Ярослав Затылюк, историк
Европейцы уже поняли, что Украина – форпост, за которым заканчивается Европа цивилизационная
28.07.2022 16:15

Стремлению и движению украинцев к европейским ценностям не восемь лет (со времен Евромайдана), даже не сто (от периода УНР), а более 350 лет. Это особенно важно напомнить сейчас, когда пять месяцев в ХХІ веке наше государство, восстановив три десятилетия назад независимость, отражает преступное наступление войск россии, которая не единожды меняла свой статус, но так и не смогла избавиться от воровского стремления владеть украинскими землями.

Чем на самом деле была Бендерская Конституция Пылыпа Орлыка, как перед тем очерчивал европейский вектор Украины Иван Выговский, победив московию в Конотопской битве, и еще многие знаковые события мы обсуждаем с кандидатом исторических наук, научным сотрудником Института истории Украины НАН Украины, по совместительству – старшим научным сотрудником Национального музея истории Украины Ярославом Затылюком, сокуратором выставочного проекта «Европейская Украина. Эпоха Мазепы».

Беседа начинается в Киеве во дворе Национального заповедника «Киево-Печерская лавра», где размещена и Сокровищница НМИУ, наполненная свидетельствами великой украинской истории и культуры.

Имперско-советская историография сбила оптику восприятия эпохи Мазепы

- Ярослав, в День Конституции на открытии масштабной по вложенным в нее смыслам выставки и представленной экспозицией вы подчеркнули, что одним из первых символов антироссийскости стал Иван Мазепа. Этот акцент прозвучал на 125-тые сутки нынешнего полномасштабного военного вторжения россии в Украину. Так что по меньшей мере 1708 годом, когда был заключен договор между шведским королем Карлом ХІІ и Гетманом Украины Иваном Мазепой, мы можем датировать наш четкий курс – от московии.

– Мазепа был постоянным символом украинства и свободной Украины с XVIII века для тех, кого определяли тогда «мазепинцами» – то есть для сторонников ориентации на европейские ценности. Это было неким ярлыком, в какой-то степени триггером для имперской идентичности, поскольку любое напоминание о свободной Украине шло вразрез с имперской идеей единства двух народов, а по сути – подчинением, порабощением россией Украины. Соответственно, все проявления отступления от российской повестки дня пытались подавлять, изолируя или уничтожая их носителей.

Последние 30 лет украинцы с гордостью вспоминают Ивана Мазепу, как раньше это делали те, кто хорошо знал историю и отстаивал право Украины на независимость.

- За союз со шведским королем Ивана Мазепы русский царь Петр I жестоко наказал украинцев: русское войско в том же 1708 году уничтожило гетманскую столицу - Батурин. Исследователи называют число жертв – (это в нынешнем периоде параллели с Мариуполем) от 13 тысяч до 20 тысяч человек. А французская и немецкая пресса того времени писала, что европейскому пути Украины положили начало Гадячские соглашения – инициированный Иваном Выговским договор между Речью Посполитой и Гетманщиной в 1658 году.

– Переход Ивана Мазепы на сторону Карла XII стал неожиданностью для всех в Европе, поскольку у гетмана была репутация верного подданного Петра I. Поэтому пытались найти ответ на вопрос: почему, как и что? Ответ впервые подробно дал Пылып Орлык в преамбуле Конституции 1710 года.

В то же время в 1708 году в европейской печати высказывались догадки, что переход Ивана Мазепы под протекторат европейского монарха состоялся на условиях Гадячского трактата. Это соглашение было делом полувековой давности. Оно было заключено в сентябре 1658 года между представителями гетмана Ивана Выговского и посланниками польского короля Яна Казимира. По его условиям, Речь Посполитая переформатировалась из государства двух народов в государство трех народов. Терены Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств, то есть центральная часть Украины – с тех пор становились Великим княжеством Русским под юрисдикцией Гетьмана. Это означало предоставление права суда и распоряжение делами всех обывателей воеводств. Фактически речь шла о политическом образовании государственного типа. Киевская школа, Коллегиум, получала статус Академии. По этому договору Киево-Могилянская академия фактически стала самым восточным европейским университетом классического образца.

