С УПЦ (МП) нужно что-то решать, а не ждать «инициативы с мест»

С УПЦ (МП) нужно что-то решать, а не ждать «инициативы с мест»

Укринформ
Городок, Конотоп, Бровары… Похоже, там нашли ответ на вопрос – что делать с УПЦ (МП). Но не откроет ли «рубка под корень» внутренний религиозный фронт?

После того, как 3 мая городской голова Конотопа (Сумская обл.) запретил своим решением деятельность «московского патриархата» в городе – через трое суток флешмоб подхватили Бровары (Киевская обл.), а в соцсетях началось активное обсуждение, что с УПЦ (МП) наконец-то нужно что-то уже делать.

Сейчас, в сущности, есть две позиции.

Первая – «московскому патриархату» давно не место в Украине, а особенно – после заявления патриарха Кирила (гундяева) о «подвигах русских солдат», «миролюбивой россии», на фоне зверств оккупантов в Буче, Гостомеле, Бородянке, Мариуполе и т.д.

Вторая позиция – безусловно, вопрос с «московским патриархатом» нужно решать, но не сейчас – не следует торопиться, потому что это крайне чувствительная тема, которая может привести к расколу и проблемам внутри страны.

Согласитесь, это тот случай, когда обе позиции действительно имеют смысл. Выступать с призывами «зачистить всех и вся» – не скажешь, что правильно, но и без должного внимания оставлять УПЦ (МП) в середине воюющей страны – тоже не приходится.

Ситуация в Конотопе: что сегодня известно?

В комментарии Укринформу городской голова Конотопа Артем Семинихин рассказал, что в городе около десяти храмов УПЦ (МП), и сейчас идет работа по прекращению их деятельности на территории общины.

Артем Семеніхін
Артем Семинихин

«Я провел большое совещание с силовиками, дал им соответствующие поручения, чтобы полиция произвела описание и опломбирование имущества в храмах. Тероборона должна охранять эти объекты. Не допускать провокаций от московских попов, чтобы не украли церковную утварь, потому что это собственность общины, а не московского патриархата. И второй этап, это собрание общины и определение их принадлежности к той или иной конфессии, у нас свобода вероисповедания», - заявил Семинихин.

На вопрос, как на распоряжение отреагировала община, городской голова ответил, что сопротивления не было.

«Подавляющее большинство конотопцев поддержало мою инициативу. Попы московские со мной пока лично не связывались. Да, есть пара бабушек, которые не совсем соглашаются с запретом, говорят, что «не ко времени» и так далее. Но я считаю, что ко времени. Поэтому буду делать все, чтобы эта московская пятая колонна навсегда исчезла с территории нашей общины, и не только, - подчеркнул Артем Семенихин. - Таким образом, хочу провести флешмоб среди моих коллег, городских голов по всей Украине, чтобы они принимали такие же распоряжения, будь то решения городских советов или исполкомов о запрете московского патриархата».

Как на распоряжение отреагировали в ПЦУ и УПЦ (МП)?

Секретарь Конотопской епархии УПЦ, отец Богдан не многословен: «Семенихин в корне не прав. У нас нет московского патриархата. Есть Украинская православная церковь. Мэр хочет создать конфликт на почве религии».

Впоследствии пресс-служба Конотопской епархии на своей странице в Facebook опубликовала резкое заявление от имени Архиепископа Конотопского и Глуховского Романа, в котором опять-таки отмечается, что «в Украине не существует никакой так называемой «московской церкви», а есть Украинская Православная Церковь» .

