Военная разведка Украины: мудрые над звездами

Военная разведка Украины: мудрые над звездами

1477
Ukrinform
Вопросы, с которыми крайне необходимо определиться Военной разведке Украины

В єтом году 7 сентября Главное управление разведки Министерства обороны Украины отмечает 26-ю годовщину со дня своего создания. День этот – официальный профессиональный праздник военных разведчиков Украины. Установлен он был 1 июня 2007 года. Именно тогда «с целью воспитания у военнослужащих патриотизма, верности военной присяге и боевым традициям, поддержание на высоком уровне престижа воинской службы в органах военного управления, соединениях и воинских частях разведки Министерства обороны и Вооруженных Сил Украины» министр обороны Украины А. Гриценко подписал Приказ №302 «Об установлении Дня Военной разведки Украины».

Сама же дата 7 сентября приурочена ко дню подписания Президентом Украины Леонидом Кравчуком в 1992 году Указа № 462 «Об Управлении военной стратегической разведки Министерства обороны Украины». Фактически, данным документом была начата новейшая история Военной разведки Украины как одного из важных инструментов обеспечения национальной безопасности и обороны Украины.

В одном из своих интервью генерал-лейтенант Александр Скипальский, который был первым начальником Управления военной стратегической разведки Минобороны, акцентировал внимание на том, что Военная разведка Украины с самого начала становления имела патриотические устои и строилась на преданности молодому Украинскому государству. По его убеждению, “Военная разведка имела и определенные сложности, и, как показывает жизнь, имела и преимущество... Я сознательно, в силу своих личных убеждений, строил украинскую военную разведку на деликатной, но чисто национальной основе. Мы деликатно и последовательно внедряли национальный вопрос, но без какой-либо снисходительности к той или иной нации, делая акцент сугубо на преданность молодому Украинскому государству, и как показала жизнь – этот подход был очень правильным”, – отметил он.

Новым важным этапом в становлении и утверждении Военной разведки Украины стало юридически-правовое обеспечение ее деятельности путем принятия 22 марта 2001 года Верховной Радой Украины Закона “О разведывательных органах Украины”, согласно которому Главное управление разведки Министерства обороны Украины определено разведывательным органом военного ведомства Украины и получил статус специального органа государственной власти.

Этим Законом также были определены правовые основы организации и деятельности государственных органов, осуществляющих разведывательную деятельность с целью защиты национальных интересов Украины от внешних угроз, порядок контроля и надзора за их деятельностью, а также определялись правовой статус сотрудников этих органов и их социальные гарантии.

Как показывает опыт ведущих зарубежных стран, у их военные разведок достаточно широкая сфера деятельности, не ограничивающаяся исключительно военной тематикой. Не составляет исключение и Главное управление разведки Министерства обороны Украины (ГУР МОУ).

На основе собранной и обработанной информации, ГУР МОУ готовит разведывательные сводки и доклады, которые согласно с Законом, предоставляются Президенту, премьер-министру, Верховной Раде, Совету национальной безопасности и обороны, Министерству обороны и Генеральному штабу Вооруженных сил Украины. Изложенные в них оценки и выводы несут в себе огромные нагрузки и ответственность, так как от них во многом могут зависеть решения высшего государственного и военного руководства Украины, которые должны быть адекватны реальной обстановке.

Согласно этому же Закону, на разведывательный орган Министерства обороны Украины возлагаются следующие задачи:

● добывание, аналитическая обработка и предоставление разведывательной информации определенным Законом Украины «О разведывательных органах Украины» органам государственной власти;

● осуществление специальных мероприятий, направленных на поддержку национальных интересов и государственной политики Украины в экономической, политической, военной, военно-технической, экологической и информационной сферах, укрепление обороноспособности, экономического и научно-технического развития, защиты и охраны государственной границы;

● участие в борьбе с терроризмом, международной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств, незаконной торговлей оружием и технологиями ее изготовления, незаконной миграцией в порядке, определенном законом;

● принятие мер противодействия внешним угрозам национальной безопасности Украины, жизни, здоровью ее граждан и объектам государственной собственности за пределами Украины.

