Вадим Скибицкий, представитель Главного управления разведки Минобороны
Средства ПВО Российской Федерации достигают нашей территории почти до Киева
05.09.2019 09:00

Во всем мире работа разведки всегда остается в тени и из-за этого вызывает нешуточный информационный ажиотаж. Ведь от работы «невидимых бойцов» зависит безопасность государства в целом и каждого из нас.

Накануне Дня военной разведки Украины мы пообщались с представителем Главного управления разведки Министерства обороны Украины Вадимом Скибицким и узнали, как часто Президент и народные депутаты получают аналитические справки от разведки, зачем Россия завершает формирование 8-й армии в Южном военном округе, какие виды вооружения агрессор испытал в Украине и Сирии, зачем Россия “вбрасывает” информацию о необходимости восстановления водоснабжения в Крым, сколько разведывательных полетов возле границы осуществила РФ с начала года и чего нам ожидать в ближайшее время от соседа-агрессора.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В МИРЕ И ВОКРУГ УКРАИНЫ ТРЕБУЕТ ЕЖЕДНЕВНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ РУКОВОДСТВА ГОСУДАРСТВА

- Вадим, накануне профессионального праздника хотелось бы заглянуть за кулисы вашей профессии и поговорить, какую роль сегодня играет разведка в формировании внешней и внутренней политики Украины, насколько тесно вы сотрудничаете с Офисом Президента, МИД и другими государственными органами?

- Если говорить о законодательных аспектах нашей деятельности, то они четко определены. Есть закон «О разведывательных органах», где четко указано – какой разведывательный орган за какую сферу отвечает. По сути, Главное управление разведки Минобороны (ГУР – ред.) работает во всех сферах национальных интересов нашего государства, но поскольку мы военная разведка, то, соответственно, основная задача – это военно-политическая и военная сферы. Мы обеспечиваем руководство государства, Генштаб ВСУ разведывательной информацией, которая касается обороны государства, возможного врага, угроз национальной безопасности именно в военной сфере. Мы наладили тесные контакты с нашими партнерами – Службой внешней разведки, СБУ, разведчиками Госпогранслужбы. И именно благодаря тесной координации на сегодня имеем достаточно полную, подробную и достоверную информацию относительно угроз и действий Российской Федерации как на оккупированных территориях, так и возле границ нашего государства.

- Как технически выглядит информирования руководства государства?

- Если говорить о процедурных вопросах, то, во-первых, осуществляется сбор информации, ее обобщение, анализ и уже на основе этого готовятся разведывательные оценки. Мы, особенно начиная с 2015 года, довольно много сделали разведывательных оценок по вопросам наиболее актуальных угроз национальной безопасности нашей страны. Эти документы подаются как президенту Украины, Министерству обороны, МИД, так и другим потребителям разведывательной информации. Конечно, Генштаб, Офис президента, МИД требуют ежедневного информирования. Не менее важны эти данные и для Верховной Рады. Ведь парламент принимает законы и должен учитывать не только те угрозы, которые есть на сегодня, но и те, которые будут актуальны в будущем. Кроме того, такая информация учитывается и в ходе бюджетного планирования, во время планирования применения сил обороны и развития системы обороны нашего государства.

- Правильно ли я поняла, что каждый народный депутат Украины получает еженедельно такую информацию?

- Да, еженедельно мы информируем председателя Верховной Рады, и, соответственно, он уже дает право на доведение этой информации до соответствующих комитетов парламента. Очень часто мы напрямую информируем комитеты ВР, участвуем в их заседаниях, круглых столах. Иногда брифингируем наших руководителей, включая аппарат СНБО, руководителей Минобороны, Генштаба. Это, по сути, стало нашей повседневной работой за последние четыре года, когда наши эксперты могут оперативно подготовить руководителя по любым оборонным вопросам.

С 1 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ УКАЗОМ ОПРЕДЕЛИТ ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ НА ГОД

- Влияет ли смена политических элит во время выборов на работу вашей структуры?

- По сути, разведывательно-информационная деятельность - непрерывный процесс. Не может быть так, что сегодня разведка работает, а завтра нет. Потому что изменения безопасностной среды и динамика развития ситуации в мире и вокруг Украины требуют ежедневного информирования. В 2015 году впервые встал вопрос подготовки таких документов, которые бы позволили реформировать, развивать и нормировать деятельность разведывательных органов. Во-первых, это была Стратегия национальной безопасности Украины, где четко определены направления развития разведывательного сообщества, в том числе военной разведки Украины. Во-вторых, приняли Национальную разведывательную программу. Она принята на пять лет и определяет приоритеты, основные направления развития, в том числе информирование по различным вопросам. Например, одной из задач было развитие технических видов разведки в Украине.

