Сергей Корнийчук, начальник Генштаба ВСУ, генерал-лейтенант
ВСУ уверенно приобретают черты армии по образцам НАТО
24.02.2021 20:16

Недавно начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенант Сергей Корнийчук принял участие в семинаре ОБСЕ высокого уровня по военным доктринам, выступив на тему сотрудничества между странами в условиях роста угроз безопасности. В своем выступлении он сосредоточил внимание на военном сотрудничестве Украины с зарубежными партнерами, прежде всего с НАТО.

После завершения мероприятия корреспондент пообщался с Сергеем Корнейчуком подробнее на эти и другие темы, в частности – о рисках открытой широкомасштабной агрессии РФ против Украины.

ДЛЯ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВСУ НУЖНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Сергей Петрович, реформа системы управления Вооруженных Сил Украины, которая состоялась в конце марта прошлого года, предусматривала, в частности, окончательное разграничение функций между Минобороны и Генштабом. Все ли пошло так, как хотелось?

- Разграничение функций между Минобороны и Генштабом окончательно не завершено. Поскольку до сих пор не внесены изменения в ряд законодательных актов, прежде всего законы в сфере национальной безопасности и обороны – в частности, в Закон «О национальной безопасности Украины» и еще 10 основных законов. Для их реализации необходимо также внести изменения в ряд постановлений Кабинета министров и приказов Министерства обороны.

Эти изменения, как видим, взаимосвязаны - одни требуют безотлагательного введения других. Ведь нельзя лишить Генеральный штаб отдельных функций, не передав их другому органу военного управления.

Изменения нормативно-правовой базы позволят внедрить такие же принципы функционирования системы управления, как в странах-членах НАТО. Во время работы над законопроектами учтены рекомендации советников высокого уровня стран-партнеров, полученные во время международных консультаций.

Прежде всего это касается завершения разграничения функций по формированию государственной политики в сфере обороны от ее реализации. Главный идейный замысел этого принципа – Минобороны отвечает за формирование государственной политики в сфере обороны, а Вооруженные Силы – за ее реализацию, делегирование министром обороны полномочий относительно руководства Вооруженными Силами главнокомандующему. В таких условиях Министерство обороны не может быть органом военного управления, каким оно является сегодня.

Для обеспечения эффективного функционирования Вооруженных Сил как в мирное время, так и в особый период, органы военного управления должны иметь больше полномочий относительно финансового обеспечения, кадров, подготовки специалистов первичных офицерских должностей. И это - следующий этап разграничения.

- Командование объединенными силами, образованными в результате реформы, должно было повысить готовность Вооруженных Сил к отражению вероятной широкомасштабной агрессии России против Украины. Могли бы объяснить простыми словами, как именно растет эта готовность?

- Суть реформ заключается в том, что одни органы военного управления занимаются генерированием сил и средств, обеспечением по направлениям деятельности, а другие – непосредственным управлением применения войск.

Год назад в ВСУ было создано пять новых командований: Объединенных сил, Медицинских сил, Сил поддержки, Сил логистики, Войск связи и кибербезопасности. Также начато создание системы логистического обеспечения по новому принципу, продолжается процесс четкого разграничения полномочий между органами военного управления в соответствии с принципами НАТО.

Командование Объединенных сил ВСУ должно обеспечить управление во время выполнения задач и предназначено для проведения объединенных операций на территории Украины, а также миротворческих операций за ее пределами. То есть, в случае необходимости этому командованию передают в подчинение силы и средства для сдерживания или отражения вооруженной агрессии. И этому трансформированному органу военного управления не требуется дополнительное время для доукомплектования, слаживания и других подготовительных мероприятий – он всегда готов выполнять задачи по предназначению.

В прошлом году с Командованием объединенных сил проведен ряд учений и тренировок, в том числе стратегических командно-штабных учений «Объединенные усилия-2020». В них приняли участие около 12 тысяч человек, 700 единиц вооружения и военной техники. Командование объединенных сил ВСУ приобретало способность планировать и проводить операции в новой структуре, в том числе при участии иностранных подразделений стран-партнеров.

