Морская авиация: те, что не предали

Морская авиация: те, что не предали

2384
Ukrinform
Четыре года назад бригада морской авиации сумела эвакуировать боевые самолеты из оккупированного Крыма

Третьего марта исполняется четыре года с тех пор, как на Николаевском аэродроме в Кульбакино сели вертолеты и самолеты тогда еще 10-й Сакской бригады морской авиации. Об этой операции было известно ограниченному кругу лиц, ее готовили тайно. Но именно этот отважный шаг командования и летно-технического состава бригады помог Вооруженным Силам Украины не потерять военную морскую авиацию.

О тех событиях, а также о дне сегодняшнем подразделения мы разговариваем с военнослужащими сейчас уже 10-й отдельной бригады морской авиации в их нынешнем месте базирования в Николаеве. Мои собеседники – подполковник Олег Сурженко, майор Олег Ивлев и младший лейтенант Игорь Тоцкий. Они четко помнят события четырехлетней давности. До сих пор помнят то сложное и непонятное время, когда приходилось принимать одно из важнейших решений в своей жизни.

ПРЕДАТЕЛЕЙ УКРАИНЫ ПРЕЗИРАЛИ ДАЖЕ РОССИЯНЕ

Как известно, в феврале 2014 года Россия начала операцию по захвату Крыма. Один из элементов ее плана заключался в том, чтобы блокировать, а затем и захватить украинские воинские части, которые дислоцировались на полуострове.

Первые «зеленые человечки» появились под воротами морской авиационной бригады в конце февраля. Сначала на них не особо обращали внимание.

Молодший лейтенант Ігор Тоцький
Младший лейтенант Игорь Тоцкий

«Я служу в бригаде седьмой год, родом из Запорожской области. Когда начались упомянутые события, был в звании старшего матроса. Я лично, как и мои товарищи по службе, чувствовал в те дни волнение. Никто не ожидал, что ситуация будет развиваться именно таким образом. У нас под воротами части уже стояли «зеленые человечки», уже Верховный Совет Крыма захватили «неизвестные» в военной форме. Но мы продолжали нести службу как и раньше. До последнего дня было убеждение, что политики договорятся и все станет на свои места. Мы не ожидали удара в спину от России», – вспоминает младший лейтенант Игорь Тоцкий.

Он говорит, что потом в их части появились сторонники «русского мира» и начали агитировать военнослужащих переходить на службу в армию РФ. Многие поддались, клюнув на высокую зарплату и хорошую форму. Тогда россияне предлагали денежное обеспечение до 80 тысяч рублей в месяц и ряд других «благ». Это гораздо больше, чем тогда имели украинские военнослужащие.

«Но я лично ни на минутку не сомневался, где буду служить дальше. Знал, что останусь верным присяге. Более того, я прекрасно понимал, что, возможно, даже придется сойтись на поле боя с россиянами. Понимал, что наша армия на тот момент была еще слабой и будет непросто, но это ничего не меняло», – уверен младший лейтенант.

Підполковник Олег Сурженко
Подполковник Олег Сурженко

«Для многих военнослужащих это был настоящий эмоциональный удар. Все дружили семьями, вместе отдыхали, работали, доверяли друг другу даже ключи от квартиры, когда куда-то ехали. Но в одно мгновение в головах многих вчерашних коллег и товарищей произошли какие-то непонятные метаморфозы. Они начали относиться к нам агрессивно, называли бендеровцами, были готовы на неадекватные поступки. И только потому, что мы остались верны своему долгу, своему государству. Это было страшно», – рассказывает подполковник Олег Сурженко.

По мнению моих собеседников, те, кто предал Родину, осhttps://myalexandriya.blogspot.com/2016/03/otets-makariy-iz-krasnoy-kamenki-mishka-otstupis-nu-pochemu-ty-takoy-durak.htmlобенно не задумывались над вопросами морали, потому что отталкивались от обычных материальных потребностей, руководствовались собственной меркантильностью. Они не думали, что с ними будет дальше, как оценят их шаг не только товарищи и командиры, а даже новые хозяева. И получили то, что заслужили. «Мы видели, что к тем, кто перекинулся на сторону РФ, сами российские военнослужащие относятся как к ничтожествам. Они даже выстраивались отдельно от россиян, им давали самую грязную работу, они подбирали окурки за российскими военнослужащими. Это было унизительно. Ведь предатель – он везде предатель. Даже к нам, кто не поддался на их пропаганду, россияне относились с большим уважением», – вспоминает Игорь Тоцкий.