Что мы на сегодня имеем? Во-первых, мы значительно усилили техническую составляющую – это радиоэлектронная и радиотехническая разведки, геопространственная разведка и БПЛА, которые сегодня активно используются. Все это появилось уже после 2015 года. Кроме того, была усилена агентурная и аналитическая составляющие. Потому что весь продукт, который идет из ГУР, рождается в информационно-аналитических структурах, где осуществляется обработка информации, делаются заключения, оценки, прогнозы, определяются потенциальные угрозы и предложения по их нейтрализации. Если же говорить о годовом планировании, то каждый год президент Украины своим указом определяет приоритетные задачи разведывательным органам на год. Соответственно, в конце года мы отчитываемся об их выполнении и получаем новые.

- То есть, с 1 января 2020 года Владимир Зеленский поставит вам новые задачи?

- Да. Согласно нормативным документам, эти задачи на следующий год должны быть поставлены в ноябре 2019 года. Если даже затягивается этот процесс, потому что он сложен и охватывает все сферы деятельности и все разведывательные органы Украины, то, как правило, в феврале-марте у нас уже есть приоритетные задачи. Однако непосредственное планирование разведки начинается уже в сентябре. Поэтому задачи ставятся и ГУР, и военным подразделениям, которые выполняют задачи в поле - это и разведывательная авиация, и средства разведки флота, и подразделения разведки Сухопутных войск. Без этого в условиях вооруженной агрессии одержать победу просто нереально.

- Корректно ли говорить, что разведка времен Януковича и нынешняя – это разные разведки? И была ли у вас так называемая люстрация?

- Мы говорим о разных разведках, потому что то была разведка мирного времени, а сейчас у нас разведка военного времени. Мы четко знаем, кто наш враг, кто агрессор. Кроме того, начиная с 2014 года, осуществляются активные меры по наращиванию наших усилий, когда стало понятно, что без космической разведки, новейших средств, новых видов разведки и, конечно, новых подходов ее вести просто невозможно. Те же беспилотные летательные аппараты, это все – получили уже с начала войны: это и отечественные БПЛА, и те, что закупаются у наших партнеров.

Что касается люстрации, то есть закон, есть соответствующие процедуры, и в большинстве случаев всех тех, кто оканчивал определенные учебные заведения, уволили. Кроме того, была проведена проверка всего личного состава с использованием полиграфа. Потому что на сегодня это очень актуально, это в первую очередь безопасность сотрудников ГУР, наших источников и всех, кто работает с разведкой.

В 2019 ГОДУ РАЗВЕДКА БЫЛА ПРОФИНАНСИРОВАНА НА 47%

- Скоро начнется формирование бюджета на следующий год и традиционно в этот период все государственные органы говорят о своих потребностях. Насколько наша разведка хорошо обеспечена?

- Это очень важный вопрос. Я считаю, что исключительно результатами своей работы необходимо доказывать, что нам нужны средства для дальнейшего развития. На сегодня основной упор, который делает Главное управление разведки – это, прежде всего, эффективное использование тех средств, которые нам выделяют. Поверьте, сколько бы не давали, всегда все говорят, что этого мало. Но то, что выделяет государство, должно быть сейчас использовано эффективно как никогда.

Мы четко определили направления, по которым необходимо развиваться, и куда необходимо вкладывать средства. Если говорить про 2019 год, то мы были профинансированы лишь на 47% от потребности. Если мы получим более 50% от потребности, мы уже знаем куда нам их использовать. Дело в том, что те направления, которые на сегодня определены, довольно дорогостоящие. Первое, это обновление парка нашей боевой техники, всех средств разведки, которые есть. На сегодня две трети – это средства, которым уже более 25 лет. Поэтому необходимо закупать новое оборудование. Если говорить о Главном управлении разведки, то за 2015-2019 годы мы почти полностью обеспечили новыми средствами разведки подразделения центрального подчинения.

Следующий этап, который сейчас внедряется, – это обеспечение подразделений военной разведки Вооруженных сил Украины, которые выполняют задачи на поле боя. Кроме того, значительное внимание уделяется другим компонентам разведывательной деятельности, в том числе агентурному.

Еще одно направление – это содержание личного состава. По сути, мы должны быть конкурентоспособными наряду с другими силовыми структурами. Почему? Потому что мы понимаем: если человек выполняет боевые задачи в экстремальных условиях, рискует жизнью, то и заработная плата должна быть достойной. И мы стараемся сделать все, чтобы зарплата ГУР, военной разведки была на уровне других структур.

- Социальная защита разведчиков должна была бы быть достаточно хорошей...

- Когда мы говорим о военнослужащих, которые выполняют боевые задачи на вражеских территориях, на передовой, то они должны быть уверены, что их семьи защищены, имеют жилье, надлежащие условия проживания. Поэтому в ГУР в 2015 году отдельно была начата программа по финансированию жилья. Вот, в 2020 году планируется обеспечить около 140 семей служебным жильем.

- Интересно, по каким маркерам разведка определяет эффективность своей работы?

