Фейки и пропаганда: как уберечься от сетей Кремля

283

Эксперты рассказали о правилах поведения в соцсетях, где информация искажается Россией наиболее массировано.

Fake news признано выражением 2017 года. Термин яркий и даже ассоциируется с чем-то интересным, по крайней мере, когда его используют в соцсетях ньюсмейкеры такого уровня как президент США. А вот пропаганда – с тем, что грязно и низменно. Каждый из нас уверен, что ни к первому, ни ко второму не причастен, участия в фейково-пропагандистских схемах не принимает. Так ли это на все 100%?

О том, как каждый из нас может быть незаметно втянут в схемы распространения российских фейков или пропаганды в соцсетях, и как этому противодействовать, рассказали эксперты в исследовании для Совета Европы.

РОССИЯ МЕНЯЕТ ТАКТИКУ: ОТ ДЕТАЛЬНОГО К ГЛОБАЛЬНОМУ

Российская пропаганда сейчас в лидерах, по определению экспертов, она «объемная и многоканальная; быстрая, непрерывная и повторяющаяся; непримиримая к объективной реальности; распыляющая подачу информации».

Сегодня ее влияние, в частности в Европе, уже не направлено только на отдельные ведущие страны, такие как Германия, Франция, на периферию ЕС (Венгрия, Словакия), размах глобальный. Цель Кремля – дестабилизация европейского проекта изнутри, уничтожение прогресса, достигнутого за десятилетия в построении демократической, целостной, свободной и мирной Европы.

Среди методов – вмешательство в выборы, реализация политических многоходовок, глобальные схемы уничтожения правдивой информации, распространение ложной. И все это с интерпретацией для аудитории внутри РФ, мол, ни Европа, ни США не могут быть альтернативой путинской России.

Дезинформация в руках Кремля, дестабилизирующая пропаганда, сфальсифицированные данные – это то же оружие, что и на поле боя, только «другого типа». Это уже прописано в доктрине Герасимова (начальник ГШ ВС РФ, разработанная им доктрина предусматривает соотношение невоенных и военных операций 4 к 1 – ред.). Поэтому в информвойне, как и на поле боя, все средства хороши: от привлечения официальных лиц для трансляции нужных месседжей до интерпретации любых месседжей выгодным образом. В ход идут ТВ, радио, периодика, агенты влияния, негосударственные организации, но самую большую безграничность возможностей дает Интернет.

ПРОПАГАНДА В СОЦСЕТЯХ ВЛИЯТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ ТВ

Сколько бы ни вкладывала Россия в развитие ТВ-пропаганды за рубежом, сколько бы ни ругали Sputnik и Russia Today, на Западе трудно заставить потребителя смотреть эти телеканалы, пользоваться их сайтами как первичным источником информации о событиях. Так же, как и в Украине: мы хорошо фильтруем пророссийский контент на радио и ТВ, настолько же чужой он и западной аудитории (исключение – часть мигрантов).

Иное дело – соцсети. Сюда российская пропаганда перетекает плавно и масштабно, хотя от продвижения ТВ не отказывается. Из «собственных» соцсетей, таких как «ВКонтакте» и «Одноклассники», Кремль уже проник гораздо глубже. Тревогу не раз били самые авторитетные Twitter и Facebook. Хотя... «самые» ли? Только вчера благодаря «райским бумагам» мир узнал, что и Twitter, и Facebook пользовались инвестициями компаний, связанных с Кремлем. Имел ли Путин влияние на Twitter и/или Facebook, имеет ли сейчас, получал ли Кремль внутреннюю информацию об этих компаниях? Доказательств этого нет. Понятно лишь одно – деньги не пахнут, даже для таких честолюбивых.

«ЭФФЕКТ БАБОЧКИ»: КОГДА РЕКЛАМА ЗОМБИРУЕТ НА ДЕЙСТВИЕ

Именно о влиянии через Twitter и Facebook в отчете Совета Европы рассказано достаточно подробно. В сентябре 2017 года в компании Facebook заявили – в их соцсети существует «темная реклама», которая скрыта для общественности, но видна целевой аудитории. И хотя эти скрытые рекламные сообщения поднимали вопросы социального характера: миграция, проблемы ЛГБД-сообщества, на самом деле они были направлены на поднятие волны социального недовольства в США, организацию акций протеста, что со временем было реализовано на практике. Люди выходили на улицы отстаивать свои права по «команде» аккаунтов, зарегистрированных из России (это установило расследование).

Похожие действия обнаружили и в Twitter. В НАТО подсчитали, что два из трех Twitter-аккаунтов на русском языке, которые распространяли новости о присутствие Альянса в странах Балтии и Польше, были ботами. Если в целом, то Россия по количеству роботроллинга в Twitter оставила далеко позади страницы на других языках, в русскоязычном сегменте ботов в 2-3 раза больше, чем в англоязычном, который держит первенство по количеству общения. Выявлять роботобота в Twitter ученые советовали по довольно простому алгоритму – если страница репостит в среднем больше 50 твитов в день, то это бот. Решение противодействовать приняли жесткое – при обнаружении повторяющейся или подозрительной активности таких аккаунтов, их работу приостанавливали, пока не оказалось, что некоторые пользователи собственноручно, без помощи роботов выполняют такое количество «интернет-движений» за день.