Что же касается выбора тех военнослужащих, которые остались с Украиной, то он был осознанным и взвешенным. Они понимали, что это их Родина, и были готовы ее защищать даже ценой собственной жизни.

ОПЕРАЦИЯ БЫЛА СЕКРЕТНОЙ, ПОЭТОМУ СБИТЬ САМОЛЕТ МОГЛИ ДАЖЕ СВОИ

В начале марта, когда наши военные поняли логику действий захватчиков, командование бригады решило любой ценой перебазировать на материковую часть Украины авиационную технику, которая могла подняться в воздух.

Майор Олег Івлєв та молодший лейтенант Ігор Тоцький
Майор Олег Ивлев и младший лейтенант Игорь Тоцкий

«Львиная доля заслуги в этом – нашего командира Игоря Бедзая. Это профессионал с большой буквы, патриот, таких бы нашей армии побольше. Он взял на себя ответственность, и мы перегнали технику. Когда вылетали из Крыма, светило солнце, но в Николаеве погода испортилась. Садились рискуя. Более того, поскольку операция была засекречена, по нам могли открыть огонь как россияне, так и свои, ведь пилоты соблюдали режим радиомолчания», – присоединяется к разговору майор Олег Ивлев.

Перебазирование морской авиации на материк действительно был секретной операцией. Минимум личного состава бригады знало о ней. Боялись утечки информации. После определенных расчетов решили лететь именно на аэродром в Николаев. Но это не было спонтанным решением. Военные – люди взвешенные, эмоций стараются избегать. Так все продумали, чтобы провести эту операцию успешно, безопасно, без потерь техники и людей.

Следует также понимать, в какой политической ситуации это происходило. Денис Березовский, который на то время был командующим украинских ВМС, одним из первых изменил присяге и перешел на сторону врага. Достоверной информации у морских авиаторов, как и у всех остальных крымских подразделений, было мало, не хватало и понятных приказов высшего командования из Киева. Были слышны только советы «держаться», «не поддаваться на провокации». Перебазирование авиатехники на материк в тех условиях было без преувеличения героическим поступком. Ведь россияне уже захватили подразделения ПВО в Крыму и контролировали значительную часть воздушного пространства над полуостровом. Думаю, что пока эти действия украинских морских летчиков еще недооценены. Ни один из них не получил высокого звания «Героя Украины». Правда, в августе 2014 г. полковник Бедзай был награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени – за личное мужество и героизм, проявленные в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, верность военной присяге.

Но история расставит все на свои места. Тогда, в начале марта 2014-го, никто из них не думал ни о каких званиях или материальных благах. И ни разу они не пожалели, что приняли именно такое решение.

Из Крыма вышли не все сразу. Сначала переправили исправную авиатехнику, потом личный состав выезжал на автотранспорте. Часть людей оставалась там еще некоторое время – готовили то, что предназначалось для перебазирования. «Но россияне отдали только то, чего не было жалко. Если бы наше командование самостоятельно не приняло решение о перебазировании рабочей техники, то нам бы досталось то же, что и другим, – сломанное, старое и не очень ценное», – уверен майор Ивлев.

ВЫБОР БЫЛ ОДИН – СЛУЖИТЬ УКРАИНЕ

Принять решение о переезде каждому конкретному военнослужащему было непросто. Ведь практически все они рисковали не только карьерой, теряли имущество, лишались налаженного быта. У многих были крымские корни. И все же на первом плане был вопрос безопасности – собственной и их семей. Это люди, которые пожертвовали многим. Надо было пересмотреть свой жизненный путь и остаться верным присяге и своему народу.

Майора Ивлева судьба уже не впервые ставила перед выбором, в какой стране служить. И каждый раз он, не колеблясь, выбирал Украину. С 1986 года в Вооруженных Силах. После окончания училища в Краснодарском крае попал в Крым. «Когда развалился Союз, наш полк разделился. Но примечательно, что большинство даже россиян остались тогда служить в Украине, потому что видели перспективу. Если бы тогда у руля страны стали люди, которые повели бы Украину путем Прибалтики, Польши и других стран, которые сейчас чувствуют себя комфортно, то мы бы сейчас тоже были бы зажиточным европейским государством. Но случилось, как случилось. Что касается меня, то выбор был один – служить Украине», – вспоминает майор.