- Во-первых, мы, как структура Минобороны, имеем четкие методики определения качества ежегодного выполнения задач. Кроме того, мы отчитываемся перед СНБО, перед президентом, ежегодно происходит заслушивание о выполнении поставленных задач – были ли они реализованы, какие силы и средства привлекались к их выполнению, насколько эффективно, в каком объеме они выполнены. После этого формируется отчет, делаются предложения по совершенствованию и дальнейшему наращиванию усилий военной разведки.

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ УГРОЗ — ЭТО УГРОЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ УКРАИНЫ

- Если проанализировать угрозы, которые сегодня существуют для Украины, какие бы вы назвали наиболее серьезными?

Сегодня завершается формирование трех новых российских дивизий возле нашей границы, которое продолжалось с 2015 года

- В принципе, все угрозы у нас определены в документах: в Военной доктрине, которая сейчас будет обновлена в соответствии с законом «О национальной безопасности», в Стратегии национальной безопасности, в других документах. Но есть угрозы, которые на сегодня остаются актуальными и которые нужно не просто отслеживать, а нужно осуществлять мероприятия по их нейтрализации или недопущению повышения их уровня.

РФ поддерживает высокий уровень угрозы широкомасштабной вооруженной агрессии против Украины

Во-первых, одна из основных угроз – это угроза территориальной целостности Украины и возможности возобновления широкомасштабных боевых действий, а то и широкомасштабной вооруженной агрессии против нашего государства. Она остается, и РФ поддерживает высокий уровень этой угрозы за счет наращивания группировок своих войск. Сегодня, начиная с 2015 года, уже, по сути, завершается формирование трех российских дивизий возле нашей границы – это 3-я, 144-я и 150-я мотострелковые дивизии. Кроме того, продолжается формирование 8-й армии в Южном военном округе, которая непосредственно будет действовать на нашем направлении. И согласно планам, которые существуют в РФ, основные мероприятия планируется завершить уже в конце 2019 – начале 2020 года. То есть это те мероприятия, которые позволят иметь боеготовые соединения, способные действовать на нашем направлении. Кстати, именно в следующем году планируются учения «Кавказ-2020», где планы относительно применения новых формирований против нашего государства уже будут практически отработаны на полигонах, в учебных центрах Южного военного округа, в том числе и на территории Крыма.

- О превращении Крыма в мощную военную базу сегодня говорят довольно часто. Что там, по информации разведки, сейчас происходит?

В Южном округе ВС РФ создано целое управление для информационной изоляции оккупированных районов

- На территории Крыма создана мощная группировка, которая позволяет Российской Федерации проводить операции вообще во всем регионе Черного моря. Это и воздушный компонент, перекрывающий всю акваторию Черного моря, это и надводный и подводный флот, сухопутный компонент, который сегодня усилился средствами ПВО, которые достигают нашей территории почти до Киева. Кроме того, ведется наращивание береговых ракетных комплексов, что позволит уничтожать надводные цели почти на всей акватории Черного моря. Не исключается размещение и других видов оружия, в том числе и ядерного оружия на территории оккупированного Крыма. Вот это и является угрозой безопасности нашего государства.

Кроме того, если мы говорим о гибридных угрозах, которые используются Россией, то стоит говорить о вызовах в информационной сфере. Москва проводит мощную информационную кампанию, которая направлена на дестабилизацию ситуации в отдельных регионах Украины, и на усиление недоверия среди населения к властям, дискредитацию государственного руководства и Вооруженных сил. Сегодня все чаще мы имеем дело с фейковыми сообщениями, которые находятся на грани между новостью и дезинформацией. Такими вопросами занимаются не только российские гражданские структуры, но и структуры Минобороны РФ. Кстати, непосредственно в Южном округе ВС РФ создано целое управление, которое работает именно по этому направлению. На подразделения этого управления возлагаются такие задачи, как информационная изоляция оккупированных районов, ведение активной пропаганды, другие вопросы, которые контролируются не только на уровне Южного округа, но и на уровне Генштаба ВС РФ.

- Почему Украина пока не может похвастаться успехами в борьбе с такими угрозами? Некоторые области полностью «покрыты» российскими телеканалами – и ничего с этим нельзя сделать?

- Я не большой специалист в этом вопросе. У нас есть проблема: Украина перешла на цифровое телевидение, а в России, и особенно что касается приграничных районов и наших оккупированных территорий, оно остается аналоговым. Кроме того, российская пропаганда очень активно использует кабельное телевидение и, конечно, спутниковое. Понятно, что особенно спутниковое телевидение мы не в состоянии полностью контролировать с целью противодействия России в информационном пространстве.

- Почему нельзя заблокировать российские телеканалы или отдельные программы?

- Это дорого и должны быть финансы, чтобы противостоять пропаганде РФ. Сколько Россия вкладывает в свои каналы! Это невозможно даже сравнить с тем, сколько выделяет Украина.

