«Всем ребятам пример»: о сущности советской пионерии

«Всем ребятам пример»: о сущности советской пионерии

Укринформ
На фоне упадка псевдопатриотических настроений в российском обществе, до которого, вопреки стараниям властей, начинает доходить правда о провале путинской военной авантюры в Украине, в кремлёвских кругах всё активнее начинает муссироваться идея о воссоздании в россии пионерского движения.

Именно поэтому 100-летний «юбилей» создания в советском союзе пионерской организации, попадающий на 19 мая, является предметом активной информационной кампании в российских средствах массовой информации. Хаотичный набор детско-юношеских организаций по типу «Юнармии» и сообщества любителей истории «Сила в правде» власть планирует привести в единую систему с целью более качественной «промывки мозгов» юному поколению, которое спустя несколько лет будет обязано надеть военную форму и встать под знамёна рашистского войска.

Во время всероссийского урока «россия – страна возможностей», прошедшего 16 мая, министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что с нового учебного года во всех школах российской федерации будет введено ежедневное обязательное поднятие государственного флага, сопровождаемое исполнением гимна. Это недвусмысленный намёк на возрождение похожей пионерской традиции, для полноты которой не хватает ещё только горниста. Само по себе исполнение гимна государства, конечно, не несёт в себе ничего плохого, однако это только в том случае, когда государство представляет собой добровольное объединение людей, а не конгломерат завоеваний, как в случае с рф. Заставлять детей таким образом любить страну, которая некогда поработила их предков, по крайней мере, кощунственно. Происходит не что иное, как начатое ещё при царизме искусственное формирование «единого русского народа», не имеющего под собой совершенно никакой этнической подоплёки. Неокрепшие юные умы целенаправленно пичкаются выгодной для правящей клики информацией пропагандистского характера, начиная с годами верить в неё всё более и более безоговорочно.

Вряд ли кто-то из советских пионеров знал, что общая концепция этой организации разрабатывалась на основе скаутского движения. Однако как раз этот атрибут жизни «загнивающего Запада» был взят за основу творцами пионерии в 1922 г. В лучших традициях союзного руководства была принята только внешняя оболочка, а реальное содержание скаутизма исковеркано до неузнаваемости. «Бойскаутизм буржуазия использует для того, чтобы с детства внушить детям пролетариата, что классовая борьба, становящаяся теперь столь угрожающей самому существованию буржуазии, вещь вредная», – утверждала Н. Крупская. Советские идеологи скопировали с западного образца только идею безоговорочной покорности, интерпретируя её как слепое послушание «перед королём, родителями, хозяевами». Они не учли главного – смысловой нагрузки, которую несёт воспитательный эффект от участия детей в таких организациях. Наспех скопированные картинки строя и единообразия в форме одежды стали эффективным инструментом, который дополнял идеологическое воздействие на подростков, порой любящих того самого «дедушку ленина» больше, чем родную маму, и готовых по указанию компартии ринуться без раздумий «и в огонь, и в воду».

Если копнуть историю несколько глубже, то окажется, что пионерия – далеко не первая попытка российских властей подобным образом создавать костяк «патриотов» из числа представителей молодого поколения. Так, во времена Александра I в 1817 г. в российской империи была введена система военных поселений – так называемая «аракчеевщина». Суть её состояла в том, что военнослужащие со своими семьями компактно проживали в одном селении и в свободное от службы время занимались земледелием. Детей же, начиная с семилетнего возраста, записывали в отряды, возглавляемые военными командирами. Все мальчишки проходили через суровую школу армейской муштры, а за малейшие провинности подвергались телесным наказаниям. К совершеннолетию для каждого из них безальтернативно была уготована пожизненная воинская карьера на службе у того самого «благородного» царя-батюшки.

Что же касается украинцев, то для них скаутское движение послужило основой формирования и развития спортивно-патриотической организации «Пласт», широко известной на сегодняшний день по всему миру. Учреждена она была на западноукраинских землях, подконтрольных Австро-Венгрии, в 1911 г. Целью её было воспитание юного поколения в готовности к борьбе за независимость своего народа. Основой воспитательного процесса служили как скаутские, так и казацкие традиции, способствовавшие развитию у детей украинской национальной идентичности. Участники «Пласта» составили основу для основания «Союза освобождения  Украины» в 1914 г., который стал оплотом для противостояния русификации Галиции в годы Первой Мировой войны. В дальнейшем эта организация приобрела характер не только общенациональной, но и международной, объединив детей диаспоры по всему земному шару.

Казалось бы, чисто внешне пионерия и «Пласт» практически ничем друг от друга не отличаются. Однако при углублённом анализе становится очевидным, что одно и то же явление, по сути, было использовано представителями двух народов совершенно по-разному. Так, дух покорности, положенный в основу империализма как такового, не оставляет места для какого-либо вольнодумства или общечеловеческих идеалов. Потому пионеры должны были превратиться в будущих верных служителей дела партии и правительства, а не продолжателей традиций народов, населявших советский союз. В свою очередь, пластовое движение служило и продолжает служить средством патриотического воспитания украинского юношества, воспитания в их лице достойных представителей своего народа. Как раз в этом и состоит глубочайший цивилизационный разрыв между россиянами и украинцами.

Борец за ирландскую независимость Патрик Пирс в 1915 г. писал: «Подневольная Ирландия никогда не будет жить в мире». Думается, что эта фраза вполне применима и в отношении народов, населяющих российскую федерацию: покуда она существует, свободной жизни им не видать. Если они даже не воюют за свою свободу с оружием в руках, как в своё время чеченцы и ингуши, то каждодневная необходимость приспосабливаться к жизни в рабских условиях ничуть не проще открытого противостояния. Введение на общегосударственном уровне пионерии по советскому образцу только лишь усугубит их подневольное состояние и ускорит процессы национальной ассимиляции. Однако есть принципиальная разница в том, что советские власти прибегли к этому средству принуждения народа к покорности на заре существования своего государства, а российская федерация пытается с его помощью отсрочить час своего неминуемого распада. Стало быть, даже уроки своей истории путинистам выучить не под силу. В таких условиях подобные меры вряд ли могут быть эффективными. Единственное, что они могут дать российским властям, так это в который раз опозорить их на весь цивилизованный мир как неспособные действовать в соответствии с единым для всех набором признанных общечеловеческих принципов.

Национальная академия СБУ

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-