В Киево-Печерской Лавре «не бывает» воздушных тревог, но – тревожно

В Киево-Печерской Лавре «не бывает» воздушных тревог, но – тревожно

Укринформ
Мы побывали в центре Восточного Православия, давно сданном государством в аренду филиалу московской церкви. Кирилла здесь поминают…

Укринформ только что писал о том, как в трех городах Украины местные власти уже ограничивают церкви УПЦ МП. Между тем специалисты и юристы уже годами размышляют, что сделать, чтобы церковь страны-агрессора наконец-то перестала отравлять свою паству в Украине «русским миром».

Вот мы и заинтересовались: как на третьем месяце жестокой войны за окончательную независимость Украины, после бесчеловечных зверств на временно оккупированных врагом территориях, в древней Киево-Печерской Лавре до сих пор функционирует центр де-юре и де-факто московской церкви в Украине?

Райские картины в адские времена

Для обычного человека Лавра – это толпы туристов и паломников, экскурсионные автобусы, нарядно одетые киевляне и гости, дети, человеческие водовороты у киосков с сувенирами, кофе и мороженым. Это – Большая Лаврская колокольня, куда можно подняться по лестнице, осмотреть сверху и Вечный город Киев, и всю Киево-Печерскую лавру с ее старинными церквями – почувствовать, что прикасаешься к самой истории. Это лаврская смотровая площадка за зданием художественных мастерских, откуда открываются величественные виды Левобережья, это лучшие киевские музеи и выставки.

А для верующих Лавра – одна из самых больших в мире христианских святынь.

Впрочем, сейчас, во время войны, здесь многое не так. Территория Верхней Лавры, где расположен Киево-Печерский историко-культурный заповедник с его музеями и Большой Лаврской колокольней – закрыты для посещения по распоряжению городских властей.

У тысячелетних лаврских стен дежурят полиция и Тероборона. Из атрибутов довоенной жизни – продуктовые киоски, возле них – немногочисленные прохожие, пьют кофе только что отслужившие службу священники. Небольшая церковка, расположенная рядом, недалеко от проезжей Лаврской улицы - на протяжении всей службы церковное пение и проповедь священника, усиленные громкоговорителями, слышны далеко вокруг. Священники, монахи – а мы их увидели за эти несколько часов немало на территории Нижней Лавры, где расположен монастырь – все как подбор худощавые и очень высокие ростом. Словно их специально так подбирали, чтобы выделялись среди прихожан и туристов.

Да, Нижняя Лавра открыта для посещения. Открыты для экскурсантов и Ближние и Дальние лаврские пещеры, но – только до 15.30. Сначала это было связано с тотальным комендантским часом в Киеве и пока так и осталось. Как и ранние вечерние службы в церквях – вместо 17 часов они до сих пор начинаются здесь в 15 часов.

И кирилла московского поминают «Отцом и Господином»

Территория ухожена, смотрится уютно. Куда-то спешат священнослужители в черных рясах, не торопясь поливают роскошные клумбы рабочие в спецовках, прогуливаются отдельные летние пары. Сейчас в Лавре – как и во всем Киеве - благодатное время цветения, начинается царствование сирени, манят отдохнуть от «альпинизма» на крутых лаврских улочках ажурные скамейки, на каждом шагу открыты лавочки с десятком наименований разной сдобы из лаврской пекарни, разнокалиберными банками монастырского меда и пакетами с целебными травами. Сплошная благодать!

Лавра сьогодні – паломників і туристів зустрінеш рідко

Лавра сегодня – паломников и туристов встретишь редко

Особенно после месяцев бомбардировок и привычки передвигаться по городу короткими перебежками… Но это если «забыть», что здесь, в самом сердце еще недавно осажденного врагом Киева, расположился монастырь УПЦ московского патриархата – того самого, что «благословляет русское оружие»… Здесь находится резиденция предстоятеля, митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и все центральные церковные институции. А настоятелем в монастыре митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, который давно, последовательно и не слишком прячась от украинской общественности, выступает за «единство с москвой».