Однако, исходя из своих возможностей, Главное управление разведки делает все возможное. В информационном поле мы начали активно работать с ноября 2015 года, когда необходимо было показать, что в Украине не гражданская война, что это конфликт, который полностью поддерживается и обеспечивается Россией. Мы наглядными примерами доказывали, что это прямая агрессия РФ, что это ее техника и российские солдаты, оружие, боеприпасы. Было показано, как все это попадает на территорию Украины, предоставлялась информация о российских генералах и офицерах, которые непосредственно руководят боевыми действиями на территории Донбасса. О том же генерале Кузовлеве, который формировал 2 Армейский корпус (2 АК (Луганск) ВС РФ – ред.) и затем продвигался по ступеням, дойдя уже до заместителя командующего Южного военного округа России.

Что касается других вызовов, то сейчас вот появилось такое понятие, как «политическая коррупция». Это коррупция, которая связана именно с агентами влияния, с возможностью влиять на решения власти, органов местной власти. Эти подходы Российская Федерация очень активно использует, и если не противодействовать, то последствия будут еще серьезнее и ощутимее для нас.

- Знает ли разведка что-то об антиукраинских чиновниках на местном уровне? Особенно часто говорят о наличии таких чиновников в Одесской, Херсонской, Черниговской областях...

- Очень активно в этом направлении работает СБУ. Они выявляют предателей и показывают, как привлекают к ответственности за поддержку боевиков, за предоставление информации о расположении наших войск. Возможно, сейчас такая работа не очень афишируется, но если у нас есть такая информация, мы сразу предоставляем ее СБУ, в антитеррористический центр – и там реагируют. Но на следующем этапе должны уже сработать прокуратура и судебная ветвь власти. От них зависит, насколько эффективно будут пресекаться такие действия.

- Тема нацбезопасности сейчас стала очень модной, и на различных ток-шоу, круглых столах многие эксперты ее комментируют. Насколько можно доверять их информации?

- Если говорить в целом о сложившемся экспертном сообществе, то именно в сфере безопасности и обороны, на мой взгляд, – это одна из самых мощных экспертно-аналитических сред в нашем государстве за время независимости Украины. Потому что большинство экспертов – это профессионалы, которые работают с самого начала вооруженной агрессии. Кроме того, среди них - большое количество экспертов, которые принимали и принимают участие и в боевых действиях, и в обеспечении информации наших подразделений на передовой. Я говорю и о волонтерах, и о том же «Информационном сопротивлении», других аналитических центрах, которые работают на оборону нашего государства.

РАЗВЕДКА ЗАВЕРШИЛА ОПИСАНИЕ БЕЗОПАСНОСТНОЙ СРЕДЫ ВОКРУГ УКРАИНЫ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

- Недавно обществу презентовали возможные военные сценарии на ближайшее время, но многие отнеслись к ним как к теории, которая не имеет ничего общего с жизнью. Действительно ли все так серьезно?

- В июле 2019 года мы завершили описание безопасноcтной среды вокруг Украины на период до 2030 года. Впервые в рамках оборонного обзора Главное управление разведки, структурные подразделения Генштаба, других разведывательных органов, Национальный университет обороны, Национальная академия наук Украины совместно работали по сбору и анализу всей информации, которая касается развития ситуации в мире, в Европейском регионе и вокруг Украины. Все это делалось для того, чтобы определить перспективу на 10 лет – как будет развиваться ситуация вокруг Украины.

В следующие 10 лет возможны 8 сценариев, которые могут предполагать применение военной силы

- Почему на 10 лет?

- Это стандартный подход ведущих стран мира, в том числе стран НАТО, когда они планируют свою работу на 10 лет и более. Потому что как раз на этот период можно спланировать программы развития не только Вооруженных сил, но и программы развития вооружения, военной техники. Мы определили, какие наиболее актуальные вызовы и угрозы для Украины, что нужно делать для недопущения перерастания угроз в вооруженную агрессию. На основе описания безопасностной среды были разработаны возможные военно-политические сценарии, которые могут предполагать применение военной силы. Всего обработано восемь сценариев, при этом в четырех из них ведущую роль будут играть ВСУ.

- Расскажите, пожалуйста, более подробно об этих четырех сценариях.

- Первое, это вооруженная агрессия против нашего государства. Второе, это внутренний конфликт на территории нашего государства, который может быть поддержан извне. А это, по сути, нынешний вооруженный конфликт на востоке нашего государства, который поддерживается Российской Федерацией. Следующий – это возможный пограничный конфликт. Такой пограничный конфликт может быть даже спровоцирован за счет проведения специальных операций. И четвертый сценарий – это втягивание Украины в противостояние между мировыми державами. Если говорить об этом аспекте, мы видим, насколько сегодня идет такое мощное противостояние между США и НАТО и Российской Федерацией. И Украина стала «серой зоной» для России. Именно поэтому РФ наращивает группировки возле наших границ. И мы проанализировали – может ли Украина быть втянута в этот конфликт. Кстати, он может возникнуть также в странах Балтии. И мы знаем – насколько Россия активно работает там, используя гибридные методы.

