Клистроны для С-300: на седьмом году войны без торговли с врагом никак?

Клистроны для С-300: на седьмом году войны без торговли с врагом никак?

Укринформ
Украинская армия до сих пор вынуждена использовать старую советскую технику, запчасти к которой добываются контрабандными путями

Скандал вокруг дела о создании так называемой «ЧВК Семенченко» далек от завершения. В предыдущем материале (который можно прочитать - здесь) мы искали ответы на вопрос о том, насколько законна деятельность частных военных компаний в Украине и нужно ли государству законодательно урегулировать (легализовать) ее? Сейчас же обратим внимание на еще один, не менее важный эпизод всей этой истории - объявление СБУ о разоблачении «противоправной схемы ввоза вне таможенного контроля военных запчастей и товаров двойного назначения из Российской Федерации, которые потом продавали государственным предприятиям оборонной сферы по завышенным ценам».

По версии следствия, возможными организаторами и участниками этой схемы являются уже упомянутый Семен Семенченко и «внештатный агент НАБУ» Евгений Шевченко. В интервью «Цензору» последний подтвердил, что его компания 24 марта отгрузила «Укроборонсервису» два комплекта клистронов (необходимые для работы системы наведения зенитных ракетных комплексов на цель - без этих приборов, проще говоря, радар мертв, просто груда металла и ракеты не полетят. - Ред.), и эти клистроны были изъяты в ходе обысков.

Євген Шевченко
Евгений Шевченко

«Речь идет о сложнейших процессах, секретном оборудовании и гостайне. Могу только сказать, что «Укроборонсервис» для выполнения государственного оборонного заказа взял на ремонт два комплекса С-300, и им нужны новые комплекты клистронов, которые вчера и были поставлены на «Укроборонсервис», - заявил Шевченко. - Наша система ПВО остро нуждается клистронах - без них не могут функционировать комплексы С-300. Но они производятся только в России. Полгода назад (в июле 2020-го, тогда командования воздушных сил расценило такие действия как «очередной удар по системе противовоздушной обороны Украины». - Ред.) ГБР возбудило уголовное дело, и эти клистроны изымались прямо из воинских частей, но потом все вернули назад и возбудили уголовное дело в отношении следователей ГБР, которые их изымали, потому что они завозились из РФ нашими разведчиками ГУР МО».

И вот снова, говорит Шевченко: «Это прямой удар по интересам государства и срыв одной из самых секретных оборонных программ стратегического значения. И снова раскрывается канал поставки, как будто кто-то в СБУ специально хочет рассекретить все пути закупки клистронов и перекрыть их в самой Украине».

Не беремся оценивать, насколько господин Шевченко искренен в своем заявлении. Воздержимся и от комментирования политической составляющей этого дела. Потому что в данном случае нас интересует несколько другое. Похоже, что «серые» схемы покупки в РФ запасных частей, агрегатов и механизмов к старой, советской еще технике остаются на сегодня распространенной практикой, в конце концов, то же самое «клеили» в свое время «Свинарчукам». Существует ли сегодня альтернатива?

«К сожалению, альтернативы не существует», - комментирует Укринформу военный эксперт Михаил Жирохов. По его словам, большинство запчастей к военной технике советского образца производится только в России. «Все старое советское, все запчасти, которые можно было купить в Китае, в Европе мы покупали и покупаем. Но есть еще некоторые критически важные детали. Без каких-то «серых схем» поддерживать нашу боеспособность невозможно. Кстати, так же работает и агрессор, закупая у нашей «Мотор-Сичи» двигатели, запчасти для своих самолетов и вертолетов», - отмечает он.

Военный эксперт считает, что «импортозамещение», о котором так часто любят говорить в РФ, не работает. «Ни в РФ, ни в Украине ради какой-то одной детальки никто не станет разворачивать серийное производство. Ну, потому что эта деталька, скажем так, будет «золотой». Даже при том, что у РФ куда более финансовых, так и технологических возможностей, но не делает этого. Им гораздо выгоднее закупать наше через Латвию, Молдову, ОАЭ, - рассказывает Жирохов. - Насколько этот скандал ударит по поставкам? Думаю, что теперь канал перекроют. Не исключено, что это скажется на боеготовности наших вооруженных сил, на ЗРС C-300. Думаю, будет большой провал системы ПВО нашей страны. Ведь где брать новые клистроны в случае их уничтожения? К сожалению, большинство людей этого не понимают или не хотят понимать. Их больше интересуют суммы, то есть навар от поставок. Читал, что эти приборы вроде бы закупали по 20-40 тысяч долларов, а продавали по 200 тысяч долларов. Думаю, что это хорошо характеризует тех людей, которые думали не столько о боеспособности, сколько о зарабатывании денег, о собственной выгоде».