Когда началась война, предстоятель РПЦ Кирилл не только не обратился со словами поддержки к своей украинской пастве, а, по сути, поддержал агрессию. После литургии на праздник Торжества православия в Москве он подарил командующему Росгвардии икону со словами: «Пусть этот образ вдохновляет молодых воинов, принимающих присягу, вступающих на путь защиты Отечества», - цитирует пресс-служба РПЦ. В это время «молодые воины» насиловали женщин в Буче, бомбили роддом в Мариуполе и сравнивали с землей Попасную…

Вхід до Верхньої Лаври поки зачинений

Вход в Верхнюю Лавру пока закрыт

После этого часть епархий УПЦ МП перестали поминать московского патриарха во время богослужений, кто-то – более 150 приходов – перешел в автокефальную ПЦУ, некоторые священники начали высказываться за разрыв с москвой. Но это все – не о нынешней Лавре.

Что это значит? Большинство наших «православных атеистов» не слишком разбираются в значении этих «поминаний», а на самом деле поминовение в молитве предстоятеля – это фундаментальная вещь, подчеркивающая единство и принадлежность к Православной церкви. Так что во время службы священник УПЦ МП должен вспомнить московского патриарха, киевского митрополита и своего местного епископа – именно в таком порядке.

В Лавре с этим строго. 2 мая о.Петр Семащук, священник УПЦ МП написал на своей странице во фб, что «митрополит Павел (Лебедь) изгнал из Киево-Печерской Лавры иеромонаха Симона (Новикова) за то, что тот во время богослужения не упомянул имя патриарха Кирилла (Гундяева). Известно, что братия Лавры еще в начале войны предлагала не вспоминать в богослужениях в Лавре имя патриарха, однако владыка Павел категорически отказался это согласовывать и принципиально настоял на том, чтобы поминать Кирилла (Гундяева) как «великого Господина и Отца».

Что ж, ни для кого не секрет, что встречаются представители УПЦ (МП), которые помогают агрессору, бывает, что и не только на словах, а пряча в храмах и монастырях военных преступников и оружие. Уже кое где местные власти запрещают или ограничивают деятельность УПЦ (МП). Да, это не отвечает Закону, но все больше верующих склоняются к императиву по разрыву связей с русской православной церковью. В апреле за это выступало 74% украинцев (в начале марта – 63%). Не поддерживают – всего 7%. 

Так кто же эти люди, которые приходят на службу в лаврские церкви, работают в здешних магазинах, прогуливаются украшенными цветами монастырскими дорожками? И это в то время, когда российский «единоверный» враг убивает и пытает их сограждан, не выборочно и чем придется обстреливает города, уничтожая дома, школы, больницы и, наконец, церкви?

И снова – о братьях-славянах

Почему вы ходите именно в эту церковь? - интересуемся у двух женщин, которые только что вышли после службы и устроились погреться на солнышке на лавочке у клумбы с тюльпанами.

– Мы живем рядом и ходим только в Лавру. И больше ничего рассказывать не будем, – торопливо отвечает одна из них, внезапно подхватывая подругу, чтобы уйти…

В магазинчике, в котором торгуют церковной утварью, нас встретила женщина лет 55-ти в желтом шифоновом платке на голове, со спокойным благообразным лицом. Но после того, как мы совершенно нейтрально спросили, приходит ли много людей в Лавру и нравится ли ей здесь работать, благодушие сразу испарилось.

– Я сижу в лавке, поэтому ничего не вижу, что там происходит. А работаю здесь, потому что наш пастырь Онуфрий – святой человек, – довольно раздраженно ответила женщина, якобы ей с утра до вечера досаждают с такими вопросами.

Довкола Лаври нині немає звичної метушні

Вокруг Лавры сейчас нет привычной суеты

На одной из зеленых лужаек мы увидели нескольких молодых людей с детьми.

– Добрый день! Извините, что беспокоим – такова журналистская работа. Скажите, пожалуйста, вы пришли сюда в церковь или просто погулять?

– На службу в церковь, – с вызовом отвечает за всех девушка лет 25-ти. – Почему в Лавру? Всегда приезжаем, если есть возможность именно сюда. Мы признаем только эту церковь, потому что она каноническая, а другую нам навязал Константинополь. Извините, нам некогда говорить...

Следуем дальше.

Так виглядає всередині монастирська продуктова крамниця

Так выглядит внутри монастырский продуктовый магазин

Продавщица одного из лаврских продуктовых киосков оказалась более говорливой и дружелюбной.

Рассказала, что работает здесь уже три года. Сейчас людей в Лавру ходит гораздо меньше, чем до войны, за последние две недели был всего один автобус с паломниками. На службу в церквушку ежедневно приходит где-то от 30 до 50 верующих – до войны было значительно больше, а сейчас многие уехали из Киева из-за войны. Но, как человек верующий, она никого не обвиняет в случившемся:

– У меня мама – украинка, отец – русский, мы все – братья славяне, и наш церковный иерарх говорит, что происходящее сейчас – это просто безумие.