- Влияет ли такая аналитическая информация разведки на принятие решений руководством нашего государства?

- Во-первых, мы стараемся объективно информировать руководство государства, военное руководство обо всех событиях, которые происходят вокруг Украины, планах и намерениях РФ как агрессора, других стран относительно Украины, которые затрагивают наши интересы. Я говорю не только о военном аспекте. Та же сфера борьбы с терроризмом, вопросы незаконной миграции и тому подобное. Это уже региональные угрозы, которые все больше проявляются в современных условиях.

- Просто непонятно – как на фоне таких данных разведки могут появляться политические заявления Трампа и Макрона о возврате России в «большую семерку»?

- Когда мы говорим об описании безопасностной среды, то мы там четко прописали, что сегодня мировое устройство будет подвергаться изменениям. Основные игроки – это США, Китай и РФ. Китай – это сила, которая стремительно наращивает свое могущество не только экономическое, но и военное. Те документы, которые они рассматривают и принимают в отношении Стратегии национальной безопасности и концепции развития ВМС, направлены на обеспечение интересов Китая как глобального игрока. Все это нужно учитывать, хотя дальнейшее развитие событий будет происходить не за один день. Вот сегодня РФ и США вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, в следующем году истекает срок Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Соответственно, если эти страны снова выйдут из этого договора, то это прямой путь к усилению конфронтации, наращиванию вооружений – и это все будет влиять на Украину в экономическом, политическом и военном плане. Без сомнений, это будет побуждать руководство нашего государства к принятию решений, каким путем идти дальше, как выстраивать внешнюю политику. Сейчас все государственные органы работают над основными положениями проекта Стратегии национальной безопасности Украины. Это документ, который должен выйти осенью этого года, должен определить основные направления внешней политики, военного строительства и других приоритетов, которые касаются обороны государства. Этот документ будет определять наше развитие на ближайшие пять лет. Я уверен, что вся информация, которая поступает в том числе и от ГУР, будет учтена в этих ключевых документах нашего государства.

- Предоставляет ли украинское ГУР информацию своим иностранным коллегам, чтобы те формировали соответствующую позицию на международной арене с учетом ситуации в Украине?

- Здесь есть два аспекта. Если мы говорим о сотрудничестве, то оно существовало и раньше между военным разведками и спецслужбами стран-партнеров, но с началом агрессии оно лишь усилилось – и мы понимаем почему. Прежде всего наши партнеры поняли, что угроза, которая исходит от России, касается не только Украины, а в большинстве – это угроза для Европы, для европейской демократии. Россия стремится вернуться в мировые лидеры и диктовать свои условия, особенно, что касается постсоветского пространства и стран бывшего Варшавского договора.

УКРАИНСКИЕ И ИНОСТРАННЫЕ РАЗВЕДСЛУЖБЫ РАЗРАБОТАЛИ СОВМЕСТНЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ

- В чем сейчас заключается сотрудничество украинской и иностранных служб разведки?

- Во-первых, это обмен разведывательной информацией. Во-вторых, мы сейчас с нашими ключевыми партнерами разрабатываем совместные разведывательные оценки, которые касаются и безопасности в Черноморском регионе, и агрессивных действий РФ, и других вопросов национальных интересов наших государств. Кроме того, мы можем передавать партнерам свою информацию, которая касается агрессии РФ. Например, если говорить о развитии ситуации в Черноморско-Азовском регионе, то в августе 2018 года разведывательные органы Украины подготовили комплексную оценку относительно действий, планов и намерений РФ в Черном море. Еще тогда мы уже прописывали, что будет наращивание, о том, что РФ пытается блокировать Азовское море, лишить Украину и Грузию выхода в Мировой океан именно за счет блокировки, что Россия наращивает потенциал за счет проведения стратегических учений. И после этого реакция и США и партнеров по НАТО была адекватной: произошло наращивание соответствующего присутствия кораблей НАТО в Черном море и т.д. Это та работа, которую на первый взгляд не видно, но мы дополняем друг друга информацией с учетом наших возможностей, собственного видения развития ситуации и оценок.

- Проводили ли вы аналогичную разведывательную оценку уже в 2019 году?

- Да, в июне была проведена международная конференция, на которой собирались представители разведывательных органов стран Черноморского бассейна. И, соответственно, мы вышли на общие оценки, которые касаются дальнейших планов по наращиванию российской группировки в Крыму. Эти планы у России действительно есть, и обратите внимание – какой бы затруднительной ни была финансовая ситуация в РФ, все, что касается Крыма, реализуется и выполняется согласно планов, разработанных россиянами еще в 2015 году.