Гадячский трактат, решающую роль в формировании которого сыграл Юрий Немирич, правая рука Ивана Выговского, свидетельствует о политической зрелости казацкой старшины, осознавшей, как должно быть прописано политическое бытие Войска Запорожского (напомним, что так называлось государство с 1649 года, а не только формация, как было ранее). Само же соглашение является важным маркером государственного мышления казацкой элиты, выработавшей собственные формулировки условий пребывания под чьей-либо протекцией.

В Гадячском трактате речь шла о протекции польского короля. Но в дальнейшем соглашение стало шаблоном для протектората над Войском Запорожским других европейских монархов.

Догадки европейской печати начала XVIII века о трактате 1658 года были уместны. Потому что полвека спустя давали больше понимания потребности Украины в протекции европейского союзника в ситуации, когда постоянным было стремление россии подчинить себе казацкое государство, фактически – унифицировать последнее по собственному образу и подобию.

В московской политической культуре идеи об обязательствах правителя-протектора просто не имели шансов быть услышанными. В ее рамках правитель сам по себе является гарантом порядка, все остальные – холопы, имеющие только обязанности – рабски исполнять волю царя.

Именно поэтому протест Ивана Мазепы и ближайшего окружения против произвола Петра I над казацкими полками с начала Северной войны в 1700 году, закономерно увенчавшийся переходом Войска Запорожского под протекторат шведского короля, вызвал только неслыханную жестокость и произвол, чем стало уничтожение Батурина в 1708 году. Дистанцию «Я» – «Другой» московиты и сейчас способны преодолеть только путем насилия.

– Для Европы стал неожиданностью союз Ивана Мазепы и Карла XII. И здесь стоит принять во внимание просто отсутствие средств коммуникации по сравнению с нынешним временем. Впрочем, вряд ли было на самом деле неожиданностью для тогдашней внутриукраинской жизни желание прогрессивной части власти и общества отмежеваться от московии?

- Когда Иван Мазепа перешел на сторону Карла XII, к сожалению, не вся казацкая старшина поддержала гетмана, не все полки последовали за Мазепой. Хотя казацкая старшина не всегда прямо и открыто манифестировала свои взгляды и убеждения.

Впрочем, в дневниковых записях ХVIII веков Якова Марковича или Михаила Ханенко – представителей тогдашнего казацкого начальства среднего звена – есть упоминания о чтении Гадячских трактатов. Это очень показательно.

В дневнике Марковича встречаем упоминания о чтении летописи Грабянки с реестром военных и политических побед «казацкой нации». А однажды состоялось чтение Гадячских пунктов по рукописи, «взятой из Киево-Печерского монастыря». Поэтому важно констатировать, что и после зверств 1708 г. в казацких головах сохранялся идеальный шаблон относительно того, как должно быть устроено государство и какие отношения должны быть у правителя и громады.

Относительно того, что Мазепа был в тесном союзе с Петром I – эта оптика восприятия сформировалась имперской и советской историографией: «был верный подданный, а затем предал». Это однобокое упрощение, ведь в системе координат подданство было взаимообязывающим. Казацкая элита была воспитана на традициях права, где властитель присягает и придерживается обязательств. Поэтому, когда Петр I начал с казацкими полками обращаться так, как со своими московскими, то это было прямым правом Мазепы, естественным и юридическим, перейти на сторону Карла XII.

В такой политической культуре казачество было воспитано еще полвека ранее, когда из канцелярии гетмана Ивана Выговского распространялся Манифест к европейским властителям. В нем отмечалось о нарушении прав московским царем Алексеем Михайловичем, так что Войско Запорожское с тех пор имело право на восстание.

