Настоящая история Херсона: к вопросу о моменте её начала

Настоящая история Херсона: к вопросу о моменте её начала

Укринформ
Российское «величие» – по своей природе категория бутафорская, ведь само по себе понятие «россия» создано в петровские времена искусственно

Потому перед местными историками стоит непростая задача создания образа «могучей и непобедимой» страны, которую все должны если не уважать, то однозначно бояться. Именно поэтому появляются стройные мифологические версии о том, что россияне якобы создавали «оазис» везде, куда только ни ступала нога их солдата. Период самого активного расширения территории российской империи приходится на последнюю четверть XVIII в., когда, собственно, помимо всего прочего, состоялось завоевание Гетманской Украины и Крымского Ханства. Российские историки предлагают своим читателям безоговорочно уверовать в то, что на многих из вновь захваченных земель до этого времени якобы не было совершенно никакой жизни, а именно имперские чиновники основали там первые населённые пункты. Это, собственно, звучит в сегодняшней риторике оккупантов как один из главных «аргументов» в пользу присоединения завоёванных территорий Юго-Востока Украины к российской федерации. Одним из таких городов является Херсон, воспринимаемый путинскими «освободителями» как «исконно русский город», лояльный к идеям «русского мира». Так ли это на самом деле?

Традиционно в российской историографии датой возникновения города Херсон называют 1778 г., когда он якобы был основан русским графом А. Потёмкиным – фаворитом тогдашней российской императрицы Екатерины II. В связи с этим в соответствующих работах обосновывается имперская концепция первенства россиян в основании города и развивается нарратив его «русской славы». Мол, на месте построенной в 1737 г. крепости Александр-Шанц царский офицер основал новое поселение. Однако ни один историк «белокаменной» не упоминает хотя бы о том, что в строительстве той самой крепости главная роль отводилась не русской армии, а украинским казакам Алешковской Сечи. Основана она была на берегах Днепра в 1711 г. вблизи современного Херсона, однако казаки проживали на этих землях ещё с XV в. вместе со своими семьями. Территория современного города для них была местом ведения хозяйства и развития различных промыслов. Уклад жизни казаков был такой, что вблизи Сечи существовали так называемые «Вольности Войска Запорожского», используемые для удовлетворения их потребностей невоенного характера.

Давность проживания украинцев на этих территориях подтверждают письменные документы, найденные известным историком казачества Д. Яворницким. В частности, он приводит в своей книге выписки из завещаний местных жителей, сообщающих о своих семейных сокровищах. Учёный оперирует многочисленными материалами, датированными около 1764 г., свидетельствующими о значительных объемах семейных владений, характеризующихся признаками быта казацкой старшины и накопленных за довольно продолжительное время, охватывающее не одно столетие. Ни о каких связях с московским государством или лично с царём местные жители не упоминали вообще. К тому же, название города Херсон уже фигурировало в этих источниках, написанных за полтора десятилетия до «официальной» даты его основания. Само это слово также не имеет ничего общего с российской культурой и происходит от Херсонеса – античного города-колонии в Северном Причерноморье. Современниками его в V в. до нашей эры были скифы, проживавшие на современных украинских территориях, но отнюдь не русские: до 1187 г. на территории современной москвы никакой жизни не существовало вообще.

С момента захвата земель Гетманской Украины в последней четверти XVIII в. российская империя начала в отношении них политику колонизации – распределения в качестве личных владений между «очень важными людьми». В круг таки людей входили российские помещики, отставные офицеры и государственные служащие высоких рангов, а также подобные категории лиц из числа иностранцев. Помимо непосредственно земли, этим людям (разумеется, не бесплатно) давалось ещё и необходимое количество крепостных крестьян для осуществления земледелия.

По официальной версии самодержавия, подобные мероприятия имели своей целью «хозяйственный подъём» края. Это при том, что сложившаяся здесь традиционная система хозяйствования была разрушена царскими властями до основания. По сути, были созданы условия для раздачи земель в качестве «царских подарков». Вместе с тем, вводилась система льгот для ведения хозяйства, которые должны были привлекать иностранцев для колонизации «Новороссии», как оккупанты называли этот край. Занимались они здесь различными видами земледелия, торговлей, коллекционированием добытых незаконным путём образцов культуры древнейших народов мира.

Время нахождения Херсона под контролем российской империи – это довольно-таки длительный период, охватывавший 1778–1917 гг. Как может показаться на первый взгляд, за это время можно было бы перекроить все без исключения сферы его жизнедеятельности, что называется, по своему образу и подобию. Так вначале, видимо, думали, и имперские чиновники. Однако в 1880-х гг. в городе, как и во всей губернии, начинается небывалый расцвет национальной культуры. Более того, на херсонской земле творили не только местные таланты, но и приехавшие из других украинских городов известные на весь мир деятели различных направлений искусства: педагог, учёный и писатель Борис Гринченко, драматург Иван Карпенко-Карый, актриса Мария Заньковецкая и др. Более того, известны факты содействия херсонцами своим талантливым землякам, вынужденно проживающим за пределами родного края: например, благодаря организованной на родине помощи в 1886 г. херсонскому землячеству в Санкт-Петербурге удалось издать журнал «Степь», включавший их литературные произведения.

Деятели культуры Херсонской губернии проявляли удивительнейшие способности к сплочению в творческие коллективы, на основе которых потом возникали политические партии националистического направления. После введения в 1889 г. должностей земских участковых начальников для пресечения всевозможных попыток выступления против царского режима все эти организации перешли на нелегальное положение, но не распались.

Архивные документы свидетельствуют о том, что в середине XIX в. для Херсонской губернии были широко характерны явления безработицы и бродяжничества. В этот же период имперские власти с той же «непомерной заботой» начали создавать просветительские общества – по факту, для идеологической обработки населения. Однако на Херсонщине как альтернатива им создавалась сеть «Украинских хат» и всеукраинского общества «Просвещение».

Помимо этого, те самые «сломленные бедняки» активно занимались спортом, также создавая соответствующие общества. Херсонские спортсмены преуспевали в таких видах спорта, как гимнастика, футбол, велосипедный и парусный спорт. Многие из них служили также прикрытием для политических клубов и даже прообразов партий, по образцу известного общества «Пласт». Примечательно также, что общеимперские политические партии не имели заметной поддержки среди населения.

Национальная академия СБУ

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-