Проблемы и перспективы высшего образования в Украине. Образование будущего

02.11.2016 11:00 152

2 ноября в 11.00 состоялось заседание "круглого стола", который посвящается обсуждению проблем в системе высшего образования Украины, ее соответствия вызовам современности, а также моделированию экспертного видения "образования будущего" в Украине. (Зал 2)

Участники: Алексей Скрыпник – народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам науки и образования; Инна Совсун – вице-президент Киевской школы экономики; Егор Стадный – исполнительный директор Аналитического центра CEDOS; Евгений Пилецкий – кандидат философских наук, преподаватель КНУ им. Т.Г.Шевченко, ведущий радиопередач "Министерство будущего" и "Антропология"; Наталья Лимонова - координатор группы "Образование" Гражданской Платформы "Новая страна"; Александр Щерба - лидер молодежного движения "Студреспублика"; Екатерина Петренко – модератор.

Итоговые материалы:

Изменения в системе высшего образования должны начинаться с финансирования - эксперт

Одним из структурных изменений в системе высшего образования должно быть изменение финансирования и распределение средств в интересах капитальных расходов в образовании.

Такое мнение на круглом столе, посвященном развитию и перспективам высшего образования в Украине, который состоялся в Укринформе, высказал исполнительный директор Аналитического центра Cedos Егор Стадный.

"Большинство тезисов, которые сейчас звучат в среднем или высшем образовании, звучали еще с 1990-х годов. Это все наталкивает на мысль, что мы постоянно топчемся на одном месте, надеясь неизвестно на что. Все же двигателем изменений в образовании должно быть структурное, системное изменение. В частности, одним из них является финансирование высшего образования", - сказал Стадный.

Он отметил, что современная система подготовки всех уровней специалистов не отвечает ни потребностям общества, ни рынку труда или государства.

Впрочем, вопрос так называемого государственного заказа, или подготовки специалистов, за бюджетные средства очень часто поднимается с целью политического пиара. Даже изменения по принципу "деньги за студентом", который в последнее время внедряется при поступлении на бюджетную форму обучения, не приводят к качественному расходованию бюджетных средств.

В качестве примеа Стадный привел расхождения в подготовке специалистов по одной и той же специальности в разных вузах, например, бакалавра права в вузах, подчиненных разным ведомствам.

"Если студент пошел в академию СБУ, там за студентом идет одна сумма, если выбрал другой университет - другая сумма. У нас много уровней финансирования одного и того же бакалавра права", - отметил Стадный.

Еще одной проблемой, по мнению Стадного, является несоразмерный дисбаланс в финансировании подготовки специалистов в разных отраслях. Так, по его словам, стоимость подготовки одного врача втрое меньше стоимости подготовки специалиста в вузах, подчиненных Министерству культуры. Причины этого эксперт видит в лоббизме на уровне правительства.

"На этапе распределения бюджета очевидно, что Министерство культуры политически сильнее, звено вице-премьера сильнее министра здравоохранения", - сказал Стадный.

Кроме того, по его словам, существует большой разрыв в финансировании разных потребностей образовательной сферы. Так, финансирование стипендий занимает около 31%, а капитальных расходов образовательной сферы только - 0,3%, что не способствует повышению качества образования.

"Пока этот дисбаланс не будет устранен, наши учебные программы будут устаревать бесконечно. Особенно те, которые нуждаются в современном оборудовании", - отметил Стадный.

Впрочем, по словам эксперта, расходы на образование не увеличиваются, несмотря на то, что каждый год якобы происходит увеличение объема государственного заказа.

"С 2013 по 2015 год удельный вес в ценах 2013 года снизился с 14 тыс. грн на 10 тыс. грн. Это вопрос к тому, как наши правительственные чиновники выходят к журналистам и говорят, что увеличили объемы государственного заказа. Но вместе с тем за каждым из этих бюджетных мест вы даете меньше денег. А таким образом и уменьшаете качество по умалчиванию", - отметил эксперт.

По мнению эксперта, в настоящий момент надо перейти от обсуждения размера стипендий и объемов госзаказа к определению того, сколько же все-таки бюджетных средств идет за каждым студентом. Кроме того, необходимо устранить дисбаланс между количеством студентов и преподавателей, заставить вузы путем оптимизации кадров повысить качество преподавания.

Так Егор Стадный считает, что теперь для проведения структурных реформ в высшем образовании осталось еще два года, когда, в результате резкого уменьшения рождаемости в 1990-х годах, в Украине меньше всего выпускников школ, и соответственно абитуриентов вузов. Именно в следующие два года можно с наименьшими нагрузками на бюджет провести структурные изменения в высшем образовании.

Видео с пресс-конференции:

Заказать фото нажмите здесь - Фотобанк

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-