Василь Вовк
Василий Вовк

Генерал-майор СБУ, эксперт по вопросам государственной безопасности Василий Вовк напоминает, что после аннексии Крыма и вооруженного конфликта на Донбассе Украина официально отказалась от сотрудничества с Россией в военно-технической сфере. Но иногда мы просто вынуждены это делать под прикрытием спецслужб (по его словам, в данном случае речь идет не только об СБУ, но и о ГУР Минобороны Украины), чтобы держать обороноспособной нашу армию. «К сожалению, ремонт некоторых вооружений невозможен без использования запчастей, которые производятся только или в основном в РФ», - отметил эксперт.

Дополнил предыдущих спикеров военный эксперт Тарас Чмут. Он говорит, что если мы говорим о чем-то советском, но распространенном в мире, например, о боеприпасах к РПГ-7 или подствольных выстрелах к гранатометам ГП-25, автоматическим гранатометов АГС-17, то рынок значительно больше. «Украина может это покупать, к примеру, в странах Азии, Африки, наконец, в странах Европы, ранее входивших в Варшавский договор (Чехия, Словакия, Польша), то есть там, где или до сих пор используют, или использовали это вооружение в прошлом», - комментирует эксперт.

Однако, если речь идет о технике / вооружениях, которая была только в СССР и странах, которые остались после него, то в таком случае ситуация гораздо сложнее. «Если это двигатель для БМП, то, условно, можно выбросить советский и поставить на его место американский. Но не все может штатно стать на старый самолет или ЗРК. Не все можно изготовить. Подавляющее большинство заводов по производству основных частей, основных агрегатов, не всех, но основных, они сосредоточены сейчас на территории РФ», - отмечает Тарас Чмут.

Тарас Чмут
Тарас Чмут

Что касается ситуации с клистронами для С-300, а также их продажи государству по завышенным в 5-10 раз ценам, то, по его мнению, с этической точки зрения - это на 100% неправильно, но с практической... «Сам замысел покупки необходимых деталей может быть оправдан, потому что, к сожалению, мы не можем самостоятельно изготавливать часть комплектующих, которые нам крайне нужны. Например, лопасти к вертолетам «Ми-8». Купить их у другой страны невозможно. Соответственно, либо у нас все боевые вертолеты встанут на земле и не будут летать, или мы будем покупать комплектующие в России через различные промежуточные компании, - говорит военный эксперт. - То же касается С-300. Невозможно по мановению волшебной палочки просто взять и заменить эту советскую ЗРС каким-то западным комплексом. Это так не делается, это очень сложные процессы, на 15-20 лет, в конце концов, это недешево. А воевать нужно уже сейчас. Вот соседняя Польша перевооружается, пытается отказаться от советской техники, но этот процесс продолжается у них уже 20 лет. То есть даже для стран с гораздо более сильной экономикой, для стран, которые не воюют, у которых нет части оккупированных территорий, нет политического кризиса - это также непросто. Сейчас нет другого выхода, но, безусловно, эту проблему надо решать: где-то собственными силами, а где-то - покупая на Западе».

Подытожил разговор военный эксперт Михаил Самусь: «На сегодняшний день альтернатива может быть только одна - если запчасти или комплектующие есть в других странах. В противном случае - «полулегальная» поставка из РФ».

Поэтому, отмечает эксперт, Украине нужно постепенно готовиться к переходу на стандарты НАТО. «Поскольку у нас заканчиваются ресурсы - нужно смотреть в будущее, чтобы через 10 лет мы не продолжили искать контрабандными путями какие-то остатки на складах, - говорит Самусь. - Нужно переходить на боеприпасы, на артиллерию, на калибры натовских образцов. Выпускать их здесь или покупать на рынке у союзников. Война с Россией не завершится через год, собственно, как и не финализируются проблемы с вооружением и военной техникой».

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-