- Недавно появилась информация о том, что власти Крыма якобы просят Путина поставить перед Украиной вопрос восстановления водоснабжения в Крым. Что вам известно об этом?

- Понимаете, есть закрытая разведывательная информация, а есть информация, которая может быть известна обществу. Если мы будем сейчас раскрывать все, что мы знаем о планах Российской Федерации, поверьте мне, они будут меняться (планы – ред.). Например, возьмем май 2014 года, Одессу. До Одессы все шло по одному сценарию: Новороссия, Юг Украины и выход к Приднестровью. А события, произошедшие в Одессе, заставили резко менять тактику и планы российской стороны в отношении агрессии против Украины.

Точно так и сейчас. Сегодня идет активное зондирование украинского общества, власти, парламента, нового правительства – а какова же будет реакция властей на такие предложения? Вот новый парламент уже заседает, скоро заканчивается срок действия закона в отношении оккупированных территорий, а, может, парламент Украины рассмотрит вопрос о предоставлении широкой автономии в новых законах? То есть, идет такое мягкое зондирование реакции, и, соответственно, под это будет выстраиваться тактика действий российской стороны. Это очень важно. Поэтому считаю крайне необходимым информирование по этим вопросам Верховной Рады, которая является потребителем разведывательной информации. А в отношении информирования общества, то мы это делаем в силу своих возможностей и необходимости соблюдения требований по охране государственной тайны через пресс-службу Минобороны и через журналистов.

НА СЕГОДНЯ СОБРАНА ДОСТАТОЧНАЯ ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ БАЗА ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕЙСТВИЙ РФ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН В ГААГЕ

- Можно ли сказать, что Украина сегодня обладает критической массой доказательств, с помощью которых Россию можно привлечь к ответственности в международных судах?

- На сегодня достаточная доказательная база собрана, уже состоялось второе слушание в Международном суде ООН в Гааге, на котором были представлены как раз доказательства по основным моментам – это и Волноваха, и Авдеевка, Краматорск, Мариуполь, Харьков, тот же MH17, где эти данные уже представлены, они уже есть в качестве доказательной базы в суде.

Да, это сложный процесс, мы понимаем, что речь идет о России, что это первый прецедент, когда ее привлекают к ответственности. Ведь Россия - постоянный член Совета безопасности ООН, ядерная держава и региональный лидер в Европе.

В ЭТОМ ГОДУ НАБЛЮДАЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ АКТИВИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ ВДОЛЬ ГРАНИЦЫ УКРАИНЫ

- Что скажете о деятельности российских коллег? Есть ли у вас возможность отслеживать – в каком направлении развиваются их структуры? Потому что когда говоришь «российская разведка», то сразу возникает ассоциация со спецоперацией россиян в Солсбери.

- В этом вопросе стоит говорить о двух составляющих: первое – это все, что было в Солсбери, все что касается агентурной составляющей и стратегической разведки. Другое направление – это все, что касается военной разведки и что мы наблюдаем и знаем по опыту войны.

Для того, чтобы восстановить свой статус, Российской Федерации необходимо присутствие в ключевых странах Европы. Кроме того, необходимо иметь влияние, используя ту же самую мягкую силу, агентов влияния, другие гибридные подходы. Я говорю о методах и способах действий, которые были еще во времена КГБ Советского Союза. Использование международных и неправительственных организаций, различных негосударственных группировок и политических сил. Если раньше речь шла о Компартии, то сегодня это ультранационалистические и так называемые правые организации, которые поддерживаются российской стороной, это проведение так называемых «ad hoc operations» по уничтожению перебежчиков, бывших сотрудников российских спецслужб. Происходит возрождение таких подходов, а в современных условиях они становятся более эффективными. Почему? Потому что информационная среда совсем другая, другие средства уничтожения и тому подобное. Но во многих случаях руководство российских спецслужб и их сотрудники не учли, что сегодня очень сложно потеряться в цифровом и информационном мире. Если твое лицо один раз было зафиксировано в Европе на камеру, например в аэропорту, то соответственно лицо будет идентифицировано в любой стране Европы. Это тот фактор, который не позволяет РФ проводить операции еще более эффективно. Это только один из эпизодов деятельности российской стратегической разведки, агентурной составляющей. Если мы говорим о военном компоненте, то он развивается очень мощно. В первую очередь мы фиксируем новые силы и средства радиоэлектронной и радиотехнической разведки, космической и воздушной разведки. Военная разведка Украины отмечает в этом году значительную активизацию российской воздушной разведки вдоль нашей границы. Речь идет о самолетах Су-24МР, стратегических самолетах-разведчиках Ил-20, которые постоянно совершают разведывательные полеты вдоль границы. Таких полетов стало больше почти в три раза. С начала 2019 года зафиксировано примерно 75 таких полетов вдоль нашей границы.

