Диана Петреня, руководитель проекта реформы системы питания в ВСУ
Старые нормы предусматривали 40 продуктов в рационе солдата, в новом каталоге их 400
23.03.2018 08:30 1428

В Главном клиническом военном госпитале в Киеве на днях на обед выдавали горбушу. Причем, как уверяют организаторы реформы, это не повлияло на общую цену суточного рациона, и экономить на предыдущих днях не было нужды. Красная рыба на столах украинских военнослужащих, как меня убеждали, стала возможной благодаря новой системе питания по каталогу продуктов.

О сути реформы продовольственного обеспечения армии, ее первых достижениях, каталоге продуктов, нормах "времен царя Гороха" и проблемах аутсорсинга Укринформ пообщался с руководителем проекта по реформированию системы питания Вооруженных Сил Украины от Проектного офиса реформ МОУ Дианой Петреней.

- Пилотный проект реформы продовольственного обеспечения в ВСУ начался еще в сентябре 2015 года в Национальной академии сухопутных войск во Львове и одной из воинских частей Западной военно-морской базы в Одессе. Мы до сих пор говорим об эксперименте, или уже идет полноценная реформа? Сколько частей охвачено?

- Эксперимент в упомянутых двух частях официально завершили в декабре 2016 года. В январе 2017 года министр обороны Степан Полторак подписал Концепцию реформирования системы продовольственного обеспечения Вооруженных Сил Украины до 2020 года.

Почти половина армии в этом году будет питаться по-новому

Таким образом, в прошлом году уже проходила плановая реализация реформы, поэтапный переход на новую систему питания всей армии.

В 2017 году из запланированных 23-х частей на новую систему питания перешли 22.

Мы не смогли провести тендеры по 79-й аэромобильной (ныне десантно-штурмовой) бригаде: на торги вышли две компании, которые подали жалобы в Антимонопольный комитет, и этим торги блокировались. Но это были реальные две компании, которые упорно боролись за этот контракт. И поэтому процесс затянулся до конца года.

Сейчас 79-я бригада уже прошла тендеры, продукты "ушли" в часть.

Таким образом, в прошлом году фактически все наши планы были выполнены. Остались незавершенными только ремонтные работы в некоторых частях. Причина здесь в том, что с начала независимости там вообще ничего не делалось в плане ремонта столовых, пищеблоков и другой инфраструктуры. И поэтому планировался один объем работ и одна сумма, а с началом ремонта выявлялось, что нужно еще менять канализацию и так далее.

В 2018 году запланирован переход 51-й военной части на новую систему продовольственного обеспечения. Первый пуск состоится 11 мая. Вместе с 23 частями, которые уже перешли, получим 74. По количеству личного состава – это почти 60 тыс. лиц, или 47-48% от всех военнослужащих, которые стоят на продовольственном обеспечении в ВС Украины.

- В чем суть реформы?

- Главная суть реформы – это отмена норм, которые были прописаны в Постановлении Кабинета Министров № 426, принятом еще при «царе Горохе». Оно периодически обновлялось, но суть не менялась.

Документ предусматривает 15 норм с четким перечнем продуктов и количеством граммов. Основная норма – первая, общевойсковая. Нормы отличаются дополнительными продуктами. Например, для питания курсантов предусмотрено больше масла. Есть еще морская норма, для подводников, лечебная и тому подобное.

Для зоны АТО действует так называемая "первая прима" норма – к общевойсковой нормы добавили немного больше продуктов (это было сделано полтора года назад).

Но главная проблема в том, что постановление предусматривало около 40 позиций продуктов, из которых можно было готовить. Ничего другого в рацион добавлять не разрешалось.

Кроме того, эти же нормы фиксировались в граммах. К примеру, бойцу назначено 650 граммов хлеба каждый день, плюс 70 грамм булочки – он должен получить свой хлеб и булочку. Но ведь это маразм, никто столько хлеба не ест.

Мы же предложили полностью отказаться от норм и разработали альтернативу – Каталог продуктов. На сегодня он включает около 400 наименований продуктов.