Поэтому создание Командования объединенных сил и других структур, как и показали учения, повысило готовность Вооруженных Сил Украины к отражению широкомасштабной агрессии.

В этом году также запланирован ряд учений и тренировок с органами военного управления, в том числе международных.

РИСК ОТКРЫТОЙ АГРЕССИИ РФ ПРОТИВ УКРАИНЫ ВСЕГДА СУЩЕСТВУЕТ

- Собственно, насколько велика угроза открытой широкомасштабной агрессии РФ против Украины в ближайшее время?

- Как видим, агрессивная внешняя политика Российской Федерации не меняется. Свидетельство этого - военные конфликты в Абхазии, Грузии, оккупация и последующая милитаризация Крыма, отдельных районов Донецкой и Луганской областей, где продолжается паспортизация населения. Разведка фиксирует поставки на оккупированные территории новых вооружений и военной техники. Происходят постоянные ротации подразделений и кураторов первого и второго армейских корпусов Южного военного округа вооруженных сил РФ, которые действуют на оккупированной части Донбасса. Продолжается нарушение режима устойчивого прекращения огня снайперскими группами и другими российскими оккупационными подразделениями.

По данным Генерального штаба и разведки, полной готовности ударных группировок вооруженных сил России вдоль государственной границы и на оккупированных территориях сегодня нет. Но Российская Федерация может за короткое время нарастить силы и средства частями и подразделениями воздушно-десантных войск, ракетными войсками и т.д. Поэтому риск открытой агрессии РФ против Украины всегда существует. Как военные, мы должны быть готовы к любым сценариям.

В этих условиях нам необходимо без промедлений менять старый парк вооружения и военной техники на более современные образцы, развивать ракетные войска и артиллерию, авиацию, флот, средства радиоэлектронной борьбы, ПВО, приобретать способности по обороне в информационном и кибернетическом пространстве и тому подобное.

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО НЕПРОСТО, НО СО ВРЕМЕНЕМ ЭТО НАСЛЕДИЕ ОТОЙДЕТ В ПРОШЛОЕ

- Некоторые считают, что в результате реформы растет количество органов управления и бюрократических должностей, и что на тактическом уровне армия остается организованной по советской модели и с советскими уставами и оргштатной структурой. Насколько это соответствует действительности?

- Сегодня сложно не увидеть тех изменений, которые произошли и продолжаются в Вооруженных Силах Украины. От трансформации органов военного управления, организации подготовки воинских частей и подразделений до вещевого, продовольственного и другого обеспечения.

Кстати, ежегодно веб-ресурс Global Firepower публикует оценку совокупной военной мощи каждой из стран мира. Так, в рейтинге сильнейших военных стран мира Украина заняла 27-ю строчку из 138, а среди стран Европы – 9-е место из 50. По данным авторитетного международного издания SIPRI (Стокгольмского института исследований проблем мира), по объему оборонных расходов Украина находится в третьей десятке среди всех стран мира.

Конечно, реформы не могут состояться одномоментно. Это длительный процесс, который требует реализации организационных, научных, законодательных, нормативных и других мер, надлежащего финансового и материального обеспечения.

Утверждение, что украинская армия вооружена только советскими образцами вооружения и техники, не соответствует действительности. В войска постепенно поступает новое и модернизированное вооружение. Конечно, хотелось бы получать его больше, однако нужно учитывать возможности государства.

В прошлом году только доктринальных документов по стандартам и принципам НАТО органами военного управления обработано более трех сотен.

В учебных центрах инструкторы вооруженных сил США, Великобритании, Канады, Литвы готовят наших специалистов-инструкторов и подразделения в полном составе. Такая подготовка на тактическом уровне дает нам возможность овладеть натовскими методиками и обменяться опытом.

