ТОП-6 мифов о Стамбульской конвенции

ТОП-6 мифов о Стамбульской конвенции

Укринформ
Основная масса фейков и манипуляций относительно Конвенции попадают в Украину именно из российского медиапространства

10 лет назад, в начале мая, Совет Европы принял Конвенцию о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями. Несмотря на четко сформулированные цели в документе, вокруг Конвенции возникает немало манипуляций в разных странах.

Украина участвовала в разработке Конвенции вместе с другими странами СЕ. 7 ноября 2011 года Украина подписала Стамбульскую конвенцию, но она так и не была ратифицирована украинским парламентом.

ЧТО ТАКОЕ СТАМБУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ?

"Стамбульская конвенция" – это международный стандарт защиты женщин от всех форм насилия, включая домашнее насилие. На сегодня это наиболее всеобъемлющее международное соглашение в этой сфере, которое используется как основа для действий многих стран Европы и за ее пределами.

Одна из особенностей этого документа – впервые в истории Конвенция четко говорит о том, что насилие в отношении женщин и домашнее насилие не может считаться личным делом, а страны должны предотвращать насилие, защищать пострадавших и применять уголовное правосудие к тем, кто к нему прибегает.

То есть, цели Стамбульской конвенции такие:

(1) защита женщин от всех форм насилия и недопущение его, уголовное преследование и ликвидация насилия в отношении женщин и домашнего насилия;

(2) содействие ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и поощрение действительного равенства между женщинами и мужчинами, в частности путем предоставления женщинам самостоятельности;

(3) разработка всеобъемлющих рамок, политики и мер для защиты всех жертв насилия в отношении женщин и домашнего насилия и оказание им помощи;

(4) поощрение международного сотрудничества с целью ликвидации насилия в отношении женщин и домашнего насилия;

(5) обеспечение поддержки и оказание помощи организациям и правоохранительным органам в эффективном сотрудничестве для принятия комплексного подхода к ликвидации насилия в отношении женщин и домашнего насилия.

Стамбульская конвенция – очень молодой документ. После подписания в 2011 году, в силу она вступила еще позже – в августе 2014-го. С тех пор Конвенцию подписали 46 стран, но ратифицировали только 34. В марте 2021 года Турция объявила о денонсации Конвенции и в июле вышла из нее.

 Фото: EPA-EFE
Фото: EPA-EFE

Последней ратифицировала конвенцию Молдова – совсем недавно, 14 октября 2021 года. Несмотря на то, что в стране также было много манипуляций вокруг этой темы, Молдове удалось ратифицировать конвенцию для реализации ее основных целей. Переведя таким образом страну в ряд цивилизованных государств.

На сегодня еще 11 стран – на пути к ее ратификации. Среди них и Украина. Однако, несмотря на то, что документ поднимает важные и актуальные вопросы защиты прав человека, а Украина была одним из авторов текста Конвенции, этот документ продолжает вызывать в украинском обществе острые дискуссии.

Некоторые причины этого заключаются в недостаточной осведомленности, а значит и понимании положений Конвенции со стороны части политиков и представителей различных общественных групп. А также в стереотипах, которые затрудняют широкое внедрение цивилизованных устоев ведения политики в этой сфере. И конечно, в значительной «мифологизации» Стамбульской конвенции.

Первая попытка ратификации Стамбульской конвенции в Украине была в 2016 году, но ее так и не поддержали народные депутаты. В 2020 году петиция с требованием ратифицировать Конвенцию к президенту Владимиру Зеленскому набрала необходимые 25 тысяч голосов и позже он заявил, что поддерживает необходимость ратификации Конвенции.

Фото: zmina.info
Фото: zmina.info

В настоящее время в Украине продолжается информационно-адвокационная кампания по ратификации Стамбульской конвенции. Однако, несмотря на активную работу правительства Украины, международных и общественных организаций – вокруг темы ратификации Конвенции до сих пор остается немало недоразумений и острых дискуссий.

Интересно, что еще одной страной, которая подписала, но не ратифицировала Стамбульскую конвенцию, является Российская Федерация. В этой стране в 2017 году было декриминализировано домашнее насилие, а основным аргументом против подписания Конвенции Россия декларирует ее несовместимость с существующими в стране нормами традиционной морали и основами государственной семейной политики.

Последние события показывают, что “борцы за традиционные ценности” набирают в России силу: по их искам людей, которые “нарушили нормы морали”, не только штрафуют, но и бросают в тюрьму.