Наш первый экспонат выставки «Европейская Украина. Эпоха Мазепы» - реплика гравюры «Люблинская уния» Редлиха 1880-х годов, посвященной созданию Речи Посполитой. Изображен момент, когда король присягает. Соответственно, если подданные считают, что король нарушил их права, они имеют право на легитимный протест (jus resistendi). В таких координатах были воспитаны и наши лидеры.

- Чиновник присягает - это не о произволе и вседозволенности.

– Это, в отличие от московской политической культуры, в первую очередь – ответственность. Когда вступал на престол польский король, он подписывал «pacta conventa» – обязательство. И это церемониально удостоверялось присягой, которая изображена на гравюре Яна Матейко. Конституция Пылыпа Орлыка, между прочим, тоже завершается присягой.

Обещания московии не стоят доверия – об этом известно почти 400 лет

- Прежде чем перейти к более близким событиям, давайте еще вспомним победу Ивана Выговского над московитами в Конотопской битве 1659 года. Это еще и давняя взаимосвязь Украины – на сегодня 363 года - с крымскими татарами и Крымом.

– Для внутренней жизни Гетманщины эта победа под Конотопом была важна тем, что показала результативность, эффективность союза с Крымским ханом – «с крымским панством», как он назван в Конституции Орлыка. Собственно, успехи Богдана Хмельницкого уже в первый год восстания (1648) определены союзом с Крымским ханатом.

В 1659 году, именно в июне-июле, Иван Выговский одержал победу с помощью 40-тысячной Орды – это было в то время официальное название войска Крымского хана. Для европейской общественности это тоже было важное событие, поскольку о нем рассказывали немало печатных новостных памфлетов на разных языках.

В то же время, еще за полгода до самой баталии, в октябре 1658 г., Выговский и казацкие дипломаты во главе с Юрием Немиричем распространяли такой документ как Манифест к европейским властителям. Сохранилась его копия на латыни в Национальном архиве Швеции. В Центральном государственном историческом архиве Украины в Киеве есть сканированная копия этого документа. Он переиздавался на украинском в переводе несколько раз.

«Мы доказываем нашу невиновность и, призывая на помощь Бога, начинаем законную оборону и вынужденно ищем помощи соседей во имя своей свободы. Поэтому на нас нет вины, и не мы являемся причиной этой войны, которую теперь разожгли. Мы хотели быть верны Великому князю, но нас заставили взять оружие», - таково завершение этого манифеста.

А перед тем следует пояснение, почему Иван Выговский поднял восстание против московского царя, которому за 5 лет до того присягнули в Переяславе. Ибо тот «властитель» проявил свою безответственность по отношению к Войску Запорожскому, поэтому последнее законно восстало против этого российского ига.

- Это, собственно, яркая иллюстрация того, как россия и более трех сотен лет назад декларировала одно, а делала совсем другое. Такое укорененное продолжение манипуляций и лжи московии, когда она войной шла на украинские территории.

- Да, 363 года тому назад – Конотоп, 313 лет назад – Полтава. Каждую «денацификацию» Украины, говоря современным определением путинского режима, россия начинала декларацией «мы ни на кого не нападали». А после таких заявлений начинается геноцид украинцев.

Выставка «Европейская Украина. Эпоха Мазепы», которая продлится до марта, с частичным изменением экспозиции в ноябре, имеет целью показать и то, что обещания московии, которая выдает себя за европейскую страну, не стоят ни малейшего доверия.

- Выдает ли россия себя за европейскую или, точнее, цивилизованную страну?

– Называют себя и европейской страной.

В недавнем интервью директор Эрмитажа заявил, что «мы Европа - потому что мы владеем частью территории, где были колонии античных городов-держав (греческих – в Северном Причерноморье)». Они грубо и варварски трактуют эту декларативную принадлежность. По этой логике: чтобы быть частью Европы – достаточно физически захватить какую-либо ее территорию. Но это так не работает. Свидетельством тому - события более 350-летней истории.

