Отказавшиеся быть кремлёвскими рабами: из истории народа эрзя

Отказавшиеся быть кремлёвскими рабами: из истории народа эрзя

Укринформ
«Эрзяне вынуждены считаться с теми условиями, в которых нашему народу приходится выживать. Однако этногенез – это сложный процесс, не покоряющийся указам президента путина», – так считает инязор (верховный старейшина) народа эрзя Сиресь Боляень

Этнос, представителем которого он является, находится под контролем московских захватчиков вот уже более шести сотен лет. Даже несмотря на столь внушительный временной отрезок и все старания правительства по русификации, его представителям всё ещё удаётся сохранять свою культуру, язык, национальную самобытность и, что самое главное, стремление к свободе. Естественно, постоянная ассимиляция привела к катастрофическому уменьшению числа этнических эрзян, но даже вопреки этому они не смешиваются с безликой массой московитов.

Начало московской экспансии в отношении народа эрзя восходит к середине XV в., когда активно шли процессы разложения государственности в Золотой Орде. Ослабленные ханства становились легко достижимыми мишенями для захватчиков. Следует учитывать ещё и тот факт, что московия на самом деле сотрудничала с золотоордынскими правителями в части сбора дани взамен на признание власти своих князей согласно ханским ярлыкам. Так называемое «монголо-татарское иго» зачастую являлось реализацией «договорняков» на взаимовыгодной основе: московиты демонстрировали «героическое освобождение угнетённых народов», дабы обрести поддержку с их стороны, а ордынцы взамен получали щедрую дань, собранную с тех же «счастливых» освобождённых. Естественно, львиная доля поборов шла и в казну московским князям. И вот, наворовавшись уже достаточно, они вдруг решили уйти в самостоятельное плавание. Для этого нужно было показать вчерашним сообщникам наличие подконтрольной обособленной территории, которую они готовы отстаивать. Для этого и сгодилось Поволжье. Местное население в составе эрзян было «назначено» виновными за все грехи татар якобы как их прямые наследники, в связи с чем подлежало ассимиляции или непосредственному истреблению.

Российские историки утверждают, что с момента захвата до последних десятилетий XVIII в. представители эрзянской знати прошли «сложный и длительный период эволюции от полузависимых родоплеменных и военных предводителей до региональной элиты российской империи». На самом же деле, в это время происходила целенаправленная ликвидация традиционных институтов местного управления, сложившихся ещё до оккупации. Согласно разным данным, собственная государственность у эрзян сформировалась ещё задолго до монголо-татарского завоевания. Первые упоминания о фактах её существования относятся ещё к середине II тыс. до н. э., а уже по состоянию на V – VII вв. н. э. эрзяне имели вполне сложившиеся государственные объединения с прочной клановой организацией. В то же время, московские «освободители» вписали в перечень своих «заслуг» упрощение местной системы власти путём её «модернизации». Это не что иное, как типичный для российского экспансионизма нарратив по поводу «помощи» становлению собственной государственности у «несостоятельного народа».

На самом же деле, этническая самобытность эрзян и высокий уровень их способности к самостоятельному развитию доказываются тем, что уже на рубеже I тыс. до н. э. – I тыс. н. э. у них сложилась собственная отлаженная система ведения хозяйства. Причём это были уже не только присваивающие, но и воспроизводящие его отрасли, связанные с земледелием, скотоводством и металлургией. Заметим, что московиты относили к числу своих достижений использование в промышленных целях лесов, до чего представители местного населения якобы сами не додумались. Однако далее история показала, что не такими уж и глупыми были эрзяне, поскольку леса для них были дополнительным средством защиты от врагов, а также долгое время сдерживали расползание холмистого рельефа. Стало быть, тот самый «неполноценный народ» на много веков вперёд превосходил своих «освободителей» не только в развитии государственности, но и в способности эффективно вести хозяйство для обеспечения собственных потребностей в не зависимом ни от кого существовании.

По состоянию на начало 1920-х гг., непосредственно накануне того, как произошло юридическое оформление создания советского союза, в составе населения, занимавшего ареал этнического расселения эрзян, сама титульная нация составляла не более трети. Ввиду этого кремлёвские пропагандисты приписывают себе «заслугу» в предоставлении им национальной автономии даже вопреки тому, что они, дескать, не имели для этого реальных оснований. На самом же деле, в сложившейся ситуации были виноваты как раз-таки сами «благодетели». В 1798 г. волей императора Павла I была введена система кантонов, полностью заменявших собой всё традиционное национальное управление «малых народов». Примечательно, что кадровый состав новых органов власти комплектовался исключительно из числа местного населения. Соответственно, новая правящая элита становилась полностью зависимой от царской власти, получая немалые материальные вознаграждения вместе с возможностями продвижения по карьерной лестнице, но и будучи при этом под тотальным контролем со стороны самодержавия. На деятельность же традиционных органов национального самоуправления налагался полнейший запрет под страхом репрессий.

Власти действовали по прибалтийскому сценарию, формируя для себя опору в подавлении мятежей со стороны местного населения. Крестьян же принуждали к «послушанию» через церковь, «награждая» за добровольный переход в христианство ранее отнятыми у них же самих землями: прихожан традиционной для оккупантов российской православной церкви было куда проще контролировать, нежели национально сознательных приверженцев местных верований. Однако столь строгие меры не исключили восстания эрзян вначале 1830-х гг., которое российские офицеры, направленные для его подавления, вспоминали с ужасом и отмечали высокую готовность народа идти на смерть за свою свободу. Потому создание национальной автономии эрзя – исключительно заслуга этого отважного народа, по сей день свято чтящего традиции своих предков и придерживающегося всех ритуальных обычаев даже под жесточайшим гнётом кремлёвской клики.

Коренные народы российской федерации, вам всем в назидание столь героическая история народа эрзя, работающего на воссоздание собственного независимого государства даже спустя несколько столетий нахождения под оккупацией московитов.

Национальная академия СБУ

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-