«Гитлерюгенд» «российского исторического общества»: как это будет

«Гитлерюгенд» «российского исторического общества»: как это будет

Укринформ
Историческая наука поистине является довольно «тонкой материей», так или иначе находясь в зависимости от существующего в государстве политического режима. 

Если при демократии учёные имеют полнейшую свободу действий и направляют свои усилия исключительно на воссоздание правдивой картины развития событий, то при тоталитаризме гуманитарные науки (среди которых и история) целиком и полностью приобретают роль прислужников действующего режима, обеспечивая становление и внедрение его идеологии во всех сферах жизнедеятельности общества. Что касается российской федерации, то на бумаге это «демократическое государство», а по факту тоталитаризм в обёртке путинизма расцветает там буйным цветом. Соответственно, речь идёт об утверждении в обществе концепции истории, удовлетворяющей стратегическим интересам власти. В связи с этим набирает обороты, в частности, историческое воспитание молодёжи как движущей силы для взращивания будущих поколений преданных путинистов.

Ввиду вышесказанного и в целях необходимости качественного информационно-пропагандистского обеспечения «спецоперации» россии в Украине активизировало свою деятельность в отношении «молодёжного крыла» и «российское историческое общество». В частности, под его эгидой 15 июня 2022 года состоялась встреча с молодыми учёными-историками, для участия в которой был привлечён и лично министр науки и высшего образования рф Валерий Фальков. Основной целью этого мероприятия было обсуждения участия молодёжи в «историческом просвещении», которое должно быть централизовано под контролем «российского исторического общества». Как мы помним, возглавляет его сергей нарышкин, который также является директором службы внешней разведки россии, т.е. далеко не последним человеком в окружении путина. Соответственно, основной целью деятельности возглавляемой им организации является внедрение в жизнь тех самых главных постулатов кремлёвской пропаганды о «великой державе» и «едином народе», якобы некогда разделённом «по политическим мотивам».

Дабы понять всю сущность замышляемого кремлёвским руководством очередного плана по зомбированию населения на исторической почве, надо обратить внимание на ключевые моменты из речи нарышкина, провозглашённой им в ходе упомянутой встречи как одним из её основных «застрельщиков».

«Сегодня наша страна переживает важный исторический момент, ведёт борьбу за своё место в мире, за своё историческое будущее. На этом фоне остро встаёт вопрос об обеспечении нашего научного суверенитета, более активном участии в глобальном соперничестве за интеллектуальные ресурсы».

Приняв во внимание высказывания различных московских, а затем и российских монархов, нетрудно заметить, что тот самый «важный исторический момент» фигурировал в них всегда. И в любую эпоху «борьба» была неизменно «героической» и «праведной». Тот же факт, что для её целей применялись жестокие кровавые методы, оправдывала «богоизбранность» правителя, шедшего на любые меры «для воплощения божественной воли на земле». В своё время Чингисхан провозглашал, что монголы к моменту упадка своего государства обязаны подчинить себе весь мир и не должны находиться в мире ни с каким народом, не пожелавшим добровольно им подчиниться. До нас дошли такие его слова: «Бог – на Небе. Ха-хан – Могущество Божье на Земле. Вечно Синее Небо повелело мне править всеми народами». Собственно, эти сказанные ещё вначале XIII века слова, которые московское государство прочно впитало в своё естество за полтора века сотрудничества с золотоордынскими ханами, не теряют своей актуальности и для сегодняшней россии. Стало быть, в них и кроется главная причина, по которой путинское руководство развязало полномасштабную войну против Украины. В данном контексте «научный суверенитет» – это не что иное, как обособленность российских учёных от «дурного влияния» так называемой «зарубежной русистики», идущей вразрез с канонами официальной идеологии кремля. Потому фактически нарышкин сказал, что главной задачей российских историков на данном этапе является «оправдание» экспансии рф (в том числе, в отношении Украины).

«Серьёзным шагом, который я, со своей стороны, полностью поддерживаю, стало решение министерства образования и науки россии отказаться от так называемой Болонской системы».

Собственно, с одной стороны, это выглядит логичным: таков уж «плод» применённых в отношении россии санкций, что для студентов всех её вузов закрыты дороги для академического обмена, а также продолжения образования заграницей. С другой же стороны, сама по себе система единого образовательного пространства способна оправдать себя и в пределах одной страны, обеспечивая мобильность между локальными вузами. Как историк, нарышкин должен бы знать, что предтечей современной Болонской системы стала средневековая корпорация universitas, в состав которой входили спудеи, странствовавшие по всей Европе с целью обретения качественных знаний по тем или иным наукам непосредственно в передовых центрах их развития. Стало быть, речь идёт не о простых формальностях, а о выстраивании более мобильной и способной адаптироваться к запросам современности системы высшего образования. Однако, если на первом месте стоит приобщение студентов к зомбоящику, то к чему, как говорится, «заморачиваться»…

«Настало время самостоятельно развивать отечественное высшее образование, опираться на наш исторический опыт и потребности рынка труда. Сказанное, разумеется, не означает, что россия закрывается от мира. Изоляционизм – это не наш выбор и не наш путь».

