Экспорт леса: в поисках компромисса

11.11.2016 11:00 111

11 ноября в 11.00 состоялось заседание "круглого стола" на тему: "Экспорт леса: в поисках компромисса". (Зал 2)

Организатор: Государственное агентство лесных ресурсов и Офис эффективного регулирования (Better Regulatior Delivery Office).

Участники: Руслан Крикун - начальник управления использования лесных ресурсов и науки Государственного агентства лесных ресурсов Украины;Тарас Качка - заместитель исполнительного директора Международного фонда "Возрождение"; Юрий Марчук - национальный координатор программы FLEG II (ЕИСП Восток), Всемирный банк; Борис Кушнирук - економист; Микаэл Суттер - представитель агентства по охране окружающей среды (Австрия); Михаэль Хармс - директор Комитета по восточно-европейским экономическим отношениям (Германия).

Итоговые материалы:

Лесная отрасль уже недополучила 300 млн грн от введения моратория на экспорт леса

Гослесагентство отчиталось, что отрасль уже недополучила от введения моратория на экспорт леса около 300 млн грн.

Об этом на круглом столе в Укринформе «Экспорт леса: в поисках компромисса» заявил начальник управления использования лесных ресурсов и науки Государственного агентства лесных ресурсов Украины Руслан Крикун.

«За 9 месяцев этого года предприятия, которые входят в Гослесагентство на экспорт доставили 2,122 млн куб. м древесины - это на 680 тыс. куб. м меньше чем было за 5 месяцев прошлого года. Если бы мы это сырье доставили на экспорт, то отрасль получила примерно на 300 млн грн больше от реализации», - сказал он.

По словам Крикуна, на сегодняшний день стоимость реализации древесины на внутреннем рынке составляет 635 грн за куб. м, при экспортных поставках 1055 грн за куб. м.

В Гослесагентстве жалуются на увеличение остатков низкотоварной продукции

На складах Гослесагентства увеличиваются остатки низкотоварной продукции от продажи которой, можно было бы получить около 65 млн грн.

Об этом на круглом столе в Укринформе «Экспорт леса: в поисках компромисса» заявил начальник управления использования лесных ресурсов и науки Государственного агентства лесных ресурсов Украины Руслан Крикун.

«На сегодняшний момент мы фиксируем увеличение остатков низкотоварной продукции на складах. Мы в свое время достигли путем поисков рынка сбыта низкотоварной продукции того, что остатки на складах у нас были в пределах 450-500 тыс. куб. м. Это считалось нормальными остатками для отрасли. Сейчас по состоянию на 1.10 на остатках находились 614 тыс. куб. м. В целом рост на 100 тыс. этих остатков составляет сумму около 65 млн грн, хотя они бы могли запустить экономику лесхоза», - сказал он.

По словам Крикуна, если Гослесагентство не будет иметь возможности сбывать или на внутреннем рынке, или на экспорт эту древесину, это может привести к тому, что прекратится проведение некоторых лесохозяйственных мероприятий, в частности рубок.

«А это может привести к ухудшению качественного состава спелых насаждений», - заявил начальник управления использования лесных ресурсов.

Запрет экспорта леса-кругляка не решит проблем отрасли, нужна национальная программа - европейский эксперт

Для развития лесохозяйственного сектора Украина должна разработать комплексную национальную программу, потому что только одна такая мера как запрет на экспорт леса-кругляка не поможет решить проблем отрасли. 

Об этом на заседании круглого стола в Укринформе на тему: "Экспорт леса: в поисках компромисса" заявил эксперт в отрасли реформ леса в Центральной и Восточной Европе (Австрия) Микаель Суттер. 

"Ваши леса - это хорошая основа, на которой можно строить сектор с огромными возможностями, но нужны инвестиции национального и международного уровня, чтобы его развивать и, чтобы местная нелегальная деятельность не влияла на уровень инвестиционной привлекательности Украины. Я думаю, что какая-то одна мера не поможет развитию лесохозяйства, а этот мораторий - это единственная мера. Здесь должен быть более широкий подход - Украине нужна общая реформа, такая как Национальная программа развития лесного хозяйства", - сказал Суттер.