Архієпископ Конотопський і Глухівський Роман
Архиепископ Конотопский и Глуховский Роман

Процитируем лишь часть заявления: «Независимость Украинская Церковь получила даже раньше, чем наше государство. Об этом свидетельствует "Томос - Грамота 27.10.1990 года". Украинская Православная Церковь независима и самостоятельна в управлении и устройстве, это касается всех сфер существования и реализации власти в церкви. УПЦ имеет свой центр управления в Киеве – Собор УПЦ и Священный Синод УПЦ, которые возглавляет наш предстоятель, носящий титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины». (…) Право на свободное вероисповедание закреплено 35 статьей Конституции Украины и ни один человек не может его нарушать, даже в состоянии военного положения. Уважаемый господин Артем, примите совет – изучите основные положения Конституции и принципы ее действия. Настойчиво просим прислушаться к словам нашего Президента и не сеять вражду между украинским населением, тем более в такое сложное время для нашей страны, когда мы, держа оружие в руках, стоим перед лицом нашего врага, и должны консолидировать все силы общества в борьбе с захватчиками. Погибают наши граждане независимо от возраста и религиозных предпочтений. А Вы, своими пиардиями, работаете на пользу врага и помогаете ему разрушать нашу государственность и уничтожать наше население».

А протоиерей Павел (Кузь) из Собора Рождества Пресвятой Богородицы (принадлежит Конотопскому благочинию Сумской епархии ПЦУ), высказался так: «О моей позиции в Конотопе хорошо знают. Я постоянно говорил, говорю и буду говорить: люди, это никакая не украинская церковь, а русская – вас просто обманывают, перестаньте наконец туда ходить».

Отец Павел поддерживает распоряжение Семенихина, считает его правильным, но…

«Еще восемь лет назад нужно было запретить. Впрочем, думаю, это должен делать не городской голова, не уверен, что у него есть на это полномочия, а народные депутаты. Надеюсь, что к принятию соответствующего закона в Киеве в конце концов созреют», - подчеркнул священник.

Семенихин не первый и, похоже, не последний

Еще 28 февраля 2022 г. Владимир Ременяк, городской председатель Городокской территориальной общины во Львовской области, своим распоряжением запретил деятельность УПЦ (МП).

«Деятельность УПЦ Московского патриархата носит очевидный антигосударственный и антиукраинский характер, а также несет угрозу национальной безопасности Украины», - говорится в документе.

Мы поинтересовались у господина Ременяка, как через два с лишним месяца выполняется его распоряжение.

Володимир Ременяк
Владимир Ременяк

«Как выполняется? Конфликтов не было и нет, все в порядке. Прихожане Свято-Успенской церкви в с. Речичане возле Городка, ранее принадлежавшей УПЦ (МП), уже перешли в подчинение Православной церкви Украины. Это решение было добровольным путем открытого голосования, - рассказывает Владимир Ременяк. – Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий (Рудюк) удовлетворил их просьбы и принял в состав Львовско-Сокальской епархии ПЦУ. Новым настоятелем назначен протоиерей Иван Денькович».

Относительно бывшего священника церкви – протоиерея Григория Гнидеца – он переходить в ПЦУ отказался.

«Насколько мне известно, этот московский поп до сих пор проводит богослужение, но не в храме, а дома для нескольких семей», - говорит городской голова.

В храме Успения Пресвятой Богородицы поочередно проходят службы УГКЦ и… недавно ПЦУ.

«Храм строился еще в 1900 году, и освящался именно как католический. А уже позже решением исполкома от 1991 года было определено поочередное совершение богослужений УГКЦ и УАПЦ. Отец Гнедец, о котором я уже упоминал, сначала был в УАПЦ, но впоследствии почему-то решил устремиться в московский патриархат. Ну, справедливость наконец-то восстановилась: не УПЦ (МП), а именно ПЦУ, как законный правопреемник УАПЦ, должен поочередно править в этом храме», - настаивает глава Городокской территориальной общины.

Между тем, 6 мая стало известно, что городской совет Броваров Киевской области также взялся за УПЦ (МП), впрочем, не запретил, а только приостановил ее деятельность на территории общины.

«Это значит, что будет установлена ​​охрана объектов недвижимости церковных общин УПЦ (МП) и введен особый режим их работы. Под запретом будет проведение собраний, митингов, шествий и всех других массовых мероприятий. Срок действия запрета – на весь период военного положения», - сообщил на своей странице в Facebook городской голова Броваров Игорь Сапожко.