В Крыму он получил квартиру, вместе с женой воспитали двух сыновей, которые впоследствии закончили Национальный университет государственной налоговой службы в Ирпене. «Старший еще поработал несколько лет в налоговой службе, а младшему не повезло. Он окончил университет в 2013 году. В октябре, когда уже начался Майдан, их собрали и отправили на Киев. По дороге переодели в «титушек», дали палки и велели «помогать» правоохранителям. По дороге под Уманью активисты им сожгли автобус, самим тоже досталось. На этом его служба в налоговой закончилась. Я поддерживал Майдан, ведь это был выбор людей», – рассказывает Олег Ивлев.

Сейчас оба его сына служат в рядах Вооруженных сил Украины. Один - в авиационной бригаде, второй – в морской пехоте.

СЛУЖБА НА ГРАНИ ЭКСТРИМА

В Николаеве бригаду ждал дружеский прием и поддержка. Не испугало морских летчиков и то, что личный состав поселили на территории военного городка, который на то время был в полуразрушенном состоянии. Рассуждали так: есть фундамент – построим крышу. Их приехало около 300 человек. Военнослужащие остались в части, а семьи отправили в санаторий в Очаков. Им дали время найти, арендовать жилье, помогала власть и волонтеры.

Пока единственная в Украине морская авиационная бригада – это полностью укомплектованное боевое подразделение, способное выполнять любые поставленные перед ним задачи. Личный состав воинской части участвует в АТО.

Но основная задача бригады – охрана морских рубежей Украины, поиск, выслеживание и уничтожение подводных лодок противника, поисково-спасательные работы, транспортные перевозки, десантирование личного состава и грузов и многое другое. Сейчас увеличилось количество авиатехники. Благодаря авиаремонтным предприятиям модернизированы и введены в эксплуатацию новые машины. Правда, есть проблема с квалифицированными кадрами, которые должны обслуживать эту технику. Их еще не хватает, ведь здесь своя специфика. Но и этот вопрос понемногу решается.

Ка-27, Саки, 2012
Ка-27, Саки, 2012

«За относительно небольшой исторический путь морской авиационной бригады (создана в 2004 году) личный состав и техника участвовали во многих военных учениях. Речь идет как о масштабах Вооруженных Сил Украины, так и о международных учениях стран участников НАТО. На борту флагманского корабля ВМС ВСУ «Гетман Сагайдачный» экипаж палубного вертолета Ка-27 неоднократно выполнял задания в антипиратских операциях «Океанский щит», «Активные усилия» в Средиземном море, Аденском заливе. Следует отметить, что работа была непростой, ответственной, на грани экстрима. Она требовала от летно-технического состава высокого профессионализма и навыков работы в экстремальных условиях», – подчеркивает подполковник Сурженко.

Ан-26, Саки
Ан-26, Саки

О рискованной службе морской авиации свидетельствует и случай, который произошел в прошлом году в Черном море над Одесским газовым месторождением вблизи "отжатых" у Украины нефтедобывающих платформ, так называемых «вышек Бойко». Тогда при совершении тренировочного полета в исключительной (морской) экономической зоне Украины из ранее захваченных Россией буровых был обстрелян транспортный самолет Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины Ан-26. Корпусу самолета были нанесены повреждения, однако экипаж продолжил выполнение задания. После возвращения на аэродром в Николаеве было обнаружено пулевое отверстие - последствия обстрела самолета из стрелкового оружия.

Ан-2, Миколаїв
Ан-2, Николаев

Несмотря на то, что на вооружении бригады есть современные самолеты и вертолеты, скажем, «летающие лодки» Бе-12, морские авиаторы с теплотой отзываются и о хорошо всем известном Ан-2, который в народе прозвали «кукурузником». Несмотря на, казалось бы, свою простоту сегодня он выполняет важные задачи. Его небольшая скорость и особенности конструкции дают возможность выполнять задачи, на которые другие, более мощные самолеты, не способны. Его используют как в разведывательных целях, так и для поддержания летных навыков личного состава, десантирования, эвакуации и тому подобное. Он экономный, может сесть как в поле, так и на дороге.