Кроме этого, Россия ведет активную пропагандистскую борьбу против Конвенции, и основная масса фейков и манипуляций попадают в Украину именно из российского медиапространства. И уже здесь они берутся на вооружение различными радикальными политическими и активистскими движениями, причем – с диаметрально противоположными идеологиями.

Поэтому Украине точно не стоит равняться на российскую практику: нужно отходить от архаичных убеждений и нецивилизованных подходов к правам женщин.

ТОП-6 МИФОВ

Мы рассмотрели наиболее распространенные фейки и ошибочные представления о ратификации Конвенции, которые сегодня чаще всего встречаются в Украине. Подробнее о всех манипуляциях и ложных аргументах о Стамбульской конвенции можно найти в брошюре «Что сказать тем, кто сомневается в необходимости ратификации Стамбульской конвенции?».

Миф 1. В Украине уже есть свое законодательство, направленное на предотвращение насилия в отношении женщин и домашнего насилия, поэтому Стамбульская конвенция уже не нужна

Факт. Украине удалось сделать противодействие домашнему насилию частью государственной политики. В частности, был принят Закон Украины «О предупреждении насилия в семье», а в 2017 году Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию». В 2019 году соответствующие изменения были внесены в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы. В 2020 году Президент Украины подписал Указ «О неотложных мерах по предупреждению и противодействию домашнему насилию, насилию по признаку пола, защите прав лиц, пострадавших от такого насилия».

Конвенция важна потому, что, прежде всего, охватывает те сферы украинского законодательства и практики, которые требуют совершенствования. Как-то: предоставление убежища пострадавшим, процедура обращения для получения возмещения и уголовная ответственность за увечья женских гениталий.

Фото Марії Матяшової
Фото Марии Матяшовой

Во-вторых, после ратификации Стамбульской конвенции Украина присоединится ко все большему числу стран-участниц, которые регулярно обмениваются информацией о практике и подходах, используемых для лучшего внедрения ее норм.

В-третьих, Украина направит мощный сигнал международному сообществу о своем приобщении к борьбе с этими формами насилия.

Еще одним аргументом для ратификации Конвенции является отсутствие в Украине юрисдикции над иностранными гражданами, которые совершили преступления, связанные с домашним насилием и большинством проявлений насилия за пределами Украины против украинских граждан. Ратификация Конвенции предоставит более широкие возможности для установления юрисдикции Украины над правонарушениями, установленными в соответствии с Конвенцией, там, где раньше такая юрисдикция не осуществлялась.

Миф 2. Формулировки Стамбульской конвенции и идеологемы, которые там заложены, не имеют ничего общего с проблемой насилия против женщин

Факт. Цель Стамбульской конвенции, как изложено в Преамбуле, – «создать Европу, свободную от насилия в отношении женщин и домашнего насилия». Поэтому страны-члены обязаны внедрить национальную законодательную базу для преодоления, предотвращения и преследования всех форм насилия в отношении женщин. Кроме того, Конвенция акцентирует на взаимосвязи между расширением прав и возможностей женщин, то есть гендерным равенством, и искоренением всех форм насилия в отношении женщин.

Насилие в отношении женщин происходит не только от биологических различий между мужчинами и женщинами, то есть пола, но главным образом – от «социально закрепленных ролей, поведения, деятельности и характерных признаков, которые определенное общество считает надлежащими для женщин и мужчин», – говорится в Статье 3. «Такие стереотипные гендерные роли способствуют подчиненному статусу женщин в обществе и могут привести к тому, что вредная практика и насилие в отношении женщин станут приемлемыми в частной и публичной сферах».

Среди целей Конвенции - защита женщин от всех форм насилия, в том числе и домашнего. Кроме того, статья 2 также призывает применять Конвенцию ко всем жертвам домашнего насилия.

Совет Европы отмечает, что, несмотря на четко заявленные цели документа и серьезность проблемы насилия, некоторые религиозные и ультраконсервативные группы распространяют дезинформацию об имеющемся в Конвенции понятии гендера.

"Гендер" - это лишь одно из понятий, которым оперирует Конвенция, а в целях документа оно ни разу не упоминается. Стамбульская конвенция не заменяет пол на гендер. Эти термины существуют параллельно друг с другом и вне контекста Конвенции: пол обусловлен природой, гендер диктует социум.

Этот термин остается наиболее стойким аргументом для противников ратификации Стамбульской конвенции. В июне этого года Президент ПАСЕ заявил, что Украина может ратифицировать Стамбульскую конвенцию с «объяснениями о гендере». Совет Европы, несмотря на свои заявления о незыблемости этой Конвенции и о невозможности отклонения от нее, на самом деле готов воспринять ратификацию в виде, исключающем «угрозу гендера».