В сегодняшнем разведывательном сообществе Украины Главное управление разведки Министерства обороны Украины занимает достойное место и постепенно выходит на ведущую роль. Вызвано это и необходимостью отвечать на вызовы российской вооруженной агрессии, и тенденциями, характеризующими современное мировое разведывательное сообщество, где системы военных разведок, в силу целого ряда объективных и субъективных причин, выходят на передний план.

На протяжении 26 лет существования Военная разведка Украины была и остается важной составной частью системы обеспечения национальной (прежде всего, военной) безопасности Украины. Однако сегодня, в условиях продолжающейся в течение 4,5 года российской вооруженной агрессии против Украины, можно без преувеличения сказать, что деятельность Военной разведки Украины является одним из основных залогов существования украинской государственности и ее суверенности.

В зависимости от характера и масштаба поставленных задач и назначения система Военной разведки Украины делится на три составные части:

стратегическая разведка – добывание данных о военной политике страны-агрессора и стратегии ее реализации; положении, составе, дислокации вооруженных сил противника, их сильных и слабых сторонах, взглядах на характер и способы ведения войны; военно-экономическом потенциале страны-агрессора, состоянии и перспективах развития вооруженных сил, вооружения и военной техники, мероприятиях по непосредственной подготовке к войне (агрессии), планах и особенностях ее ведения; оперативном развертываним войск и оборудования ТВД и тому подобном.

Главная задача стратегической разведки – поиск путей и разработка предложений на предупреждение войны или прекращение агрессии политико-дипломатическими способами. Организуется высшим военно-политическим руководством государства;

оперативная разведка – добывание разведывательных данных о противнике, необходимых для подготовки и проведения военных операций.

Главная задача оперативной разведки – оценка оперативной обстановки и разработка предложений по подготовке и проведению оборонительных (наступательных/контрнаступальних) военных операций. Организуется Генеральным штабом, штабом операции Объединенных сил, командующими и штабами объединений и подчиненными им органами и силами и средствами разведки;

тактическая разведка – добывание разведывательных данных, необходимых для подготовки и успешного ведения боя.

Главная задача тактической разведки – оценка тактической обстановки и разработка предложений относительно подготовки и ведения боевых действий на определенных направлениях. Организуется командирами и штабами соединений, частей и подразделений, начальниками родов войск (сил), специальных войск и служб соединений и частей всех видов вооруженных сил Украины.

Чрезвычайно важной задачей Военной разведки Украины на сегодня является получение и наполнение доказательной базы о российской агрессии в отношении Украины, а также присутствии российско-террористических войск и фактов применения на Донбассе российского вооружения и военной техники на украинской территории.

О том, что ГУР МОУ на сегодня ощутимо выделяется на фоне других специальных служб Украины, можно также сказать и по тому придирчивому вниманию, которое ей уделяет враг. Складывается такое впечатление, что в течение последнего времени для Кремля, кроме Военной разведки Украины, больше не существует спецслужб. Иначе, как можно объяснить то, что всех украинских «террористов» они причисляют к сотрудникам ГУР МОУ; все внутренние «разборки между бандформированиями» на оккупированных территориях Донбасса, в частности, ликвидацию их главарей и лидеров, они тоже считают делом рук ГУР МОУ; задержанных в России и оккупированном Крыму граждан Украины также связывают с украинской Военной разведкой?

«Приписывать» украинской военной разведке российские спецслужбы могут что угодно, это абсолютно вписывается в тот шквал лжи и подтасовок, который Кремль в ежедневном режиме выгружает на головы мирового сообщества и украинского общества. С одной стороны, такое внимание врага именно к военным разведчикоам может рассматриваться как преступный политический заказ «гебистской верхушки Кремля против бескомпромиссной (национально сознательной) Военной разведки Украины, обладающей самой большой доказательной базой в отношении российской военной агрессии против Украины. С другой – подобные спекуляции являются отображением общего психоза кремлевского руководства, чувству, что обязательно и неотвратимо, скорее раньше, чем позже, предстанет перед Международным судом в Гааге и будет отвечать за все преступления, совершенные в Украине.