Также изменен подход в закупках. Ранее Минобороны объявляло торги, и на аутсорсинг приходила компания, которая обещала готовить такой-то перечень продуктов на N-ную сумму. Новая система функционирует на другой основе: на торги выставляется весь продуктовый каталог, без ограничений в выборе позиций. Ограничения касаются калорийности, стоимости и определения обязательных блюд в заказе (например, если это обед – то должно быть первое блюдо, второе, салат).

Во время аутсорсинга также наблюдается некоторое размывание понятия контроля качества. Мы имеем ситуацию, когда столовая принадлежит военной части, но арендуется для приготовления пищи аутсорсером. И как только начальник продовольственной службы (начпрод) возмущается качеством приготовления, он идет в столовую. В ответ повара, которые являются гражданскими лицами и не относятся к военной части, говорят, что все проблемные вопросы – к нашему владельцу. Аутсорсер разводит руками: "Понимаете, повара готовят, как умеют, а зарплата у них небольшая". Эта ситуация сейчас характерна для всех частей, где питание – по старой системе.

Реформа же предусматривает, что повара будут иметь статус военнослужащих и, соответственно, будут подчиняться начпроду.

Если последнему, например, не понравится качество приготовления, он может решить этот вопрос несколькими путями: отправить на курсы повышения квалификации, оштрафовать, уволить и прочее.

Также по штатному расписанию нанимается гражданский обслуживающий персонал. Он работает по договору с воинской частью в пункте постоянной дислокации (ППД), помогая военному повару.

К примеру, когда бригада отправляется для выполнения задач в зону АТО, повар едет с ними, а гражданский персонал – в отпуск.

В то же время, в частях, которые работают вне зоны АТО (например, военная академия), можно нанимать поварами и гражданских людей.

- Военный повар сам справляется? Как вообще происходит питание в зоне АТО?

- С прошлого года поставки продуктов в зону АТО уже хорошо налажены и, по отзывам, военные довольны тем, как их кормят.

Аутсорсеры привозят продуктовые наборы в части в зоне АТО, и там уже готовят наши военные повара. Если бригада уже перешла на новую систему питания, как, например, 79-я, поставщики привозят продукты по Каталогу в соответствии с заказом начпрода. Готовят опять же военные повара.

Нагрузка на поваров действительно большая. С другой стороны, мы стараемся максимально упрощать их работу.

Если в ППД заказываются куски вакуумированного мяса, то в зону АТО мы можем заказать качественную тушенку, и ее не надо будет готовить: открыть, высыпать и все. Если в ППД мы заказываем 3-литровые банки с соком и ими еще надо заниматься, то для воинов в АТО мы достаем маленькие индивидуальные пакеты сока: их надо просто выдать. Или же, если есть возможность заказа замороженных овощей, тогда повару в зоне АТО привозят ту же картошку фри, которую надо открыть и высыпать на сковороду.

В ППД же, поскольку замороженная картошка фри стоит дороже, мы заказываем обычную картошку, которую надо почистить, засыпать в специальную овощерезку и сделать картофель фри.

- Во многих армиях ведущих стран мира действует система аутсорсинга в сфере продовольственного обеспечения военнослужащих. Почему эта система не подошла Украине?

Переход на систему аутсорсинга, принятый в 2008 году, убил продовольственную службу в армии

- Решение о переходе на систему аутсорсинга, принятое в 2008 году, было неправильным. Нужно было просто нанять гражданский персонал.

А так продовольственную службу как кластер тылового обеспечения просто убили. Сейчас Вооруженные Силы укомплектованы начпродами только на 50%.

В половине частей эта должность совмещается с должностью начальника вещевой службы.

Иногда и сейчас в зоне АТО имеем ситуацию, когда в часть доставляется неполный комплект продуктов, потому что начальник вещевой службы, он же начпрод по совместительству, просто не знает, что надо заказывать, потому что он в глаза не видел то Постановление №426.