Время и ситуация ставят перед морскими пилотами все новые и новые задачи. Они постоянно совершенствуют свое мастерство. Скажем, недавно бригада проводила учения, где выполняла задачи, которые раньше никто никогда не выполнял. Продемонстрировали новые возможности техники и способности пилотов. Одна из таких – подъем автомобиля морской пехоты «Хамер» вертолетом на подвеске и доставка его в назначенное место. Перемещали также боевую технику, тяжелое вооружение.

Мои собеседники говорят, что сегодня у них нет перебоев с обеспечением топливом и запчастями. Есть все необходимое, чтобы пилоты совершенствовали свое профессиональное мастерство и выполняли поставленные задачи. Если возникают какие-то проблемы, то они решаются, помогают и волонтеры.

НАЛАЖЕННЫЙ БЫТ – ЗАЛОГ ХОРОШЕЙ СЛУЖБЫ

Но не только боевыми задачами живет сегодня подразделение. Как и для любого человека, для военнослужащего немалое значение имеет быт и социальное обеспечение. А реальность сейчас такова, что подавляющее большинство из тех, кто приехал в Николаев из Крыма, не имеют собственного жилья. За четыре года только двое военнослужащих бригады получили собственные квартиры и еще двое - компенсацию на приобретение жилья. Все остальные – ждут.

«Сейчас ситуация более-менее наладилась, внесены изменения в законодательство, нас поставили в очередь на получение жилья. Ведь до сих пор существовала норма, что военнослужащий имеет право получать квартиру только один раз. Мы же свое жилье оставили в Крыму, поэтому нужно было как-то изменить это. Кроме того, раньше только офицеры имели право на компенсацию за аренду жилья, а с этого года такую возможность получил рядовой и сержантский состав», – рассказывает майор Ивлев.

Мі-14, Миколаїв
Ми-14, Николаев

Но и здесь есть проблема – несоответствие размера компенсации стоимости аренды жилья. Военнослужащие говорят, что сначала цены были более-менее нормальные и можно было за предоставленные государством деньги снять жилье. Но впоследствии стоимость выросла, и сейчас цена двухкомнатной квартиры вместе с коммунальными услугами практически вдвое превышает размер компенсации.

Важную роль для военного играет и вещевое и денежное обеспечение. Мои собеседники говорят, что формой и всем необходимым обеспечены где-то на 90 процентов. Если и возникают какие-то задержки, то небольшие. Это важно, потому что они еще помнят те времена, когда и военных действий не было, а все приходилось покупать за свой счет. Говорят, что качеством обмундирования тоже довольны: его не сравнить с тем, которое было до войны.

В Николаеве детей военнослужащих обеспечили садиками и школами. Но есть и не решенные моменты. Один из них – общежитие, в котором планировалось размещение 300 военнослужащих. Его даже в свое время передали на баланс Минобороны. Но сейчас нужны деньги на ремонт – примерно 10-12 млн грн. Местная власть пообещала помочь, но потом городского председателя Александра Сенкевича отправили в отставку и теперь вопрос "тормозит".

Сетуют военнослужащие и на неудовлетворительное пенсионное обеспечение. Ведь, отслужив в армии, они остаются один на один со своим бытом и очень часто без собственного жилья. А пенсия, которая значительно ниже зарплаты, не позволяет чувствовать себя комфортно. Не работает, по их мнению, и ряд льгот для военных, в том числе и для тех, кто принимал участие в АТО. В частности, речь идет о необеспеченности земельными участками, как того требует закон, санаторно-курортным лечением и тому подобное. Самое элементарное – бесплатный проезд в общественном транспорте – вызывает немало конфликтов даже на городских маршрутах. А что уж говорить о междугородних перевозках, особенно когда возникает насущная потребность в командировке. Были случаи, когда офицерам приходилось добираться до места назначения за свой счет на третьих полках поездов.

Часто вопрос упирается не только в деньги, но и бюрократию, от которой до сих пор не избавились. Поэтому для решения этих проблем государству еще предстоит немало сделать. Ведь люди в форме, которые защищают нашу страну и нас с вами, требуют особого отношения.

Алла Мирошниченко, Николаев

Фото – А.Мирошниченко и из архивов бригады морской авиации

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>