Однако есть отличие тех, давно минувших времен, и нынешней ситуации, когда пятый месяц идет полномасштабная российско-украинская война, а в целом она длится девятый год. Для Украины времен Ивана Выговского Европа так ничего и не сделала действенного. Карл XII не смог помочь Пылыпу Орлыку, который ездил в разные европейские дворы и доносил идею свободной Казацкой нации. Сейчас Европа консолидированно обратила внимание и поняла, что Украина является форпостом, за которым заканчивается Европа цивилизационная.

В Конституции Пылыпа Орлыка писали и о коррупции

- После кровавого и беспощадного уничтожения Батурина Пылып Орлык с другими в эмиграции – в городе Бендеры – создал документ, который называют одной из первых конституций Европы? Чья была первой? Расскажите о прототипе украинского документа, представленного в выставочном проекте.

- Мы специально демонстрируем на выставке в витринах Конституцию Пылыпа Орлыка и печатное издание 1616 года сеймовых конституций Речи Посполитой за 1550-1615 годы из коллекции Национальной библиотеки Украины имени Владимира Вернадского. Издание открыто на «pacta convento» новоизбранного короля Генриха, завершающегося его присягой. Вводная формула отчетливо похожа на ту, которой начинается латиноязычный экземпляр Конституции Орлыка. Тем самым мы показываем, что форма и идея этого документа – ретрансляция политического и правового опыта Речи Посполитой. Казалось бы, ничего нового. Но Конституция Орлыка является квинтэссенцией правовой мысли казацкой элиты.

Все 16 статей – это об организации государства и общества, осуществлении власти в соответствии с условиями жизни в Казачьем государстве. Это не копирование, а адаптация и развитие общественных прав и правил в соответствии с собственными условиями.

- Следует кратко остановиться на главных тезисах, особенно о церкви под патронатом Константинопольского патриарха и противодействии коррупции.

- Преамбула обширно объясняет, кто такая Казацкая нация и почему она подняла восстание. В статьях самые главные следующие моменты. Первое: гетман все решения принимает публично. Это никоим образом не единоличная власть по принципу «Я так хочу!». Далее: назначение на должности гетман делает по способностям, а не по связям, кумовству или другим формам коррупции. В документе используется само слово «коррупция».

Регламентировался и вопрос казны и бюджета Войска Запорожского на основе отмежевания собственности государства от личной собственности гетмана. Города должны были жить по Магдебургскому праву, как это было раньше. Провозглашалось верховенство права.

По отдельной статье – о территории и вере. Гетман должен стараться, чтобы церковь в Войске Запорожском была под патронатом Константинопольского патриарха, как это было до насильственного переподчинения Киевской митрополии москве в 1686 году. Обо всем этом написано в документе, известном нам как Конституция Пылыпа Орлыка.

– До наших дней дошел этот документ на двух языках. Был ли какой-то из них приоритетным?

– Никто не может сказать, на каком языке был написан первый вариант Конституции Пылыпа Орлыка. Логично думать, что это был староукраинский язык, а потом перевели на латынь – прежде всего для того, чтобы шведский король, подтверждавший силу Конституции, знал, о чем идет речь.

Впрочем, не исключается и тот вариант, что элита времен Орлыка и сам Орлык настолько умело владели латынью, что могли сначала написать текст на этом языке, а уже потом его перевести на староукраинский.

На тексте на украинском языке мы видим подпись и печать гетмана. То есть это юридически обязывающий документ – в отличие от латинского экземпляра в витрине.

С другой стороны, не сохранился полностью документ на латыни, а лишь его сокращенная версия, перевод, сохранившийся в Национальном архиве Швеции, который выставляли в прошлом году в Софии Киевской.

А экземпляры на латыни, по которым Осип Бодянский издавал Конституцию, - пока не известны. По крайней мере, их пока никто не обнародовал. Они точно были в архивах нескольких казацких родов, в частности Ханенко.

– Какой силы огласки украинского вопроса удалось после 1708 года достичь в Европе?