В начале войны большинство начпродов просто не умели раскладки (меню) делать. Также не было профессиональных поваров, ведь гражданские сотрудники компаний-аутсорсеров обоснованно отказывались ехать в зону боевых действий.

Боеготовность зависит и от повара, потому что когда приходишь с «позиции» – для тебя есть и горячее, и вкусное

Сейчас мы уделяем большое внимание подготовке кадров продовольственной службы. Подготовкой начпродов занимается Одесская военная академия Сухопутных войск. Обучение – 4 года, выпускаются младшими лейтенантами.

В прошлом году заведение выпустило 17 начпродов, в этом году – 18 офицеров. И это при том, что введен целый курс. Мы приглашаем всех желающих – возьмем всех!

Но проблема в том, что мало желающих идти учиться на начпрода, потому что начпрод не звучит героически. А то, что от повара и начпрода зависит боеготовность бригады, это уже "доходит" позже. Когда ты приходишь с "позиции", а для тебя есть горячее и вкусное.

Также действует школа военных поваров на базе учебного центра в Старичах (Львовская обл.). Курсы длятся 3-6 месяцев, набираем только контрактников.

Пришлось не просто вносить коррективы в систему аутсорсинга, а менять все

Еще одна проблема аутсорсинга в Украине – огромная монополизация рынка. Существуют действительно много законных оснований, как несколько компаний-монополистов могут "выбивать" ту или иную фирму с торгов.

Мы несколько раз высказывали Антимонопольному комитету свои сомнения, но там наши просьбы отклоняли, потому что эти компании действительно работали на торгах и в правовом поле. Если бы они еще и работали дальше должным образом, вообще бы не было никаких вопросов.

Первую половину 2015 года мы пытались наладить существующую систему, просто изменив правила игры. Но, к сожалению, не получилось. И поэтому пришлось менять все, а не просто вносить какие-то коррективы в существующую систему аутсорсинга.

У нас была ситуация, когда "ловится" некачественная тушенка и без скандала возвращается поставщику с просьбой заменить всю партию. Аутсорсер забирает и привозит качественную, но, поскольку у него целый "куст" областей, выявленную некачественную тушенку доставляют в части в другой области, где это могут не заметить.

Продовольственное обеспечение армии разделили между собой три компании, которые вытесняют всех остальных

- Кто эти компании-монополисты?

- До конца 2016 года было четыре крупных компании, которые делили между собой страну на четыре условные части. Сейчас таких компаний уже три. И все прекрасно знали, кто какие лоты возьмет, и никто не претендовал на "чужие".

Другие мелкие компании-аутсорсеры выдавливались. При этом все происходило в рамках законодательства.

Эти три компании: "Артек-Союз", которая действует на юге страны; "Геос-групп" (сейчас иногда они называются "Военторгом") – крупнейший поставщик продуктов, который покрывает запад, часть центра и востока; "Укрпродаккорд" (ранее назывались также "Визит") – центр и часть востока.

Раньше также действовала компания "Авика". Она ушла с рынка, и ее лот поделили между "Геос-групп" и "Укрпродаккорд".

Сейчас на Юге появилась новая компания, она предлагает хорошую цену и качество. Хотя есть подозрения, что это та же самая "Авика", которая ушла из аусторсинга и сейчас под другим именем пытается участвовать в торгах "по Каталогу".

У каждой из этих компаний-монополистов есть ряд афилиатов, что, собственно, и позволяет им выигрывать тендеры на ProZorro. Они приходит 16-ю компаниями и начинают торговаться, а если приходит какая-то другая - сторонняя - компания, жалуются в Антимонопольный комитет.

- Вы сказали, что эти компании имеют афилиаты и даже меняют названия. Как вы их распознаете и устанавливаете связи? Кто владельцы?

- Они не прячутся, это даже не секрет Полишинеля. Все прекрасно знают, например, что "Геос-групп" – это "Военторг", и наоборот. Приходят одни и те же люди на торги, на переговоры.

Но о настоящих владельцах я могу только догадываться. Я знаю официальных директоров этих компаний, но конечные бенефециары мне неизвестны.