В октябре 2016 года в Главном управлении разведки Министерства обороны Украины широкой общественности была также представлена эмблема Военной разведки Украины – сова, пронизывающая территорию России, и лозунг военной разведки «Sapiens dominabitur astris» («Мудрый будет властвовать над звездами»). Фактически, эти эмблема и лозунг является своеобразным намеком на эмблему военной разведки России, на которой изображен летучая мышь (для сов, как известно, летучая мышь является добычей), и ее лозунг «Выше нас – только звезды». Новые эмблема и лозунг ГУР МО Украины также вызвали настоящую истерию в российских властных кругах.

Одним из наиболее важных (среди других) уроков 4,5 года «гибридной войны» России против Украины следует считать повышение возможностей и эффективности разведывательных органов Украины с целью своевременного разведывательно-информационного обеспечения высшего государственного и военного руководства для принятия ими важных управленческих решений в сфере национальной (военной) безопасности, адекватных реальным угрозам.

В общегосударственных мероприятиях противодействия внешней агрессии и внутреннему сепаратизму чрезвычайно важным является осознание целей и замысла противника, где ключевое значение имеет ведение всех видов разведки (агентурной, радиоэлектронной, специальной и военной) с использованием широкого спектра их способов и средств.

Особенно опасным в условиях «гибридных войн» есть «вброс» врагом в информационное пространство специально искаженной информации (дезинформации), распространение неподтвержденной и противоречивой информации (в т.ч. спама). В такой ситуации возникает так называемый эффект «психологического тумана», в результате чего аналитики разведывательных структур могут прийти к неправильным выводам, что, в свою очередь, может привести к принятию высшим государственным и военным руководством неадекватных решений или к значительному усложнению и затягиванию во времени процесса их принятия.

Следовательно, в условиях «гибридной войны» («гибридной» формы ведения боевых действий) особая ответственность ложится на плечи разведывательных органов государства (прежде всего, ГУР МОУ), а специальность военного разведчика (в т.ч. разведчика-аналитика) становится наиболее востребованной специальности.

Непредсказуемость и важкопрогнозованість развития обстановки, постоянное изменение характера угроз, изменчивость тактики противостояния со стороны страны-агрессора – все это объективно заставляет разведывательные службы действовать более активно, наступательно и гибко во время выполнения поставленных перед ними задач добывания достоверной информации, прежде всего, опережающего характера.

Глубокий анализ и оценка полученных сведений, их своевременная аналитическая обработка и предоставление достоверной разведывательной информации высшему военно-политическому и военному руководству государства призваны создавать благоприятные условия для достижения победы над циничным и беспардонным врагом, а также способствовать избежанию лишних жертв, разрушений и затрат.

Динамика военного противостояния в современных вооруженных конфликтах и войнах требует от разведывательных органов также и соответствующей адаптации к меняющимся формам ведения войны, проведения необходимых системных преобразований для обеспечения эффективных действий разведывательных структур Украины в новых условиях военного противостояния.

Для этого, прежде всего, считается целесообразным и крайне необходимым определиться Военной разведке Украины со следующими вопросами:

● какие разведывательные задания на сегодня становятся приоритетными;

● какими силами и средствами должна вестись военная разведка;

● как должны меняться система управления разведкой и система разведывательно-информационного обеспечения в условиях «гибридной войны»;

● какой должно быть рациональное взаимодействие между разведывательными органами и структурами в сегодняшнем разведывательном сообществе Украины;

● каких специалистов-разведчиков должна готовить система военного образования;

● какую боевую, разведывательную и специальную технику приоритетно должны разрабатывать военная наука и производить оборонно-промышленный комплекс нашего государства;

● какие изменения и дополнения целесообразно внести в действующее законодательство Украины для создания необходимых условий для обеспечения максимально эффективных действий разведки?

Как говорили в свое время классики разведки: «Дешевой разведки не бывает». Военная разведка Украины качественно и спокойно выполняет все возложенные на нее задачи. Такой ритм ее работы является особенно важным для того, чтобы государство, которое уже в течение 4,5 года ведет войну против сильного, коварного и труднопрогнозируемого врага, чувствовало себя уверенно в этой борьбе.

Юрий Радковец, экс-заместитель начальника Главного управления разведки МО Украины (2000-2003; 2013-2015 гг.), кандидат военных наук, доцент, генерал-лейтенант запаса, Киев.

Фото: Министерство обороны Украины

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>