формирование образовательной политики в современных условиях

25.10.2016 14:00 260

25 октября в 14:00 состоялось заседание "круглого стола" на тему: "Равный доступ к образованию в Украине в условиях новых вызовов". (Зал 2)

Организатор: ОО "Фонд "Открытая политика".

Участники: Николай Кулеба - Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка; Эмине Джапарова - заместитель Министра информационной политики; Олеся Цыбулько - советник Министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины; Ирина Жданова - генеральный директор Фонда «Открытая политика»; Ирина Загородняя - ОО Фонд «Открытая политика»; Алла Зинченко - ОО Фонд «Открытая политика»; Алексей Рябчин - народный депутат Украины; Григорий Бойко - заместитель директора департамента высшего образования МОН; Светлана Кретович - заведующий сектором перемещенных вузов департамента высшего образования МОН; Владимир Божинский - заместитель начальника отдела государственно-общественного управления образованием департамента общего среднего и дошкольного образования МОН; Татьяна Колос - заместитель директора департамента искусств и учебных заведений - начальник отдела учебных заведений и науки Министерства культуры Украины; Ростислав Подольский - проректор по научно-педагогической и учебной работы Донецкий национальный университет; Виталий Носок - ответственный секретарь приемной комиссии Донецкий национальный университет; Валентина Потапова - ЦГП "Альменда"; Сергей Мокренюк - ОО "евромайдан Крым"; Владимир Казарин - и.о. ректора Таврического национального университета (ТНУ); Юлия Скакун - первый проректор ТНУ; Ольга Куришко - юрист Крым SOS; Ольга Антоненко - Донбасс SOS; Дмитрий Погорелов - руководитель образовательного портала «Педагогическая пресса»; Людмила Иванова - директор Международной украинской школы.

Обсуждались вопросы:

1.Реформа среднего образования: главные проблемы в контексте обеспечения равенства доступа к качественному образованию.

2.Упрощение система поступления для абитуриентов Донбасса и Крыма: итоги и проблемы.

3.Перспективы развития дистанционного образования и экстерната.

4.Презентация онлайн-платформы доступное Образование.

Справочно. По результатам круглого стола будут подготовлены обобщающие материалы (резолюция) с предложениями для дальнейшего формирования образовательной политики и внедрения реформ для обеспечения равного доступа к образованию, учитывая новые вызовы.

Итоговые материалы:

Образование на украинском языке в Крыму необходимо вести дистанционно - Джапарова

Сохранение возможности получения украинского образования на территории оккупированного Крыма должно стать одним из приоритетов государственной политики в Украине. Для этого необходимо создать платформу дистанционного обучения на украинском языке.

Об этом во вторник в Укринформе на заседании "круглого стола" на тему: "Равный доступ к образованию в Украине в условиях новых вызовов" заявила первый заместитель министра информационной политики Украины Эмине Джапарова, сообщает корреспондент агентства.

"Без создания эффективной мобильной онлайн платформы дистанционного обучения на украинском языке мы не сможем идти дальше. Сегодня фактически за три года оккупации Крыма детям, которые еще помнят украинский язык, которые изучали украинскую историю, литературу и правоведение, будет достаточно легко продолжить образование хотя бы последние классы. Однако со временем, чем дальше, тем больше, мы будем иметь ситуацию, когда дети будут дистанцированы от украинского образования и тут конечно, без такой онлайн платформы мы дальше пойти не сможем", - сказала Джапарова.

Анализируя сегодняшнюю ситуацию в Крыму с обучением детей в средней школе, она отметила, что "фактически образование там превратилось в инструмент откровенной пропаганды, когда под лозунгом патриотического воспитания детям навязывают абсолютно режимные вещи, когда оправдывается режим несвободы..., когда страна, которая является агрессором по отношению к Украине, совершает ряд преступлений, и образование, учителя оправдывают это".

По словам замминистра информполитики, в настоящее время в Крыму менее 1% школьников имеют доступ к украинскому языку.

"То есть, сегодня в Крыму все, что связано с Украиной и в том числе с украинским образованием, является потенциальным риском. Это факт", - отметила Джепарова.

Она подчеркнула, что в создании платформы дистанционного обучения могут принять участие такие международные организации, как ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ.

"Необходимо при реформировании системы образования предусмотреть финансирование и создание такой платформы. Я думаю, что системы ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ могли бы принять участие в финансировании проекта онлайн платформы дистанционного обучения на украинском языке", - резюмировала Джапарова.