Но ведь это россияне напали на Украину, а не наоборот? – спрашиваем.

– Да, русские, – тихо отвечает женщина, отводя глаза. – Но мне нужно работать…

Навязчивое ощущение: все, с кем мы здесь общались, как-то сразу видели в нас «чужих». Поэтому замыкались, сразу избегали любых расспросов. А еще они были как-то особенно насторожены – это можно было почувствовать хотя бы по оценивающим взглядам, которые бросали на нас и священники, и продавцы, и те, кто вроде бы расслабленно прогуливался по роскошному зеленому заповеднику.

Біля монастирської крамнички

Возле монастырского магазина

Чем-то очень чужим все вокруг показалось и нам – здесь не хотелось задерживаться, несмотря на все прелести. Оно будто отделенным от Киева стало – это место. Хотя и открыт монастырь для всех желающих – гуляй, сколько вздумается. Уже тогда, когда мы ушли оттуда, я вспомнила слова пожилой благообразной продавщицы одной из монастырских лавочек. Живёт она на территории монастыря, и на вопрос, где пряталась во время многочисленных воздушных тревог, слегка удивленно ответила:

– А зачем? У нас не было никаких воздушных тревог. Это там у вас, в городе, они были, а у нас нет.

Она полностью уверена, что никакие бомбы и ракеты на Лавру не упадут. Такой себе святой заказник, который должна стороной обойти война. Вероятно, верят, что путин Лаврский монастырь московского патриархата не будет бомбить? Не дай Бог, конечно, но вот Святогорский монастырь он уже разбомбил…

И вот, наконец, проповедь… Конечно, в рифму – НАТО виновато

А о чем рассказывают пастыри во время богослужений в Лавре? Вот, например, наместник Киево-Печерской обители, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в праздничный день 9 мая на утренней службе, в частности, говорил о том, что «в очередной раз повторяю, что Европа получила большой подарок – рабочую силу и умы из Украины. Кому-то было выгодно начать эту войну… Было выгодно убить множество наших сограждан, наших братьев и сестер». То есть опять-таки – россия ни при чем, а кому это было выгодно – вам же не трудно догадаться…

А вот непосредственно о праздновании 9 мая «раньше»: «В этот день приходили люди, клали цветы, проводили панихиды, а сегодня пытаются из людей выбить все, что называется святым...»

Это не вымысел – послушайте https://www.youtube.com/watch?v=DIDmQiLQwvE запись службы – она была размещена на лаврском сайте. Ее могут оттуда удалить, но у нас сохранен файл. Конечно, в текстовой версии это все подчищено. Но на что был расчет?

Разумеется, у каждого из тех, с кем мы общались в этот день в Лавре, свой путь и свои причины ходить молиться и исповедоваться именно в эту церковь. Но констатируем печальный вывод: они не способны видеть или делают вид, что не видят того, что творит в Украине враг, их не смущает «каноническое единство» с палачами Мариуполя и Бучи. И хорошо, чтобы еще и не поддерживали их зверства, пусть и не признаваясь в этом самому себе. Мы не знаем, сколько их реально. Можно ли судить об этом по количеству просмотров богослужений из Киево-Печерской лавры в ютубе? Обычно это полторы-три тысячи, и только праздничные богослужения набирают от 10 до 40 тысяч просмотров. Это, напомним, главная ячейка УПЦ МП в стране. Впрочем, мы не беремся интерпретировать эти цифры, ведь вряд ли большинство прихожан московской церкви в Украине являются регулярными пользователями сети Интернет.

Лавра сегодня

…В конце апреля прошла информация, что Верховная Рада пока отложила рассмотрение законопроекта о запрете деятельности УПЦ МП на территории Украины, поскольку это может привести к расколу общества.

«Этого нельзя допустить, потому что украинская нация должна быть единой. Будем разбираться со всеми после победы», – подчеркнул глава ВР Руслан Стефанчук.

Может, и в самом деле так лучше? Но все равно – тревожно, а не уютно киевлянам, которые только что пережили вражескую атаку на свой Город, в уютных (парадокс!) уголках Киево-Печерской Лавры в ласковом мае 2022 года.

 Лариса Гаврилова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-