Изоляционизм был характерен для ряда стран мира (США, Япония, Северная Корея и пр.) на различных этапах истории. Его сущность могла заключаться в одном из таких наиболее распространенных аспектов: ограничение государственной властью участия своей страны во внешнеполитических процессах; введение запретов для других стран по развитию каких-либо связей со своей страной. Поводами для введения ограничений такого характера становились внешние факторы, способные дестабилизировать внутриполитическую обстановку. Однако подобные меры предпринимались преимущественно в первой половине ХХ века. После Второй Мировой войны (что также должно быть известно любому мало-мальски уважающему себя человеку, имеющему отношение к истории) в мире начала выстраиваться система коллективной безопасности, в связи с чем сложились тенденции к глобализации. «Исторический опыт», который имел ввиду нарышкин, сводится к тому, что в реалиях имперской россии, под каким бы названием она ни существовала, образование всегда выполняло и продолжает выполнять роль воспитания «удобного» населения. Потому цель образовательных программ сводится не к подготовке специалистов, а преимущественно к идеологической обработке будущих сотрудников в той или иной сфере. Соответственно, это и есть самый прямой изоляционизм российской системы образования от общемировой. Это, в свою очередь, не что иное, как элемент общей изоляционистской направленности генеральной линии российского политического курса.

«Полностью оправдывает себя и решение минобрнауки о создании Экспертного совета по развитию исторического образования. Всего за три месяца на этой площадке была развёрнута работа по подготовке нового содержательного стандарта для неисторических специальностей – своего рода минимума исторических событий и фактов, связанных между собой, которые должны быть известны всем, кто получает высшее образование в россии».

Сами по себе образовательные стандарты – явление для дидактики высшей школы совершенно нормальное, однако только в том случае, когда речь идёт о стандартизации планов подготовки по отраслям знаний или же специальностям. Упомянутый нарышкиным «содержательный стандарт для неисторических специальностей» представляет собой своеобразный набор идеологических установок исторического содержания, обязательных к освоению учащимися высших учебных заведений. С учётом того, что для изучения истории россии в несколько раз увеличивается количество часов по сравнению с существующим, речь идёт о том, что в отведённое учебное время просто-напросто будет происходить методичное зомбирование юного поколения тезисами, находящимися в ключе путинского подхода к истории как науке и к государственной политики исторической памяти в условиях имперской государственности.

«Разумеется, общим приоритетом [российского исторического общества] и минобрнауки является развитие высшего исторического образования в республиках Донбасса… Планируем и дальше поддерживать донецких и луганских историков, способствовать их окончательной интеграции в наше единое научно-образовательное пространство».

Тем самым нарышкин в который раз открыто заявил об откровенном надругательстве над государственным суверенитетом Украины. Если бы речь шла о каком-то взаимодействии возглавляемой им организации «российское историческое общество» с вузами Донбасса, то это бы ещё можно было как-нибудь приемлемо объяснить. Однако какое отношение к ним имеет министерство – государственный орган рф, – остаётся загадкой. Впрочем, эта тактика отнюдь не новая для россии. Так, ещё в первой половине XIX века, до формального включения оккупированных территорий кавказских народов в состав российской империи, в их пределах был создан ряд органов с целью осуществления административно-полицейского надзора и подавления любых антироссийских настроений. Безусловно, учебные заведения трудно записать в перечень органов оккупационной администрации, однако так кажется лишь на первый взгляд: как раз влияние на сознание местного населения и является самой что ни на есть изощрённой формой оккупации. «Окончательная интеграция» преподавателей истории высших учебных заведений во временно оккупированных на данный момент районах Донецкой и Луганской областей «в единое научно-образовательное пространство» российской федерации – это ярчайшее проявление того самого «ненавязчивого обрусения», о котором говорила Екатерина II, разрушившая в своё время государственность Гетманской Украины. И это ещё один аргумент в пользу полнейшей профнепригодности нарышкина как историка.

***

Исходя из выступления нарышкина перед российскими молодыми учёными-историками, можно сделать лишь один вывод: имперские подходы к интерпретации исторических событий прочнейшим образом укрепляются в социально-политической действительности рф. Откровенно имперское наполнение идеологической подоплёки деятельности молодёжного крыла «российского исторического общества» отображает агрессивную сущность путинского режима. Образовательная система российской федерации планомерно превращается в инструмент подготовки зазомбированных кадров для наполнения государственного аппарата, ведущего страну в никуда.

Национальная академия СБУ

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-