- Это какие-то бывшие генералы?

- Нет, и это удивляет больше всего. Но в этих компаниях работает много бывших полковников обеспечения и заместителей командира по тылу, ведь они знают систему изнутри и понимают, что такое военное питание.

- А улучшить механизм контроля над аутсорсерами? Ввести большие штрафы? Кто вообще занимается контролем этой сферы?

- Собственно, первые полгода мы тем и занимались, что меняли условия контрактов. Но это не помогало.

Мы делали жестче штрафные санкции, но их все равно нельзя поднять выше уровня, определенного законом. Сейчас у нас и так стоят максимальные штрафы.

В 2016-2017 годах МО подало на ауторсерсов в суд на общую сумму штрафов около 12 млн грн. Частично они были уплачены.

Впрочем, главная проблема в том, что понимание качества услуги является очень низким. Вот как оценить услугу питания, если это было полгода назад?

Компании-монополисты знают, что половину судов они выигрывают, потому что сложно провести эту оценку. А иногда этим крупным компаниям-поставщикам проще заплатить штрафные санкции и делать все по-старому.

С 2017 года ветеринарный контроль, как и контроль качества, передан в Главное управление развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ. Это касается как и выездов непосредственно в части, так и работы двух полевых лабораторий в зоне АТО, которые проверяют качество продуктов.

На местах контроль над качеством продуктов проводится непосредственно начпродом, заместителем по тылу или начальником части.

- Почему на тендерах по поставке продуктов побеждают эти несколько фирм, а не, например,  гипермаркеты "Метро", "Ашан", "Новус" или другие? Они приобщались к торгам?

- Мы ждем этих мощных игроков и уже проводили переговоры с Novus, Metro, Fozzy и другими. Надеемся, что эти крупные ритейлеры присоединятся к тендерам. Со своей стороны мы готовы оказывать консультационную помощь.

Metro – отличная компания, но они хотят большую сумму за Каталог. Они приходили на торги, но проиграли по цене. Fozzy Group (а это сеть супермаркетов "Сильпо") тоже принимала участие в тендере и даже выиграла, но, увы, у них не оказалось на момент подписания соглашения одного из самых главных сертификатов качества.

Auchan не хочет выходить на торги принципиально. Они позиционируют себя как аполитичную компанию и не хотят поставлять продукты украинской армии, чтобы потом не было проблем в России. Точнее, украинский филиал "Ашана" этого хочет, но французское руководство – против.

В то же время, есть надежда, что на торги зайдет одна литовская компания, которая в Украине занимается питанием школьников. Она уже участвовала в торгах, но проиграла по цене. Возможно, переоценят риски и все таки зайдут.

- Тендеры на поставку продуктов в уже реформированные части выигрывают те же самые 3-4 компании-аутсорсеры? Что изменилось?

- Да, некоторые лоты по поставкам продовольствия в части, которые перешли на новую систему, выиграли эти же компании. Например, "Артек-Союз" выиграл лот по Западной военно-морской базе (ЗВМБ).

Но разница в том, что раньше мы покупали услугу, теперь – продукты.

У нас уже есть больше рычагов проконтролировать продукты, которые завозятся поставщиком.

Раньше машина "Артек-Союз" пересекала КПП и сразу ехала на свой склад. Их повара готовили, а мы могли проконтролировать процесс только тогда, когда еда появлялась в тарелке бойца. В машине можно было проконтролировать разве что фактическое наличие продуктов, чтобы не обманули с нормой. В случае подозрения на некачественные продукты нужно было сформировать целую комиссию, включить ветеринаров с МОУ, чтобы они составили акт. За это время уже все съедят.

Теперь же проверка всех продуктов производится в момент заезда машины на КПП. Уже был случай, когда начпрод обнаружил некачественное масло, отказался его принимать и попросил прислать другую партию, а привезенное масло параллельно отправил для проверки в лабораторию.