По его словам, опыт многих стран свидетельствует, что после того, как политические лидеры принимают решение по разработке такой программы развития лесного хозяйства, начинается помощь международной общественности. По убеждению эксперта, такие возможности существуют и для Украины.

"После подписания Соглашения об ассоциации я абсолютно уверен, что Европейский Союз будет оказывать поддержку таким программам, если они увидят, что в них есть смысл", - отметил Суттер.

Он заметил, что такой комплексный подход в действительности может раскрыть весь потенциал лесохозяйственного сектора, поскольку лесохозяйство - это только начало целой цепи, которое страна должна построить.

По мнению Суттера, целями программы развития лесохозяйственного сектора в Украине должно быть в первую очередь достижение постоянства - экологического, которое кое-где нарушено в Карпатах, социального и экономического.

"Это значит, что ваше лесное хозяйство, во-первых, должно выжить, а во-вторых, зарабатывать деньги для того, чтобы вкладывать в развитие и быть конкурентным на европейском рынке. Я считаю, что Украина имеет потенциал это сделать, но самым первым шагом должна быть разработка Национальной программы развития лесохозяйства в Украине", - резюмировал эксперт. 

Ранее мораторий на экспорт необработанной древесины (леса-кругляка) был поддержан украинским парламентом и вступил в силу 1 ноября в 2015 г. относительно всех пород древесины, кроме сосны. Мораторий на экспорт леса-кругляка из сосны вступит в силу 1 января 2017 года.

ЕС не доволен законом Украины по вводу моратория на экспорт леса-кругляка, поскольку это нарушает Соглашение об ассоциации с ЕС.  

Глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли сообщил, что снятие моратория на экспорт леса-кругляка, а также организация выплат внутренним переселенцам, являются  главными условиями выделения Украине второго транша макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро. 

Ограничительные мероприятия в отношении экспорта древесины целесообразно вводить после регулирования внутреннего рынка - Заблоцкий 

Без эффективного регулирования учета и торговли древесиной любые ограничительные мероприятия  нецелесообразны.

Об этом во время круглого стола в Укринформе на тему: "Экспорт леса: в поисках компромисса" сказал руководитель направления "сельское хозяйство" Офиса эффективного регулирования Андрей Заблоцкий.

"Без эффективного регулирования внутреннего рынка, которое предоставит стимулы для внутреннего производства и инвестиций, не целесообразно вводить такого рода меры (запрет экспорта древесины - ред.)", - отметил специалист.

Он отметил, что согласно нормам ВТО Украина может ввести другие ограничительные меры в отношении экспорта древесины - это экспортные пошлины, блокирование или регистрация контрактов и т.д. 

Без внутреннего регулирования любое внедрение имеет гораздо более искажающий эффект на внутренний рынок, чем это можно представить, подчеркнул Заблоцкий. Например, по официальной статистике по отдельным позициям в Евросоюз экспортируем больше по данным Госстата и меньше по данным Евростата и наоборот. 

"Именно введение запрета экспорта является крайне вредным, в первую очередь, для нас, поэтому Украина сначала должна сосредоточиться на создании внутреннего регулирования в том числе, которое способствовало бы поддержке внутреннего производителя, после этого думать как ограничивать и для каких целей", - подчеркнул Заблоцкий.

Как известно, Верховная Рада Украины на 10 лет ввела запрет на экспорт леса-кругляка. Документ предусматривает, что временно (на 10 лет) запрещается вывоз за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта необработанных лесоматериалов: древесных пород (кроме сосны) - с 1 ноября 2015 года, древесных пород сосны - с 1 января 2017 года. В перечень ценных и редких пород деревьев также внесены дуб.

Заказать фото нажмите здесь - Фотобанк

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-