Сущность войны: российский контекст

Сущность войны: российский контекст

Укринформ
Вся мировая история, по сути, представляет собой чреду различных противостояний – войн и революций. 

Однако непрерывный процесс развития человеческой цивилизации влечёт за собой качественные изменения сути всех базисных категорий для функционирования общества, в том числе войны и мира. Если вплоть до Позднего Средневековья для формирования любого государства приграничные конфликты были явлением вполне естественным, а до начала ХХ в. победы в противостояниях за контроль над колониальными владениями были необходимыми для утверждения престижа на международной арене, то в контексте современной эпохи совершенно любые проявления военной агрессии воспринимаются всей мировой общественностью как явления из ряда вон выходящие. Таковы принципы жизни цивилизованного мира, выработанные в процессе исторического развития и закреплённые в базисных документах системы коллективной безопасности, сложившейся после Второй Мировой войны.

На протяжении 77 лет этот порядок держался более-менее стабильно, за исключением локальных конфликтов. Однако после того, как 24 февраля текущего года началось полномасштабное вторжение российских войск в Украину, система заметно пошатнулась. Как оказалось, варварские методы грубейшего нарушения территориальной целостности суверенного и независимого государства применимы и в XXI веке. Российское руководство совершенно не считается с наличием каких-то общепризнанных порядков и национальных интересов других стран. Мировое сообщество оказалось бессильным перед таким демонстративным пренебрежением ценностями, выработанными на протяжении веков. Почему же так получилось и, самое главное, почему одна и та же схема повторяется по многу раз?

Восприятие войны в российской социальной среде всегда было весьма специфическим. Она никогда не представлялась как горе, как источник человеческих жертв и социальных катаклизмов. Участие российских войск в том или ином конфликте всегда трактовалось как проявление «русского духа», утверждение «величия» и демонстрация «силы русского оружия». Последнее выражение даже вошло в юридические документы как одно из обоснований пребывания тех или иных территорий в российских границах (например, Крымского Ханства по манифесту Екатерины II 1783 г.). Также другая сторона конфликта всегда оценивалась как неудачники, которым по природе не дано доминировать и полагается лишь терпеть все прихоти со стороны сильнейшего завоевателя. Пожалуй, это единственный аспект, по которому россия «опередила» Европу в историческом развитии: вопросы национального превосходства там стали активно подниматься на научном и политическом уровне в середине XIX в., когда стало очевидным явное экономическое превосходство одних стран над другими; для московитов же это было естественным ещё с основания княжества в 1325 г. Но если этот этап европейцы уже давно прошли и эволюционировали дальше, то россия там и остаётся по сей день.

Весьма показателен тот факт, что российская общественность свято верит в то, что обе мировые войны, от которых страдало в прошлом веке всё человечество, были развязаны против российского государства и нацелены на уничтожение его культуры. Если взглянуть даже на формирование состава противоборствующих коалиций в этих войнах, то становится очевидным, что речь шла о перераспределении сфер влияния, а не об истреблении какого-то одного конкретного государства всеми странами мира вместе взятыми. Однако же Первую Мировую войну россияне воспринимают в контексте противостояния российского православия и «агрессивного духа германского феноменализма», а Вторую – как столкновение европейской и российской цивилизаций. Как в первом, так и во втором случае речь идёт о явлениях, в тот или иной период вероломно присвоенных московскими властями без каких-либо на то оснований. Так, «центром мирового православия» себя провозгласили московские князья после падения Византийской империи в 1453 г., а все «достижения цивилизации» были присвоены самодержавием как завоевателями по классической методике золотоордынских ханов.

Либерализм всегда считался идеологией, губительной для российского империализма в той или иной форме его существования. Такая политика всегда влекла за собой активизацию очагов национального движения, потому как все свои силы правительство направляло на осуществление внешней экспансии, а не на развитие уже имеющихся владений. Российская история также имеет такую закономерность, что в случае вовлечения в военный конфликт представителей различных слоёв населения в государстве наступает период относительного затишья. Это ещё одна причина, по какой абсолютно все правители пытаются постоянно поддерживать участие хоть в каких-то войнах. Своеобразный способ отвлечения людей от дел насущных. Правда, скажем, на острове Пасхи или в Латинской Америке использовался он ещё на заре становления общества, но российских правителей это никак не останавливает. Они живут в собственной капсуле времени.

Что же такое война в понимании российских неоимпериалистов, всё ещё живущих мечтами укрепить своё господство если не во всём мире, то хотя бы в славянском или православном? Притом совершенно не важно, что с этим потом делать, главное воплотить болезненную мечту. В таком случае война – это средство подавления любых тенденций в развитии того или иного государства, в которых россия ему значительно проигрывает, и смысл существования российской государственности. Любая война для россиян – агрессивная, без дифференциации на оборонительную или наступательную.

Особенности методов ведения войны «по-русски» предполагают особую роль методов информационно-пропагандистского сопровождения путём создания мощного идеологического базиса для сокрытия истинных намерений ведения военных действий. Крайне важным при этом является формирование лояльного отношения к оккупантам в обществе страны, предполагаемой к оккупации. Это не что иное, как идеи «русского мира», так методично насаждавшиеся украинцам в течение всех 8 лет со дня начала оккупации Донбасса. Заставить мир уверовать в праведность намерений по захвату той или иной страны – важнейшая часть военной стратегии рф.

Национальная академия СБУ

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-