Также прилагаются усилия для развития сержантского корпуса, внедрения алгоритмов карьерного роста сержантов и старшин.

Во время трансформации имеющихся и создания новых командований численность личного состава органов военного управления, уверяю, не возросла. А в целом даже уменьшилась и соответствует численности, которая принята в Вооруженных силах стран Североатлантического альянса.

Реформирование продолжается, и оргштатные структуры как органов военного управления, так и воинских частей и подразделений постепенно приводим в соответствие с нынешними задачами и функциями. Другими словами, каждая военная структура должна быть способна выполнить то же, что делают аналогичные структуры армий стран НАТО. То есть, штабы и подразделения должны быть совместимы с нашими партнерами на всех уровнях.

Участие наших подразделений в многонациональных учениях показало, что они своими способностями не уступают подразделениям армий ведущих стран мира. Отсутствие новейших образцов вооружений и техники часто компенсируется боевым опытом, слаженностью и профессионализмом.

В ближайшее время ждем также изменения воинских уставов, новую редакцию которых должна утвердить Верховная Рада. Между тем изменения в боевые уставы вносим постоянно, учитывая опыт ведения боевых действий во время антитеррористической операции и операции объединенных сил. Избавиться от советского прошлого непросто, но со временем это наследие, несомненно, отойдет в прошлое. Сейчас прилагаем все усилия, чтобы этот процесс ускорить.

ПЕРЕХОД НА СТАНДАРТЫ НАТО ТРЕБУЕТ ИЗМЕНЕНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ

- Проведенная реформа проходила также в рамках перехода Украины на стандарты НАТО. Сколько таких стандартов уже внедрено в украинской армии и какие стоит ожидать в ближайшее время?

- Стандарты военного управления НАТО определяются соответствующими доктринами. Генеральный штаб разрабатывает доктринальные документы в рамках проекта «Объединенная подготовка и взаимосовместимость» по процедурам стран-членов НАТО с учетом национальных особенностей.

Так, в первую очередь была проведена работа с Иерархией доктрин Вооруженных Сил Украины, которая охватывает перечень всех доктринальных документов и военных публикаций. Она представляет собой систему с вертикальным распределением доктрин по функциональному признаку каждой так называемой J-структуры (от J-1 до J-9) Генерального штаба и горизонтальным разграничением по уровням важности и степени детализации.

Самые главные - Доктрина применения сил обороны государства, разработанная на основе Стратегии военной безопасности Украины, и десять ключевых доктрин, которые являются системообразующими в девяти сферах: «персонал», «разведка», «операции», «логистика», «планирование», «связь», «подготовка», «ресурсы» и «гражданско-военное сотрудничество». Они по содержанию сочетаются с Доктриной применения сил обороны государства.

Для их развития было рассмотрено 76 определяющих доктринальных документов, которые детализируют положения ключевых доктрин, и 188 доктринальных документов видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных Сил Украины. Это боевые уставы, наставления и другие доктрины, в разработке которых учитывался опыт АТО и ООС.

Всего в течение прошлого года проработано более 300 военных публикаций. На данный момент эта работа продолжается уже на низших уровнях военного управления. В то же время уточняются ключевые доктринальные документы, боевые уставы и наставления, разрабатываются тактические публикации.

Также продолжается работа по созданию базы данных «открытых» доктринальных документов в интернете по аналогу стран-партнеров.

Наш и международный опыт свидетельствуют, что это – длительный и масштабный процесс, который охватывает все сферы деятельности Вооруженных Сил - от оперативного планирования до применения военной техники и вооружения.

Сам процесс внедрения стандартов Альянса (административных, оперативных, технических и материальных) предусматривает ряд шагов, среди которых главным является разработка на основе натовских стандартов соответствующих национальных нормативно-правовых и нормативных документов.