В Укринформе обсудили проблемы доступа украинских школьников к образованию и пути их решения

Доступу украинских детей к качественному образованию препятствуют война на востоке страны, неопределенность с реформированием сети школ, а также коррупция и непонимание местными органами власти необходимости вкладывать средства в образование.

Эти вопросы обсуждали на круглом столе, посвященном обеспечению равного доступа детей к образованию, который прошел во вторник, 25 октября, в Укринформе, сообщает корреспондент агентства.

«О равном доступе детей к образованию, которые остались в зоне конфликта, не может идти речь. 555 школ остались на временно неподконтрольной украинской власти территории. В серой зоне в 2016-17 учебном году приостановили деятельность 18 школ. На линии разграничения работает 37 школ, где учатся 6564 учащихся. Де-факто там невозможно организовать качественный учебный процесс, и мы должны это признать», - сказала директор ОО «Фонд Открытая политика» Ирина Жданова.

По мнению участников круглого стола, этот вопрос можно было решить путём развития дистанционного образования, усиления технологически тех учреждений образования, которые функционируют в районах, граничащих с оккупированными территориями. Также помочь расширить доступ к украинскому образованию для учащихся из временно неконтролируемых территорий Донбасса и оккупированного Крыма может создание образовательной платформы, доступной в Интернете.

Жданова отметила, что проблемы с организацией учебного процесса в разных регионах и формах учебных заведений существуют также и из-за коррупции в системе образования, которая тесно связана с непониманием или нежеланием местной власти вкладывать средства в развитие учебных заведений в регионах.

В частности, это, по её словам, так называемые благотворительные взносы, которые уплачивают родители на разные нужды в школах, в то время, когда деньги образовательной субвенции местные органы власти в некоторых регионах держат на депозитах.

«Есть примеры очень негативные, когда эти средства (образовательной субвенции - ред.) не тратились, а лежали на депозитах. И неспособность (местной власти - ред.) представить качественные проекты, чтобы по целевому использовать эти средства», - сказала Жданова.

Также по мнению директора фонда «Открытая политика», определенные проблемы в обеспечении доступа детей к образованию могут возникнуть и из-за оптимизации сети учебных заведений. В частности, такой её формы, как интернаты, что может привести к тому, что дети, которые живут в труднодоступных районах, утратят возможность получить доступное среднее образование. По мнению Ждановой в этом случае даже такая форма организации учебного заведения как опорная школа не решает полностью эту проблему.

По её словам, в некоторых регионах в случаях, если в досягаемости отсутствуют школы, родители сознательно направляют ребенка учиться в интернат на так называемую 5-дневную форму обучения, чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса.

Впрочем, как отметил на круглом столе уполномоченный президента по правам ребенка Николай Кулеба, пребывание ребенка в таких учебных заведениях нарушает право ребенка на жизнь в семье.

«Ни одно отсутствие школы не может быть поводом для разделения ребенка с семьей, даже для пятидневного обучения», - сказал Кулеба.

Он отметил, что сейчас в учреждениях образования интернатного типа находится около 100 тысяч детей, из которых только 10 тысяч являются настоящими сиротами, то есть не имеют живых родителей. Во всех других родители или лишены родительских прав, или не могут содержать детей и переложили ответственность за своего ребенка на государство. Также, по его словам, среди этой категории детей очень много таких, которые имеют особые потребности.

«Мы должны создать такие условия (для обучения детей как лишенных родительского попечения, так и детей с особыми потребностями - ред.) по месту жительства. Это неотъемлемое право ребенка - жить в семье и ходить в школу», - сказал Кулеба, отметив, что возможности для получения инклюзивного образования должны быть созданы во всех учебных заведениях страны.  

Также, по словам уполномоченного по правам ребенка,  устаревшей является практика сочетания таких форм интернатных учреждений, как лечебное, социальное и учебное.

«15 тысяч детей у нас в образовательных школах-интернатах для детей, которые живут в семьях и нуждаются в социальной помощи. Какое отношение система образования имеет к учреждениям, где находятся дети, которые нуждаются в социальной помощи?» - сказал Кулеба.

Приблизительно такое же количество детей, по его словам, находится в интернатах санаторного типа.

«Во всем мире если дети находятся в интернатном учреждении, то учатся в обычной школе. Стратегически мы должны определиться, что есть в интересах ребенка, а что нет в интересах ребенка», - отметил Кулеба.

Видео с пресс-конференции:

Заказать фото нажмите здесь - Фотобанк

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-