Вот на днях тоже был сигнал, что в йогурте, который "Артек-Союз" привозит в ЗВМБ, стало слишком много крахмала. Теперь мы без спешки возьмем этот продукт и отправим в лабораторию. Раньше мы не могли этого сделать.

По новой системе в воинской части есть три человека, ответственных за контроль системы питания на всех этапах, от момента КПП до тарелки бойца. Это командир части, начпрод и зампотылу. Теперь они уже не могут сказать: "Мы здесь ни при чем, это – аутсорсинг". Уже есть конкретная ответственность.

- Электронный каталог, "шведский стол". Что это и как оно происходит?

- Минобороны проводит тендер на поставку продуктов: торгуется Каталог из почти 400 наименований в 1 год.

Например, у нас есть 1000 человек, которые питаются в течение 365 дней – это 365 тысяч выдач в сутки. Соответственно, мы торгуем 365 тыс. продуктовых наборов (на около 400 наименований). Подписывается договор с поставщиком, согласно которому стоимость этого набора будет стоить, к примеру, 80 грн. На самом же деле, мы предлагаем возможность заказать любой из этих продуктов в каталоге на сумму 80 грн.

Дальше уже начпрод на компьютере формирует еженедельное меню с помощью программного обеспечения, полученного от МО.

С помощью электронного Каталога это недельное меню автоматически раскладывается в набор продуктов, входящих в блюда, и программным образом подсчитывается стоимость и калорийность. Заявка на определенный продуктовый набор каждую неделю направляется начпродом поставщику – письменно или в электронной форме.

Поставщик, согласно заявки, формирует груз с продуктами и направляет в указанное место. Далее начпрод или другое ответственное лицо принимает эти продукты в момент разгрузки. Если есть сомнения, отказывается от какой-то части партии.

Каталог продуктов из около 400 наименований предполагает большой выбор блюд и их разнообразие. Основные блюда – обязательны. При этом на выбор предлагается 2-3 вида первого блюда. Гарниров в среднем по два. Например, рис или картофель с овощами, куриная голень или гуляш – из этого можно выбирать или комбинировать.

Так называемый "шведский стол" касается только нарезок и салатов: военнослужащие сами берут, сколько хотят. Хотя в некоторых частях выдают порционно. Или же стоят такие рекомендательные таблички, как в той же Академии Сухопутных войск: "Мы вас очень сильно просим не брать по 6 бананов в руки". Как показал опыт, военные тоже любят "молочку" (йогурты, кефиры) и фрукты.

- Какова стоимость каталога?

- В прошлом году мы провели через тендеры 23 части (именно они перешли на новую систему питания).

Средняя стоимость продуктового набора составила около 73 грн, самая низкая – 69 грн, самая высокая – 78 грн. В этом году ожидается переход еще 53 частей (и это не предел, ведь немало запросов в\ч на новое питание), торги еще не проводились.

- А какова стоимость питания одного военнослужащего по старой системе?

- В этом году эта сумма составляет чуть больше 80 грн.

Но на самом деле, если говорить о финальной стоимости, то цифры будут примерно одинаковые. Ведь к "питанию по Каталогу" нужно добавить еще зарплату (денежное обеспечение на военном языке), поваров и коммунальные услуги. Это добавит еще 10-15% к стоимости каталога.

- Очевидно, что реформа – это не только введение Каталога, но и в значительной степени техническая сторона дела – в частности, ремонт и оборудование столовых. Сколько денег предусмотрено на это?

- В бюджете Минобороны на этот год на продовольственное обеспечение предусмотрено 3,5 млрд грн.

Отдельно определено финансирование на ремонт столовых – 325 млн грн. На обеспечение столовых современным оборудованием – еще 41 млн. Хотя это направление требует значительно больших сумм. Мы получили только 40% от необходимого.

В столовых надо менять практически все и закупать новое – от котлов до тестомесов и слайсеров. Однако нехватка денег нас не остановит, разве что немного замедлит процессы..

Василий Короткий. Киев

Фото: mil.gov.ua; Facebook Юрия Бирюкова

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-