Важно добавить, что помимо чисто практических аспектов этой работы, есть несколько факторов, которые имеют критическое значение для достижения ее конечной цели. Это – изменения в ментальности личного состава, готовность руководителей к внедрению новых подходов, а также фундаментальные изменения в системе военного образования, которое должно окончательно избавиться от советских принципов.

Один из ключевых факторов - знание английского языка. Без владения языком, военной терминологией введение стандартов и достижение совместимости с вооруженными силами членов НАТО невозможно. Очевидно, что, не владея английским языком, невозможно даже освоить понятийный аппарат штабных процедур Альянса.

УКРАИНА - КРУПНЕЙШИЙ ПОЛУЧАТЕЛЬ ПОМОЩИ В РАМКАХ ТРАСТОВЫХ ФОНДОВ НАТО

- Каковы приоритетные направления сотрудничества с Североатлантическим альянсом? Как оцениваете в целом взаимодействие со странами-партнерами в контексте российской агрессии?

- Приоритетное направление - это прежде всего подготовка органов управления и достижение совместимости штабов. Сегодня десятки зарубежных советников и инструкторов передают нам международный опыт и знания, помогая избежать возможных ошибок на пути реформ. Яркий пример: с помощью зарубежных советников мы практически выполнили задачу первого этапа трансформации объединенного руководства силами обороны и военного управления в Вооруженных Силах Украины.

Второе, не менее важное направление сотрудничества - масштабная практическая и материально-техническая помощь, которая предоставляется в рамках проектов трастовых фондов НАТО и соответствующих двусторонних программ. Украина - крупнейший реципиент помощи НАТО, которая предоставляется странам-партнерам в пределах трастовых фондов Альянса.

Эта помощь заключается как в выделении средств в бюджет фондов, которые в дальнейшем используются при закупке оборудования для насущных нужд украинской армии, профессиональной подготовке персонала, реабилитации раненых военнослужащих, так и в предоставлении союзниками масштабной консультативно-совещательной помощи по разработке концептуальных основ развития Вооруженных Сил.

В июне 2020 года Украина стала партнером НАТО с расширенными возможностями. До этого такой статус имели пять стран-партнеров – Австралия, Грузия, Иордания, Финляндия и Швеция. Он дает его участникам ряд преимуществ по сравнению с другими партнерами. В частности, относительно подготовки персонала и подразделений, а также участия в учениях по тематике статьи 5 Североатлантического договора, что недоступно для остальных стран-партнеров, а также допуска к учениям по кибербезопасности. Существенно расширяет возможности в учебно-тренировочных мероприятиях по этой тематике.

Кроме того, такая страна-партнер может быть предварительно признана потенциальным участником будущих операций, что предоставляет ее представителям доступ к механизму кризисных консультаций, оперативному планированию на ранних стадиях и обмену информацией.

Для нас важно практическое достижение совместимости наших сил и средств с военными формированиями НАТО, укрепление уровня военного взаимодействия.

Мы исходим из того, что нынешние безопасностные условия, в частности противодействие вооруженной агрессии со стороны Российской Федерации, требуют максимально эффективного использования всех механизмов и инструментов сотрудничества с НАТО. Большую роль играет и участие наших партнеров в международных учениях, которые проходят на территории Украины.

В целом же можно констатировать, что военное сотрудничество с нашими зарубежными партнерами в значительной мере помогает нам продвигаться на пути реформ украинской армии.

ПОКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВОЙНА, О СОКРАЩЕНИИ АРМИИ РЕЧЬ НЕ ИДЕТ

- Какова ситуация вокруг приведения штатной численности ВСУ в соответствие с законодательством Украины? Процесс уже завершен, произошло ли при этом уменьшение количества воинских частей и управленческих структур в ВСУ?

- На сегодня уточнен поэтапный порядок приведения штатной численности войск в соответствие с определенными законодательством показателями. В процессе оптимизации штатной структуры ни одно боевое подразделение не может быть сокращено. Есть задачи: еще раз проанализировать эффективность и целесообразность нынешних штатов управленческих структур, в частности, учитывая дублирование функций и в отношении небоевых подразделений.