Сейчас эксперты признают, что пока не выработан универсальный алгоритм, который бы на 100% действовал на уровне программ и технологий и мог отсеивать вредоносный спам, сообщения фейкового содержания, блокировать роботизированных производителей такого продукта. Поэтому совет рядовому пользователю – обращать внимание на очень активных распространителей твитов и осторожно относиться к поиску по хештегами. Именно перепостом по хештегу, можно «оживить» бота, придать роботу человеческие черты, после чего ему станут «доверять» все больше пользователей.

КТО ЗНАЕТ – ТОТ ВООРУЖИЛСЯ

В соцсетях алгоритм пропагандистского «обслуживания» Кремля часто действует так, чтобы скрыть то, что следует убрать подальше от глаз, его окутывают множеством противоречивых мнений, впечатлений. Это делается для того, чтобы создать ложное впечатление – насколько вроде бы непрост нежелательный для роспропа вопрос, насколько он запутан, чтобы с ним просто не хотелось разбираться. И когда пользователь решает не искать истины, его отношение к «продукту» уже сформировано на основе того, что им уже было увидено и прочитано. А на тех неугомонных, кто все же решил разобраться, уже поджидают тролли – на одно опровержение пользователя – тысячи возражений, и в результате правда тонет в искусственно созданном беспорядке.

Так же пропаганда из РФ действует и в обратном направлении: чтобы сконцентрировать внимание на чем-то, строят цепь «спикер-внимание-однозначное восприятие пользователем». Над тем, чтобы информация была поглощена, кроме роботов, работают «заводы» по троллингу, «фермы» по производству кликов, комментариев, составляющих глобальный «пазл» пропаганды. Эти схемы совершенствуются годами и их реализуют по меньшей мере в 28 странах мира. Стоит об этом помнить каждый раз, перед тем как нажать «лайк» под незнакомым контентом.

ВЫКЛЮЧАЕМ ЭМОЦИИ И ИЩЕМ ПЕРВОИСТОЧНИК

Продвижению фейков и пропаганды в соцсетях способствует эмоциональная составляющая, потому что отношение к соцсетям как к развлечению еще глубоко сидит в подсознании пользователей. Это важно понимать, поскольку информация попадает напрямую от «производителя» на экран смартфона «потребителя». Еще не известно какой была бы реакция, но короткое уведомление уже формирует восприятие. Даже приписка «горячая новость», «сенсация», «шок», уже формируют мнение о еще не известной информации.

Из-за эмоционально-развлекательного восприятия пользователи соцсетей также настроены просматривать статьи в оригинале, выискивая авторство и правдивость. Тот, кто ищет оригинал, готов тратить время, в соцсети за этим не идет, сюда приходят за быстрым информационным насыщением. Здесь авторитетность статьи определяется не ее содержанием, а отношением к тому, кто ее разместил или распространил. Играя на эмоциях и авторитете, Россия строит свои «конструкции лжи». Сначала боты лайкают и распространяют информацию между собой, чтобы создать подобие популярного контента. Как только его «цепляет» кто-то из реальных пользователей – распространение выходит на новый уровень.

Авторитетность – дело несомненное, опросы доказывают: если вы узнаете, что вашим друзьям нравится какая-то песня, то, скорее всего, она понравится и вам, погрешность минимальная. И даже, если песня вам не нравится, вы все равно ее можете лайкнуть, чтобы поддержать друга. То же и с новостями, содержание которых вы видите не дальше их заголовков и перечня тех, кто эти новости лайкнул и распространил. Так что, даже развлекая себя просмотром ленты собственного аккаунта, следует отключить эмоции и получать информацию из первоисточников.

ГЛОБАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И НИКАКИХ «НО»

Защитные коды в соцсетях, перекрестные кодирования оригинальных сообщений, организации, которые выявляют фейки и проводят расследования, антифейковые меры на самом высоком государственном уровне, – чего только не было предпринято для борьбы с фейками, часто это делается впервые и сразу превращается в глобальный прецедент. Все уже принятые меры, уверены эксперты, привели к необходимости разработки глобальной нормативно-правовой базы, где будет точное определение угроз, единообразное их толкование, осознание их масштабов. Эксперты также предостерегают: когда сегодня говорят о свободе слова, доступе к правдивой информации, то часто добавляют "но" о "фейковых новостях", "языке ненависти", хотя на самом деле не может быть никаких "но" в соблюдении одной из важнейших основ демократии и безопасности, – мы не можем ставить под сомнение свободу слова из-за фейковых новостей и искажения информации.

Массовость искажения информации, в котором лидерство надежно закрепилось за Россией, впечатляет масштабами, но не стоит бояться. Каждый из нас должен осознанно и осторожно относиться ко всему увиденному и услышанному, особенно в социальных сетях. Несмотря на работу мощных систем обнаружения фейков, самый простой способ борьбы – каждому начать с себя. Исследователи уверены, что фейковые новости – это больше не просто искаженная или ложная информация, речь идет о более серьезном уровне – господство над непредвзятостью подачи информации и независимостью ее восприятия. Их мы и должны отстаивать.

Ольга Будник, Страсбург.

Карикатура: Сергей Елкин