– По манифестам Орлыка к европейским дворам, в которых он объяснял стремление Украины к самостоятельности, – это Франция, Священная Римская империя и Османская империя. Конституция Орлыка распространялась в Швеции. Как факт, сохраненный конволют с украинским экземпляром Конституции вместе с текстом подтверждающей грамоты Карла XII. Союзниками последнего был владыка Османской империи. Через два года его войска вместе с крымским ханом после Полтавской битвы разбили армию Петра I в битве на реке Прут (1711). Османам и крымским Гереям Орлык активно доносил идею и мотивы стремления Украины к независимости.

Так или иначе в Европе во второй половине XVIII – XIX веков бытовало представление об Украине как о свободолюбивой нации, оказавшейся под игом московской деспотии. Впрочем, это была только констатация.

Во времена Наполеона держалась украинская тема, когда его пропагандист Шарль Луи Лесюр написал историю казаков, где речь шла о том, что Украина повержена московским деспотом, – и армия Наполеона будет освобождать Украину от господства чужестранцев. Но еще более важным фактом является труд немецкого профессора Энгеля «История Украины» (1796 год), где ярко раскрыта тема Украины и ее присутствия в Европе. Это сделано в рассказе о гетмане Мазепе и его выступлении против Петра I. Автор резюмирует, что Украина в то время была стеной, форпостом Европы от дикой варварской московии.

Образованного европейца в ХVIII веке более всего интересовало, почему самая классная армия - как современным языком ее бы обозначили - Карла XII тогда проиграла Петру I, и почему это произошло в Украине? Через поиск ответов: шведский король не очень ориентировался на местности, население было напугано жестокостью Петра I, у европейцев провоцировался общий интерес к Украине и ее месту на цивилизационной карте.

- Уже в ХХ веке, после первой и второй мировых войн, истощенная Европа, можно полагать, окончательно согласилась с тем, что Украина остается в зоне подчинения россии в образовании ссср.

– Да, для Европы стало данностью, что Украина находится в орбите московского мира. И Европа тогда была отодвинута от Украины очень далеко, потому что и Польша, и другие страны Центрально-Восточной Европы, как и страны Балтии, оказались, по сути, тоже в орбите москвы.

- Выходит, если безнаказанное зло осталось – оно начало двигаться с оружием многотысячным войском в Украину в ХХІ веке, даже несмотря на то, что несколько десятилетий наша страна уже имеет юридический статус восстановленной независимости.

– Да.

Но важны героизм и мужество наших людей, которые стойко и самоотверженно хотят жить с европейскими ценностями, а не оказаться в правовом общественном произволе, царящем к северо-востоку от нас. Это однозначный выбор Украины, как и борьба за него. То, что мы в нынешнем времени продержались более 5 дней, которые нам прочили после полномасштабного наступления, уже более 130 - это свидетельствует о том, что мы не повторим опыта, который был 300-350 лет назад.

Варварская практика московии – клеймить европейские деньги

– Для победы нужны оружие и деньги. Этот тезис является актуальным по сей день. В выставочном проекте вы этому аспекту посвящаете отдельный небольшой зал.

 – Мы целенаправленно придали ему выразительность. Нынешний слоган, озвученный Президентом Украины: деньги, оружие, санкции. Мы, в частности, представили и восточное оружие. Кстати, в третьей статье Конституции Орлыка речь идет о том, что «мы должны быть в союзе и побратимстве с Крымским панством».

Санкции – на то время это в какой-то степени единство и военно-дипломатический союз против нарушителей установившегося порядка. Протекция Украины шведского короля – это тема еще времен Богдана Хмельницкого. Его последний год жизни прошел с переговорами об этом с Карлом Х. Иван Мазепа продвигает дальше эту идею, только уже с Карлом XII.

Что касается денег, то представляем на выставке найденное в 2000 году сокровище из села Лелюховка в Кременчугском районе Полтавской области: европейские талеры большие и оборотные монеты. Когда Украина оказалась в орбите влияния московского царя после 1654 г., европейские талеры принудительно нужно было менять на мелкие 54 копейки. Этого не хотели делать ни купцы, ни украинские горожане. Верхняя временная граница этого клада – 1690-тые годы.