- По-вашему, это имеет характер больше психологического давления или разведка ведется для возможных дальнейших наступательных действий?

И Украина, и Сирия стали полигонами для новых видов оружия

- Это уже не психологическое давление, это разведка в интересах группировки войск, которая сосредоточена возле наших границ, тех соединений и частей, которым уже определены боевые задачи на военное время. Речь идет о тех рубежах, которые они должны достичь на нашей территории.

Кроме того, очень активно используется агрессия против нашего государства для совершенствования и разработки новых образцов российского оружия и военной техники. И Украина, и Сирия стали полигонами для новых видов оружия. Если мы говорим о таких комплексах радиоэлектронной борьбы, как «Леер-2», «Леер-3», «Житель», комплексе радиотехнической разведки «Свет-КУ». Они, по сути, прошли испытания на территории Украины и Сирии, их не было практически до 2012-2013 года. Они есть на вооружении только РФ. Боеприпасы, стрелковое вооружение, артиллерийские системы, те же «Ураганы», «Смерчи» с новыми боеприпасами испытывались у нас. «Торнадо-Г» – это новый тип реактивных систем залпового огня, такие себе усовершенствованные «грады», тоже испытывались на нашей территории. То есть все это используется Россией для усиления своей военной мощи. А это, кроме всего прочего, реклама для российского оружия, которое прошло испытание боевыми действиями. Ведь сложно сказать о применении С-300, С-400 на территории Сирии, но уже есть много государств, которые хотят их закупить. Так же БПЛА, комплексы РЭБ и радиоэлектронной разведки, которые есть у Российской Федерации, показали свою эффективность и соответственно – для многих стран они привлекательны для закупки.

В 2019 ГОДУ БУДЕТ ПРОВЕДЕНА ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ В ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ДНР/ЛНР

- Появилась информация, что Россия интегрирует банковскую систему оккупированных частей Луганской и Донецкой областей в свою финансовую систему РФ и некоторые усматривает в этом подготовку к аннексии этих территорий. Действительно ли это так?

Если бы Россия стремилась интегрировать оккупированные территории Донбасса, то сделала бы это еще в 2014-2015 годах

- Сложно сейчас сказать достоверно, будет ли вообще интеграция этих территорий в состав Российской Федерации. Если бы Россия хотела сделать это, она бы реализовала подобные планы еще в 2014-2015 годах. Потому что России не нужен только Донбасс или часть территории Украины – Российской Федерации нужна вся Украина. Ведь и в экономическом смысле, и в политическом, и в военном - это та территория, которая, по взглядам Кремля, необходима для обеспечения защиты РФ от НАТО. Во-вторых, все мероприятия, которые осуществляются на территориях оккупированных районов Луганской и Донецкой областей, имеют плановый характер. Вот в этом году проведут перепись населения как в Луганске, так и в Донецке. Начался процесс паспортизации, еще раньше, а точнее с 1 января 2018 года, Россия перевела эти территории на самоокупаемость. Затем пошла приватизация, национализация и тому подобное, все это связано одним целым. Кроме того, российский рубль там ходит практически с 2015 года, и все операции осуществляются через банковскую систему или Абхазии, или сейчас будут через территорию РФ. 75% продукции крупнейших предприятий так называемых ДНР/ЛНР поставляется на территорию России. Куда дальше идет эта продукция – это уже другой вопрос. Недавно появилась информация о возможном объединении железных дорог Луганска, Донецка и включении их в единую систему российской железной дороги.

Чтобы не допустить интеграции Украины в НАТО, достаточно иметь такой замороженный конфликт

- Это объединение железных дорог – еще только в планах или процессы запущены?

- Эти процессы уже идут и они давно начались. Россия поддерживает жизнедеятельность этого региона, но он сейчас больше напоминает Приднестровье. Для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в Украине или тем более – не допустить нашей интеграции в НАТО, достаточно иметь такой замороженный конфликт.

- Исходя из этих данных, стоит ли тогда говорить о перемирии?

- Мы, по сути, находимся в состоянии войны, каждый день гибнут люди. Сегодня надо говорить не о перемирии, а о политическом урегулировании этого конфликта. Но на каких условиях? Конечно, на наших, а не на условиях России, которая хочет федерализацию Украины и автономию для так называемых ДНР/ЛНР и т.д, чтобы не допустить реализации наших планов вхождения в европейское сообщество.

ОТ НОВОЙ ВЛАСТИ РАЗВЕДКА ЖДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЯ РЕФОРМ

- Что разведка ждет от новой власти и новой Верховной Рады?

- Мы ждем, что будут продолжены реформы и решены организационные вопросы, которые были начаты еще в 2015 году. Кроме того, сейчас четко определено законодательством – что нам необходимо. В этом году будет впервые проведен обзор разведывательных органов в Украине. Это требование нового закона «О национальной безопасности», и Президент Украины уже издал соответствующий указ. Комплексный обзор сектора безопасности включает оборонный обзор, который сейчас проводит Минобороны, обзор разведывательных органов. Кроме того, мы надеемся на принятие нового закона о разведке.