Кстати, более 9 тысяч военнослужащих, призванных по мобилизации, самовольно оставили воинские части и находились в розыске. Законодательные изменения позволили командирам в сотрудничестве с прокуратурой и военной службой правопорядка по определенной процедуре исключить из списков часть этих лиц. На освободившиеся должности мы набрали новых мотивированных людей, которые сейчас проходят военную службу по контракту.

В очередной раз хочу подчеркнуть: пока продолжается война, о сокращении армии речь не идет. Абсурдно даже об этом говорить. В процессе реформы ни одно боевое подразделение не будет сокращено. Это четкая позиция руководства Вооруженных Сил Украины.

Взамен предлагаются другие пути оптимизации численности: вывести аппарат Минобороны и подчиненные ему учреждения, а также Главное управление разведки Минобороны, из состава Вооруженных Сил, активнее внедрять аутсорсинг. Благодаря этому Вооруженные силы будут лишены несвойственных им функций и будут заниматься исключительно задачами по назначению.

ОТ БУМАЖНОЙ БЮРОКРАТИИ НЕ ТАК ЛЕГКО ИЗБАВИТЬСЯ, НО ИЗМЕНЕНИЯ ЕСТЬ

- Со стороны молодых офицеров немало жалоб на то, что большинство их времени и усилий уходит на оформление различных бумаг и ведение различных журналов, а не на боевую подготовку. Что делается для сокращения лишней бумажной бюрократии?

- От бумажной бюрократии не так легко избавиться. Ее возможно заменить автоматизированными системами. Но есть юридические нюансы, которые требуют вести учет только на бумаге – это касается документов боевого управления, учета личного состава, материально-технических средств и тому подобное.

С постепенным приближением Вооруженных Сил к новым стандартам и структурам происходит процесс уменьшения документооборота, внедрения электронных документов.

На сегодня актуально введение электронного удостоверения военнослужащего - пластиковой карты. Это должно упростить выполнение повседневных задач военнослужащим, как то: отметки о командировке, получении материальных средств и тому подобное. Электронное удостоверение может заменить медицинскую книжку, реестр вещевого имущества, пропуск, быть защищенным носителем личного ключа доступа к информационно-аналитическим системам и т.д.

Этим вопросом занимаются соответствующие структурные подразделения Министерства обороны и Вооруженных Сил Украины.

В ТЕРОБОРОНЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ - ГОТОВНОСТЬ ГРАЖДАН СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ЗАХВАТЧИКУ

- После начала вооруженной агрессии России в Украине шли активные дискуссии относительно реформирования системы территориальной обороны. Какова ситуация вокруг этой реформы? Как должна выглядеть эффективная территориальная оборона?

- Следствием нехватки надлежащей территориальной обороны стал захват Крыма в 2014 году, беспрепятственное действие диверсионно-разведывательных групп в Донецкой и Луганской областях, что в дальнейшем привело к временной оккупации этих территорий.

Необходимо изменить философию территориальной обороны, которая должна основываться на организованных, обеспеченных и подготовленных подразделениях, готовности населения защищать свой край. А для этого военнослужащие запаса, которые находятся в оперативном резерве, должны в совершенстве владеть оружием, тактической медициной, уметь действовать в составе малых групп и подразделений и тому подобное. А самое главное - граждане должны быть морально готовыми оказать вооруженное сопротивление захватчику и обладать военными навыками.

Сегодня отработано развертывание частей территориальной обороны и проверено функционирование системы управления ею. Во время масштабных учений «Объединенные усилия – 2020» на учебные сборы в воинские части территориальной обороны и воинские части было привлечено более 7 тыс. резервистов оперативного резерва второй очереди и военнообязанных.

