(Не) выполнение преступного приказа: выход есть всегда (экскурс в историю)

(Не) выполнение преступного приказа: выход есть всегда (экскурс в историю)

Укринформ
Захваченные в плен украинскими защитниками российские военные зачастую утверждают, что вынуждены были направить оружие в сторону Украины, хотя сами этого не желали и не желают, потому что, мол, не было у них другого выхода: либо воюй, либо сядешь в тюрьму или умрёшь.

Сама по себе мотивация понятна, да вот только факт отсутствия иных вариантов выхода из ситуации вызывает сомнения. Дабы их подтвердить, обратимся к некоторым фактам истории, между прочим – российской.

Падение российского самодержавия в 1917 г. повлекло за собой не только разрушение государства самого по себе, но и переформатирование всех ранее существовавших государственных структур, армии в том числе. Масштабные процессы разложения имперского строя и единоначалия как его основы способствовали возникновению многочисленных советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов как новой формы самоорганизации общества. Все чиновники воспринимались как проявление приведшего к кризису государственной системы царского режима и всецело отторгались. Это не всегда происходило из разумных побуждений, зачастую из принципа протеста ради протеста.

Так было и в армии: командиры больше не были авторитетами для солдат, их приказы не имели такой высшей священной силы, как прежде. Стихийно созданные советы солдатских депутатов становились по факту высшими коллегиальными органами воинского управления, принимавшие теперь окончательные решения по поводу ведения боевых действий. Многие военные операции, задуманные заменившим царскую власть Временным правительством с целью подавления национальных мятежей или оккупации новых территорий, были сорваны как раз-таки благодаря решениям тех самых советов солдатских депутатов.

В любой армии мира именно офицер является моральным авторитетом для всех военнослужащих. Это человек, который не просто верен присяге, но и выполняет свои обязанности с честью и достоинством, а все приказы высшего командования пропускает, в первую очередь, через свой опыт и глубокие знания. Офицер не должен забывать, что наряду с неукоснительным исполнением приказа есть ещё и ответственность за выполнение незаконного распоряжения, не только уголовная, административная или дисциплинарная, но и, в первую очередь, социальная. Видимо, об этом многие из вас забыли.

Первым учебным заведением, обеспечивавшим подготовку кадрового состава для российской армии, была Школа математических и навигацких наук, созданная по приказу Петра I в 1701 г. За ней последовало образование кадетских корпусов. Основное внимание в подготовке их воспитанников уделялось идеологической стороне: каждый из них должен был быть готов до последнего вздоха бороться за закрепление статуса «великой державы» на суше, море, а позднее и в воздухе. У кадет развивали фальшивое чувство гордости за их предшественников, сумевших поработить многочисленные народы и страны. Для достижения ещё большего воспитательного эффекта в церквушке при каждом корпусе весела чёрная доска с именами выпускников, погибших в сражениях «за царя и отечество». По дошедшим до наших дней письменным воспоминаниям многих российских офицеров, получивших кадетское образование, главной их мечтой было умереть за отечество и чтоб их имя оказалось на той самой чёрной дощечке в каплице. Завоевания ими воспринимались лишь как мнимое проявление героизма, но не борьба с какими-то угрозами для их родных или создание лучших условий для своих соотечественников. Как видим, исключительно самоутверждение.

Нынешние российские «офицеры» все должны были изучать обязательный курс отечественной истории в военных высших учебных заведениях. Наверняка им говорили о том, что после распада российской империи в 1917 г. часть её офицерского корпуса стала возвращаться на родину, становясь оплотом восстановления национальных государств на некогда покорённых территориях. Среди них были такие известные личности, как генералы Павел Петрович Скоропадский и Карл Густав Маннергейм. Первый принял титул гетмана и возглавил Украинское Государство, обеспечив ему период экономического и культурного подъёма. Второй всеми силами препятствовал захвату родной Финляндии силами большевиков и стал общенародно избранным её президентом. Накопленные военные знания и опыт эти люди применили во благо своих народов. Несомненно, преподаватели могли говорить о том, что эти и им подобные бывшие царские генералы – «предатели». Но что или кого они предали? Какие у них были основания считать своим отечеством империю Романовых, которая завоевала и столетиями угнетала их родные страны? Это как раз проявление офицерской чести и достоинства, когда было принято решение восстановить историческую справедливость и дать своим народам возможность обрести так давно и трудно добываемую государственность.

Национальная академия СБУ

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-