- Почему закон не принял предыдущий состав парламента?

- Закон, с одной стороны, очень сложный, с другой – он нормирует все вопросы, связанные с разведывательной деятельностью, социальный статус, отчетность, гражданский контроль. Его до сих пор не приняли, поскольку были разные подходы. Например, было предложение включить Силы специальных операций в разведывательные органы Украины, но на самом деле ни в одной ведущей стране мира ССО не являются разведывательным органом. Поэтому, есть моменты дискуссионные, но закон уже назрел.

- Все активно обсуждали 100 дней президентства Владимира Зеленского. За этот период вы увидели заинтересованность новой команды разобраться в перечне угроз? Нет ли опасений, что аналитические справки разведки где-то просто валяются в канцелярии?

- Как я сказал, разведка – это процесс непрерывный. Каждый день в Офис президента идет информация обо всех произошедших событиях, оценка возможных угроз. Я считаю, что заинтересованность есть. Вот, например, господин Апаршин (советник президента по вопросам обороны Иван Апаршин – ред.) отметил, что подготовленные военные сценарии приняты во внимание, прорабатываются. Мы ждем принятия законодательства, направленного на повышение эффективности, нам нельзя останавливаться. Если мы говорим о противнике, то те методы и способы, которые Россия использовала в 2014-2015 годах, она уже не будет применять. Она их совершенствует, Москва будет использовать другие подходы для того, чтобы не повторяться, поскольку опыт – как бороться с ними – у нас уже есть. И роль разведки – определить дальнейшие намерения противника в отношении Украины, своевременно получить информацию о дальнейших действиях агрессора и провести качественную оценку для понимания – насколько хватит потенциала Украины, чтобы выстоять в борьбе за независимость.

В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ РОССИЯ БУДЕТ ПРОВОДИТЬ ОЧЕНЬ МНОГО МЕРОПРИЯТИЙ ОПЕРАТИВНОЙ И БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВС РФ ВОЗЛЕ ГРАНИЦ УКРАИНЫ

- Что нам ждать от РФ в ближайшее время?

- Мы можем говорить, что в сентябре-октябре будет очень много мероприятий оперативной и боевой подготовки ВС РФ как возле границ Украины, так и в целом на территории России. Это мощные учения «Щит союза 2019» (Россия, Беларусь), «Центр 2019» с привлечением войск Центрального военного округа РФ и других сил и средств, в том числе и Южного военного округа. Такая активность будет влиять на развитие безопасностной среды вокруг Украины. Один из элементов гибридного подхода - держать в напряжении своего противника, демонстрировать то, что против него может быть осуществлена военная агрессия. Для Украины такие действия российского агрессора связаны со значительными финансовыми затратами, войсками, которые мы вынуждены держать в готовности к применению. Для нас главное – не допустить военной агрессии. Кроме того, сейчас в Черноморском регионе мы видим, кроме наращивания потенциала, испытания современных систем связи, управления войсками и оружием. То есть, Россия не стоит на месте, она технологически идет вперед и, по нашим прогнозам, очень активно осуществляется развитие и подготовка России к так называемым мережецентричным войнам, когда вся информационная система на поле боя завязана в единое целое – начиная сверху от органов военного управления высших уровней и до отдельного солдата и отдельной единицы техники. И это надо учитывать, надо быть готовым к противодействию.

- Часто говорят о том, что санкции против РФ якобы не очень эффективны. По-вашему, они все же действуют?

- Да, мы это видим по оборонно-промышленному комплексу России. Много проектов, которые начала РФ, то же строительство новых фрегатов, эсминцев, образцов высокоточного оружия, – не реализованы, или же планы отложены на несколько лет. Почему? Потому что идет, и во многих случаях безуспешное, налаживание собственного производства на территории РФ. То есть, Россия ведет поиск комплектующих и пытается запустить производство своих, а на это требуется время.

Если говорить в целом о борьбе с Россией, то мы же понимаем, что Украине в одиночку это сложно делать. Противостоять такому агрессивному государству с таким мощным военным производством очень трудно. Проще странам НАТО, поскольку у них есть коллективная оборона. Думаю, что и нам надо определяться, Украине нужны шаги вперед во всех сферах, и не только в военной.

- Накануне профессионального праздника что вы хотели бы пожелать своим коллегам?

- Прежде всего, хочу пожелать здоровья, вдохновения и любви к жизни. Не останавливаться на достигнутом. Повышать свой профессионализм и мастерство, которые нужны для защиты нашей Родины и для обеспечения мира и процветания нашим семьям и Украине.

Ирина Кожухарь. Киев

Фото: Павел Багмут

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-