Они отрабатывали практические действия как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими составляющими сил обороны, Государственной пограничной службой, Национальной гвардией, Национальной полицией Украины. Выполняли задачи, в частности, по прикрытию государственной границы, охране органов государственной власти, критических объектов инфраструктуры, мостов, учились противодействовать диверсионно-разведывательным силам и антигосударственным незаконно образованным вооруженным формированиям. Также уделялось внимание несению службы на блокпостах с практическими действиями по проверке гражданских лиц и автотранспорта на автодорогах.

Из года в год участие в учебных сборах принимают все больше мотивированных граждан, а руководители предприятий, учреждений и организаций с пониманием относятся к участию своих сотрудников в учениях.

Продолжается совершенствование системы территориальной обороны с учетом практического опыта относительно противодействия гибридной агрессии Российской Федерации. Изучили и учитываем опыт наших партнеров. Также надеемся на поддержку народных депутатов и законодательное закрепление этого важного вида обороны государства.

ВСУ УВЕРЕННО ПРИОБРЕТАЮТ ЧЕРТЫ АРМИИ ПО ОБРАЗЦАМ НАТО

- Недавняя азербайджано-армянская война в Нагорном Карабахе подтвердила, что современные технологии, в т. ч. беспилотные летательные аппараты, являются решающими для боевых операций. Какова ситуация с дронами в украинской армии?

- То, что Вооруженные Силы Украины необходимо перевооружать, ни для кого не новость. Боевые действия на Кавказе, в Сирии и в других горячих точках планеты подтвердили эффективность высокоточного оружия, к которому относятся и беспилотные авиационные комплексы.

В Вооруженных Силах на вооружении - беспилотные авиационные комплексы турецкого производства BAYRAKTAR TB2, отечественные беспилотные летательные аппараты «Аист», «Фурия» и другие. Продолжается летная подготовка экипажей беспилотных авиационных комплексов и операторов БПЛА. Они готовы к выполнению задач, что подтверждено успешным применением комплексов во время учений. В то же время практическое применение BAYRAKTAR в зоне проведения ООС ограничено условиями выполнения Минских договоренностей: запрещено их использование в 30-километровой зоне от линии разграничения.

Сегодня продолжаются переговоры с ведущими производителями современных беспилотных ударных авиационных комплексов относительно их поставок в Вооруженные силы Украины. А также разрабатываются новейшие отечественные ракетные и артиллерийские высокоточные комплексы.

Потребность в вооружении есть, ее показатели Генеральный штаб ежегодно уточняет и передает Минобороны для реализации.

- Что закупается для ВСУ в первую очередь?

- Начиная от боеприпасов, беспилотных летательных аппаратов, в том числе ударных, ракетных и артиллерийских высокоточных систем, лопастей для вертолетов, заканчивая противоракетными комплексами и кораблями для ВМС. Ожидаем ракетные комплексы "Нептун", средства радиоэлектронной борьбы и борьбы с БПЛА, средства защищенной связи, а также новые БТРы, модернизированные танки, средства разведки, антиснайперские комплексы и тому подобное.

«Мотор-Сич» освоила производство несущих лопастей для боевых вертолетов Ми-24 и транспортных Ми-8. Это значительно повышает уровень боеспособности бригад армейской авиации и дает большие возможности по их применению.

В то же время сейчас о массовом перевооружении войск, о полном перевооружении бригад, к сожалению, речь еще не идет.

В этом году планируем получить береговой ракетный комплекс «Нептун», американские патрульные катера типа Island, средний разведывательный корабль, малый бронированный артиллерийский катер «Гюрза-М», несколько десантно-штурмовых катеров и другое вооружение. Кстати, украинские экипажи катеров Island на данный момент проходят обучение в США, и после прибытия этого вооружения сможем сразу поставить его для несения боевого дежурства и выполнения задач.

Сегодня Вооруженные Силы Украины уверенно приобретают черты и способности армии нового образца по стандартам НАТО. Отстаивают независимость и территориальную целостность государства, сдерживая оккупантов в районе проведения ООС и на границах нашего государства.

Василий Короткий, Вена

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-