Есть ли у горсовета такие полномочия – вопрос.

«Я внимательно прочел статью 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине». В нем отражены полномочия сельского, поселкового и городского головы, но ничего не сказано о его праве запрещать деятельность церквей, - говорит эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко. – Проблема с «московским патриархатом» действительно есть, она серьезная, а в условиях войны – тем более. Однако вопрос такого характера никак не может решаться мэром, он решается на общенациональном уровне».

В конце концов, решение о запрете «московского патриархата» может стать нарушением Конституции в части прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». В статье 5 закона сказано, что церковь (религиозные организации) в Украине отделена от государства.

Будем следить, как будет дальше развиваться ситуация.

А пока – интересуемся у религиоведов, какое решение при нынешних обстоятельствах можно принять по структурам РПЦ на территории Украины, чтобы с одной стороны не сделать хуже, а с другой – не оставить это дело без должного внимания? Как найти правильный баланс и насколько это реально?

«Надо начинать не с УПЦ (МП), а именно с РПЦ (МП) – запретить на территории Украины организацию, поддерживающую террористическую деятельность России»

Ігор Козловський
Игорь Козловский

Игорь Козловский, религиовед, кандидат исторических наук, писатель, общественный деятель:

– Ситуация действительно не простая. И связана она не только с войной, но прежде всего с ней. УПЦ (МП) – не однородная структура. То есть это не монолит, там есть разные тенденции. Нельзя сказать, что УПЦ (МП) – целиком и полностью враждебная организация. Ведь есть украинские священники, есть верующие, которые поддерживают Украину в это сложное время, которые четко заявляют о своем нежелании быть в единстве с москвой, призывающих к суду над кириллом, говорят, что он преступник, отвергающих и называющих еретической идеологию так называемого «русского мира». Безусловно, подобная инициатива идет не сверху, а, к сожалению, снизу. Проблема состоит в том, что епископат, во главе с Митрополитом Онуфрием, сегодня молчит, он не хочет разрывать связь с москвой, находится в параличе, не понимая, что ему делать дальше. Что здесь можно сказать? Есть разные составляющие: политическая, юридическая, внутрицерковная и т.д. Обо всем этом можно рассказывать часами. Какой же выход?

Думаю, что нужно начать не с УПЦ (МП), а именно с РПЦ (МП) – запретить на территории Украины эту преступную организацию, которая спонсирует и поддерживает террористическую деятельность России. В то же время следует запретить идеологию так называемого «русского мира», которая, по сути, является продуктом той же РПЦ (МП). Это что нужно сделать в первую очередь. Далее – есть церкви УПЦ (МП), которые сейчас ищут выход на Вселенского патриарха, стремясь стать частью, возможно, в виде экзархата, именно Вселенской церкви. То есть, не объединяясь с ПЦУ. Думаю, что государство могло бы помочь таким церквям с нужными контактами. Наряду с этим часть церквей УПЦ (МП) переходит на гибридный вариант: юридически они разрывают с москвой, становятся якобы независимыми, но фактически… Как здесь поступать? Есть два момента – стратегический и тактический. Стратегический – о том, как наконец выйти на диалог, на объединение всех православных верующих в Украине. Но после скольких лет языка вражды и взаимного неприятия церкви просто не смогут быстро объединиться. Итак, сейчас задача тактическая – как УПЦ (МП) оторваться, как разорвать связь с РПЦ (МП). Не запретить, но навернуть. Подавляющее большинство священников и верующих УПЦ (МП) сейчас дезориентированы, они не знают, что им делать и куда идти. Мы должны помочь.