Война – это всегда потребность в ресурсах. В то же время деньги показывают противостояние московского и европейского мира. Мы демонстрируем два ефимка из этого клада, являющегося талерами, промаркированными московским двуглавым орлом. И это яркий пример варварской практики московского государства – клеймить (фактически искажать) европейские деньги.

При этом рядом мы представляем бюджет содержания офицеров и других лиц при Пылыпе Орлыке, сохраненный на одном из документов 1719 года из шведского архива. Генеральный судья получал 672 талера, просто судья – 480, завершает перечень поп с определенным содержанием в 200 талеров. Вся сумма – 4 тысячи талеров в год. Это были достойные суммы. Но Швецию истощила война и порожденная ею инфляция. Этих средств хватало на питание и минимальные потребности. Как бы там ни было, но Карл XII, фактически и содержавший эмигрантское правительство Войска Запорожского, оставался верен своим обязательствам протектора.

– И в настоящем, и в прошлом Украина – это всегда благотворительность. Сейчас для отпора российской армии на Байрактары собирают, начиная с 10 грн. Одним из самых заметных благотворителей в свое время был Иван Мазепа.

- Благотворительность – это одна из самых главных добродетелей в кодексе добропорядочного благородного мужчины времен Гетманщины. Эта черта – корнями из античности, на основе обращения к которой и держится европейская идентичность. Что касается самого Ивана Мазепы, то гетман активно поддерживал церковь и образование.

- Давайте сразу уточним, что казацкие церкви и монастыри – это абсолютно иные правила и приоритеты, чем те, что из советских времен и по сей день остаются такие заведения московского патриархата.

– Да, при казацких монастырях оказывали помощь раненым и людям старшего возраста. Одна из статей Конституции, кстати, - пятая - говорит о том, что нужно заботиться о искалеченных казаках, вдовах и сиротах. Отдельно отводился для этого госпиталь в Трахтемирове, например. Вообще, такая забота – это традиционная казацкая традиция, основа, фундамент. Отдельным пунктом об этом шла речь как только начинало формироваться реестровое казачество в 1570-тые годы.

- То есть украинская церковь - это, извините, не о поклонах и лобызании рук какому-то кириллу.

- Киевское православие – это, по сути, традиция, сформированная киевским митрополитом Петром Могилой (1633-1647), упорядочившим и службы, и правила поведения церковного иерея в разных ситуациях (об этом идет речь в толстенном издании «Требника»). Церковь во времена Мазепы была тем домом, куда каждый приходил и искал ответы на вопросы. Священники обращались к прихожанам с назидательными проповедями, их много сохранилось (уместно вспомнить произведения Иоанникия Галятовского, Антония Радивиловского и других). И каждый грамотный мог найти подсказку к насущной проблеме.

Церковь в Казацкой Украине была формой общения и местом, где получали образование, знания и жизненные ориентиры. В XVIII веке, когда Киевская митрополия подверглась влиянию унификационных практик синодального правления в Петербурге, ее устои и практики претерпели изменения. Тональность и содержание проповедей регламентировалось потребностями империи и ее политикой воспитания верноподданичества всех подданных. В то же время немало редактировалось и из творчества Петра Могилы и могилянцев второй половины XVII века. В итоге церковь в Украине, уже как части российской империи, постепенно изменилась, стала государственным институтом контроля. В XIX веке священники в царской россии, в сущности, находились на государственной службе.

Почему Иван Мазепа – не олигарх

- Церковные книги, иконы, драгоценные подарки, расшитые нашивки и даже посуда эпохи Мазепы – это и образование, искусство и культура.