Миф 3. Стамбульская Конвенция дискриминирует мужчин и делает их односторонне ответственными за совершение домашнего насилия

Факт. Гендерно нейтральное определение домашнего насилия подтверждает, что жертвами домашнего насилия могут быть мужчины, дети и пожилые люди. Впрочем, обычно признают, что большинство жертв домашнего насилия – женщины.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

По данным Минсоцполитики, в 2020 году обращений о домашнем насилии больше всего поступило от женщин – аж 86%. От мужчин – 12% и от детей 2%. По неофициальной статистике, домашнее насилие когда-либо испытывала на себе каждая третья украинка. Характерно также, что большинство жертв в основном скрывают факты побоев, изнасилований и унижений: за помощью обращается только одна из пяти пострадавших.

Стамбульская конвенция в свою очередь поощряет страны-стороны применять ее положения ко всем жертвам домашнего насилия, в частности к мужчинам, детям и пожилым людям.

Миф 4. Стамбульскую конвенцию Украине навязывает Запад

Существует также миф о том, что Стамбульская конвенция – это иностранный документ, который Украине навязывает Европа.

Украина - среди авторов Конвенции. Она подписала ее без какого-либо внешнего давления и таким образом дала согласие на ратификацию.

Стоит отметить, что Украина - член Совета Европы с 1995 года. И ратификация Стамбульской конвенции, которая является последним шагом после подписания, также состоится по решению украинских властей.

«Представители Правительства Украины (Министерства юстиции, Постоянного представительства Украины в Совете Европы) были членами временного комитета, который работал над ней. Участвовали в более чем 10 совместных встречах и обсуждениях. После достижения консенсуса комитет передал текст Конвенции в Комитет министров Совета Европы, который состоит из министров иностранных дел стран–членов организации».

Вместе с тем какая-то отдельная страна не может изменить текст Конвенции по собственному желанию и по своему усмотрению. Если несколько стран за определенное время работы Конвенции имеют замечания и видят, что какие-то ее положения не работают, начинается совместная и длительная процедура внесения изменений.

Миф 5. Стамбульская конвенция ведет к разрушению традиционной украинской семьи

Факт. Регулирование семейной жизни или структуры семьи не является целью Конвенции. Конвенция требует от правительств обеспечить безопасность пострадавшим, которые считают, что дома они находятся в опасности или же им угрожают члены семьи или партнеры. Так же документ не может никоим образом влиять на семейную жизнь и/или состав семьи, поскольку априори не содержит определение понятия «семья» и не пропагандирует определенного типа или состава семьи.

Также Конвенция не содержит и не может привести к угрозе концепции семьи – она вообще никак не касается этого вопроса и не регулирует его, а потому вследствие ратификации Конвенции не может возникнуть требования признавать однополые браки. Предотвращение насилия, работа с обидчиками, как это отстаивает Конвенция, будут способствовать именно сохранению, а не разрушению семей.

Существует также ложное убеждение, что ратификация Стамбульской конвенции будет влиять на образование: вредить моральным устоям украинского общества, искажать у детей и молодежи понимание полноценной семьи – союза мужчины и женщины. В этом случае Совет Европы отмечает, что Стамбульская конвенция не влияет на право родителей обучать своих детей, а лишь побуждает страны вводить учебные материалы относительно образования и борьбы с насилием в семье в школьные программы. Как это делать – государство свободно выбирать само.

Миф 6. Стамбульская Конвенция требует легализации однополых браков и устанавливает новые подходы к определению гендерной идентичности

Конвенция не требует изменений в национальное законодательство о браке, семье и усыновлении, а также не пропагандирует ЛГБТ, что легко увидеть, ознакомившись с текстом Конвенции.

Понятие "гендера" и "гендерного равенства" не является чем-то новым или несовместимым с украинским законодательством. Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», который был принят в Украине в 2005 году и который остается действующим, определяет понятие «гендерного равенства» как равный правовой статус женщин и мужчин и предусматривает равные возможности для женщин и мужчин принимать равное участие во всех сферах жизнедеятельности общества.

Как отмечают эксперты Совета Европы, «Стамбульская конвенция не устанавливает новые стандарты относительно гендерной идентичности и сексуальной ориентации, в том числе относительно юридического признания однополых пар. Принцип недискриминации по признаку гендерной идентичности или сексуальной ориентации основывается на юридических обязательствах, вытекающих из других правовых документов, в первую очередь Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности

Фото из открытых источников

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-