«Государство должно позаботиться, чтобы эта церковь перестала отравлять свою паству «русским миром», чтобы она не получала указаний от москвы»

Віктор Єленський
Виктор Еленский

Виктор Еленский, доктор философии, народный депутат Украины VIII созыва:

– Есть две составляющие этой проблемы. Первая – это верующие люди, украинцы, которым государство гарантирует свободу совести. И гарантирует это в том смысле, как это зафиксировано в международных документах. То есть не просто спрятаться где-нибудь в подвале и тихо молиться, а собираться с другими открыто, распространять информацию, приобретать имущество, чтобы достойно выражать свои религиозные чувства и так далее. Одним словом, все то, что есть сейчас. Вторая – это наличие во время войны в Украине УПЦ (МП), которая непосредственно входит в структуру абсолютно контролируемую страной-агрессором.

Сделаю небольшое отступление. В чем была проблема Папы Франциска, генсека Всемирного совета церквей и генсека Европейского совета церквей? Все они видели в Кирилле религиозного деятеля. Теперь же понемногу понимают, что он не религиозный деятель. Более того, что кирилл не просто не самостоятельный игрок, а что он не является игроком вообще, что он плотно вмонтирован в систему кремлевской шовинистической пропаганды и действует в этом алгоритме. Поэтому сейчас речь идет не только о санкциях, которые на него могут наложить, а речь идет о привлечении его к международному суду как одного из разжигателей войны. Ясно, что Украина с этим мириться не может, поэтому должна поставить перед всеми структурами УПЦ (МП), прежде всего перед руководящей, жесткий вопрос о разрыве всех связей с РПЦ (МП).

Я сейчас не буду обсуждать, может ли УПЦ (МП) созвать Архиерейский или Поместный Собор, или не может… Скажу только, что священноначалие УПЦ (МП) не хочет ничего менять, а просто намерено отсидеться, переждать. Наряду с этим есть большая группа священников УПЦ (МП), не архиереев, которые ищут третий путь: отойти от москвы, но не входить в ПЦУ. Впрочем, согласно базовым принципам православной экзиологии, должна быть одна церковь. В конце концов, одна и есть – ПЦУ. Тем не менее, украинское законодательство разрешает им находиться в любом состоянии. То есть, они могут объявить себя независимой, катакомбной или даже истинной церковью и зарегистрировать об этом соответствующие документы. Имеют право. Но государство при этом должно позаботиться, чтобы они перестали отравлять свою паству идеями так называемого «русского мира», чтобы они не получали указаний от москвы, чтобы вообще не имели с ней никаких связей, особенно во время войны.

Наконец, есть Государственный орган Украины по делам религий. Но мне до сих пор не приходилось видеть, чтобы этот орган сделал какое-то заявление, чтобы каким-то образом отреагировал на то, что в стране более 12 тысяч приходов, находящихся в ведении московского центра, главы которого открыто поддерживают войну против нашего государства. И это тоже вопрос, это тоже проблема. По моему мнению, этот орган должен обратиться к священноначалию УПЦ (МП) с соответствующим заявлением, и четко в этом заявлении подчеркнуть, что ожидает от иерархии конкретных шагов, таких как публичный разрыв с РПЦ (МП). В конце концов, этот орган имеет право вносить свои предложения в правительство и парламент.

А пока есть реакция Конотопа. Да, это не законно, впрочем, бездействие и отсутствие альтернатив провоцирует городских голов идти на подобные шаги.

"Надо сделать так, чтобы находиться в московском патриархате было стыдно"

Илья Бей, религиозный публицист, богослов, переводчик:

Ілля Бєй
Илья Бей

– Есть такая банальная вещь, которая, простите, называется дерьмом, но мы можем называть продуктом жизнедеятельности или красивым латинским словом «экскременты». Впрочем, оно остается дерьмом. Что-то подобное хочется сказать и о московском патриархате. Как бы мы его ни называли, в конце концов, как бы он сам ни называл себя в Украине – УПЦ или еще как то – это московский патриархат. Конечно, многим из нас, украинцам, сегодня хотелось бы этот вредный сорняк вырвать с корнем. Раз и навсегда. Но московский патриархат не следует запрещать. Почему? Ибо если делать это таким образом, как это сделал мэр Конотопа – они начнут голосить о притеснениях и гонениях. На такой почве может вырасти дополнительный внутренний религиозный фронт. Сейчас стране этого точно не нужно. Какой выход?