– Да, в завершение выставки мы показываем не просто красивые иконы. На самом деле, это артефакты нашей европейскости. Можем говорить о европейском барокко в украинском прочтении. Сами же иконы (артефакты из коллекции Национального заповедника «Киево-Печерская лавра» датируются началом XVIII века и являлись частью иконостаса Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерского монастыря) полностью изготовлены из драгоценного металла. Даже лики Богородицы и Христа, что казалось бы, «спрятаны в одеяниях», на самом деле тоже выполнены на металле, а не традиционно на дереве.

Отдельного комментария требует представленная на выставке расшитая нашивка, скорее всего, изготовленная в киевском Вознесенском монастыре. Работа значима тем, что связана с прославлением одного из выдающихся центров Киевской митрополии – Киево-Печерского монастыря. Ведь на нашивке представлен основополагающий миф православной обители: Богородица вручает икону мастерам, которые приедут в Киев строить монастырь.

И это не о московии, а о Константинополе: Богородица отправляла мастеров из Константинополя и именно оттуда Русь-Украина переняла и веру, и церковную традицию. А уж от нее, а не наоборот, последние распространились дальше в московию. И это лишний раз свидетельствует о нелегитимности переподчинения Киевской митрополии московскому патриархату в 1688 году.

- Еще до полномасштабной войны на сайте одного из топ-каналов встретила название со словами «олигарх Мазепа» и очень возмутилась обесцениванием этого украинского достойника. Почему гетмана Ивану Мазепу нельзя приравнивать к тем, кого в настоящее время называют олигархами?

– Это неудачная поверхностная попытка понять героя через современные понятия. Для меня недопустимо такое определение этого деятеля. Иван Мазепа был элитой, правителем, заботившимся о благе Отечества, Украины. Основной же целью современных олигархов является концентрация ресурсов для собственного обогащения, вопреки интересам государства. В конце концов, очень некстати в нынешних условиях обесценивать главного украинского исторического деятеля.

- Несколько неожиданным многим может показаться ваше утверждение, что игуменья Мария Магдалина – мать Ивана Мазепы является примером реализации прав женщины в Украине на рубеже XVII-XVIII веков.

– Женщины в Украине в то время имели права, в отличие от женщин московщины и в отличие от своих соотечественниц, которым пришлось жить с начала XVIII века в составе российской империи. Эти права прописаны в Литовском уставе, первая редакция которого появилась в 1529 году. Этот кодекс действовал на нашей территории более 300 лет, пока его в Левобережной Украине не заменили сводом законов российской империи в конце XVIII века, а на Правобережной это окончательно произошло в 1840-х годах.

До этого женщина в Украине имела право наследования, право на имущество и женщина была правосубъектом в суде. Мария Магдалина сделала то, что могли бы сделать женщины в ее правах и статусе после смерти мужа. Она, конечно, могла бы выйти замуж во второй раз, но избрала монастырь и попечительство монастырем и монастырями. Это пример возможностей и реализации украинской женщины в то время.

– Чем конкретно занималась игуменья Мария Магдалина Мазепина?

– О ее занятиях свидетельствуют сохраненные документы и вещи. К примеру, она переписывалась с казацкими чиновниками о содержании Глуховского монастыря. Артефакт выставки ярко демонстрирует ее административную деятельность как влиятельной настоятельницы.

- До сих пор, даже в период нынешней полномасштабной российско-украинской войны, очень мало в медиа информации об истории. Как укрепить этот фронт?

– Мы должны определить новые акценты в рассказе об украинской истории. Ее нужно заново воспроизвести с акцентом на европейскую идентичность Украины. В то же время отбросить в небытие остатки наследия бывших империй, российской и советской. В течение трех десятилетий независимости этим наследием были мифы об «общем происхождении», «братстве» и различных «изменах».

Мы не должны, как это происходило последние несколько десятилетий, оправдывать Мазепу. Ведь этим мы оживляем старые имперские стереотипы. Лучше на них не оглядываться – тем быстрее мы избавимся от ядовитого влияния трактовок московских манипуляторов. Украинские историки в наше непростое время должны сосредоточиться на представлении выдающегося казацкого лидера.

Валентина Самченко

Фото Геннадия Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-