Думаю, что нужно сделать так, чтобы находиться в московском патриархате было стыдно. А для этого надо спрашивать: неужели ты хочешь причащаться из одной чаши и называть своим «великим хозяином и отцом» того, кто дал свое благословение на то, чтобы убивали, «денационализовывали» тебя и твоих близких? Еще раз: пребывание в МП должно вызывать стыд. И для того, чтобы этот стыд вызвать эффективнее – следует делать так, как сейчас это делают отдельные активисты, вывешивая у церквей московского патриархата фотографии Бучи, Гостомеля, Мариуполя с надписью «Они это благословляют! Они хотят сделать это с тобой! Ты действительно хочешь быть с ними?». Это что-нибудь даст? Ну, если каждый день напоминать людям, что делается руками этой церкви… Возможно, на откровенных фанатиков это не повлияет вообще или не сразу, но на кого-то – так точно. А запретить – сделать только хуже. По моему мнению, нужна только длительная разъяснительная работа.

«За последние два месяца в ПЦУ перешло 150 приходов. Динамика улучшается. Но надо еще работать на этой почве, и думать, как наконец-то начать диалог»

Александр Ефременко, религиозный эксперт:

Олександр Єфременко
Александр Ефременко

– Объемные процессы следует начинать уже после завершения войны или ее активной фазы, чтобы не открыть по всей стране дополнительный фронт – религиозный. Мы уже не раз слышали из уст российских госчиновников и пропаганды заявления, что в Украине якобы существует религиозная война. Это не так, но это их мечта.

Нельзя чесать всех под одну гребенку. По моему собственному опыту – не все в УПЦ (МП) плохи. Я лично знаком со многими служителями, покинувшими московский патриархат еще в 2018 году, придя на Объединительный собор, или отошли несколько позже. Знаком также с такими, которые до сих пор находятся в УПЦ (МП), но при этом категорически осуждают действия РПЦ (МП), агрессию РФ и, одновременно, помогают украинскому войску, пострадавшим, переселенцам. Если посмотреть на свежую статистику, то за последние два месяца в ПЦУ перешло 150 приходов. Много это или мало? Ну, динамика точно улучшилась. Но нужно работать еще и еще на этой почве, и думать о том, как начать диалог.

Годы вражды, разделения, нездоровой конкуренции, учебы по пособиям, насыщенным пропагандой… Это не могло пройти бесследно. Кто должен начать диалог? Думаю, инициатива должна идти с обеих сторон. Но следует обратить внимание на то, что священники УПЦ (МП), демонстрирующие готовность к диалогу или несогласие с позициями и действиями своего священноначалия – нередко подпадают под внутреннее давление. Например, тех, кто подписался под обращением в Пентархию относительно суда над кириллом – принудительно отправили в Запорожье, откуда они должны были отправиться Крестным ходом в Мариуполь, чтобы под обстрелами, минуя вражеские блокпосты, забирать граждан с территории «Азовстали». Это было распоряжение митрополита Антония. Думаю, что таким священникам нужно помочь. Возможно, обществу пробовать искать к ним подход. В конце концов, есть еще одна идея, которую недавно озвучил о. Кирилл (Говорун), а именно: те приходы, которые хотят оставить УПЦ (МП), но пока не готовы вливаться в ПЦУ – могли бы поминать в богослужениях Вселенского патриарха. Несколько позже было обращение священников УПЦ (МП), что на данном этапе они бы хотели себя ассоциировать себя с Вселенским патриархом, и к нему направить обращение, чтобы он стал посредником. То есть рассудил и примирил ПЦУ с частью УПЦ (МП), которая хочет выйти. Что ж, полномочия разрешать межцерковные споры и разногласия у Вселенского престола есть. Конечно, Престол не будет влезать во внутриукраинские дела без соответствующего обращения и приглашения как со стороны самих священнослужителей из УПЦ (МП) и ПЦУ, так и со стороны государства.

Мирослав Лискович. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-