Уличные укрытия-бомбоубежища, которые нам нужны

Уличные укрытия-бомбоубежища, которые нам нужны

Укринформ
Архитекторы из Днепра спроектировали компактное сооружение, способное защитить как военных, так и гражданских во время воздушной тревоги

4 августа в эфире национального телемарафона Харьковский городской голова Игорь Терехов сообщил, что в ближайшее время в городе появится первая остановка общественного транспорта, которая будет одновременно служить укрытием от обстрелов. Сейчас она должна пройти испытания на полигоне, добавил мэр. В Харькове уже определили 25 мест с самым большим скоплением людей, где установят подобные остановки.

Между тем, в Кировоградской области тоже планируют установить остановки-укрытия, призванные защитить людей на случай ракетных атак.

Глава Кировоградской ОВА Андрей Райкович в телеграмме тоже поделился планами по установке таких сооружений и призвал предпринимателей приобщаться к их изготовлению. Господин Райкович отметил, что наличие остановок-укрытий – не роскошь, а требование времени.

Укринформ уже рассказывал, что в Израиле, в городе Сдерот, на границе с сектором Газа, на улицах повсюду расставлены мини-бомбоубежища, - эдакие железобетонные «коробки» с одним входом, рассчитанные на защиту нескольких человек. Нашему корреспонденту, находившемуся там в командировке, даже пришлось спрятаться в таком «бункере» во время воздушной тревоги.

Так, время подлета ракеты в, скажем, город Сдерот там минимальное, и у жителей есть секунд 15-20, чтобы успеть скрыться после сигнала тревоги. У украинцев – где бы они ни жили – это время все же побольше. Но это не отменяет необходимости в подобных постройках, особенно в тех городах, которые чаще всего страдают от обстрелов.

Кстати, эти бомбоубежища в Израиле давно вписались в городской ландшафт, они по-разному разрисованы и не вызывают вопросов с эстетической точки зрения. Нам тоже это потребуется, альтернативы нет.

Наконец, не мешало бы остановки-убежища обустроить и в столице. 1 августа по решению Киевсовета наземный общественный транспорт, включая частных перевозчиков, должен останавливаться во время воздушной тревоги. А пассажиры – покинуть салон и скрыться в ближайшем укрытии.

Казалось бы, решение верное. Почти как в Израиле, где знают, что такое воевать десятилетиями. Но где они в Киеве, те «ближайшие укрытия»? «Надеются, наверное, пассажиры выкопают, пока часами будут ждать посреди дороги конца воздушной тревоги», - иронизировали киевляне в соцсетях. «Это решение принято для чего угодно, но только не ради спасения людей» – такая вот негативная реакция выражалась чаще всего. Неудивительно, что петиция об отмене этого решения Совета обороны Киева об остановке работы общественного транспорта во время воздушной тревоги быстро набрала необходимое количество голосов, и теперь на нее что-то должен ответить мэр, Виталий Кличко.

Давайте разберемся: что представляют собой такие бетонные боксы-убежища? Сколько могут стоить? Сложно ли их изготовлять?

Производственная площадка в Днепре
Производственная площадка в Днепре

Среди основных задач – быстрота изготовления и мобильность

Мы задали эти вопросы тем, кто уже производит в Украине объекты, способные защитить людей во время вражеского налета. Такие уже установлены в Днепре, в частности, на новом мосту – там их в качестве блокпостов используют военные. Конечно, они пригодятся и для защиты обычных прохожих.

Сергей Дербин и Алексей Ятин возглавляют одно из архитектурно-проектных бюро в Днепре. До войны участвовали в государственной программе по развитию инфраструктуры Украины «Большое Строительство». После 24 февраля встал вопрос, что делать дальше? Решили, если лучшее, что они умеют – это строить, то и силы нужно направить именно туда.

 - Но одно дело – архитектура города и совсем другое – бетонная коробка-укрытие. Легко ли было переключиться? – спрашиваем у специалистов.

– Я вообще считаю, что неинтересных проектов не бывает. И это сооружение – не менее интересно, чем, например, многофункциональный центр посреди большого города. Уже не говоря о его важности сегодня, – отвечает Сергей.

  – Вы видели, как выглядят наши контрольно-пропускные пункты? – спрашивает в свою очередь Алексей Ятин, строитель по специальности. – Где-то бетонные блоки, где-то мешки с песком, которые за полгода превратились неизвестно во что. Поэтому сперва появилась идея обеспечить достойную защиту именно для наших военных.

Сначала начали, что называется, гуглить, продолжают молодые люди. Ведь самый короткий путь к решению какой-то проблемы – это тот, который уже прошел кто-то другой.

  - Но сказать, что мы полностью воспользовались чьим-то опытом – так нет, не получается - говорит Сергей.

В первую очередь, специалисты поставили перед собой ряд задач. Среди важнейших – скорость изготовления укрытия и возможность строить его на любых производственных участках независимо от того – это большой город или небольшой поселок. Далее – мобильность, то есть укрытие должно быть таким, чтобы его можно было куда-либо доставить неспециализированным транспортом. Машины грузоподъемностью до 15 тонн - не проблема. Рассчитали таким образом, чтобы вес сооружения был примерно до 12 тонн. Другие габариты: высота – 2,5 метра, общая площадь – чуть больше 3 м2. Конечно, перед тем как приступить к реализации проекта, консультировались с военными.

 - Следующий вопрос – как с помощью доступных материалов сделать прочную конструкцию, способную спасать жизнь? – продолжают специалисты. - После того, как первое сооружение прошло испытание на полигоне, мы его усовершенствовали и начали производить.

Сергей Дербин и Алексей Ятин
Сергей Дербин и Алексей Ятин

Одно такое укрытие можно сделать за 5-6 дней

Итак, от чего защищает модуль «DOT», как его назвали проектировщики?

От любого стрелкового оружия, обломков ракет и снарядов, рассказывают партнеры. «DOT» также может использоваться в качестве бронированного подземного склада военного и частного назначения – прочность конструкции позволяет его закапывать. Рецепт бетона, тип арматуры – все разрабатывалось с учетом всех этих требований.

Внутри могут размещаться до четырех человек. При необходимости там есть, где присесть и даже прилечь.

На сегодняшний день один такой «DOT» можно сделать за 5-6 дней. Отлито более 30 изделий: 20 приобрел город, остальные – другие заказчики. То есть, эти укрытия уже «работают» в Днепре и не только.

   – Всего от идеи до реализации прошло две-три недели, – рассказывает Сергей Дербин. – В нашем бюро примерно 30 сотрудников – архитекторов, инженеров, дизайнеров. Кто-то проектировал опалубку, другие рассчитывали прочность и устойчивость конструкции, дизайнер сделал презентацию проекта… Это совместная работа всего нашего бюро.

Несколько первых изделий Сергей Дербин и Алексей Ятин изготовили за свой счет. А после испытаний на полигоне и доработки модели получили первые заказы. Базовая модель сейчас стоит 197 тысяч гривен. «DOT» в полной комплектации – с бронированной дверью и окнами – 237 тысяч.

   – У нас есть сравнение, – говорит Сергей Дербин. – Современный американский бронежилет стоит 40-50 тысяч гривен. И он способен защитить от очень узкого спектра оружия около 30 процентов тела. А в нашем укрытии может спастись от обстрелов 3-4 человека.

Кстати, разработали несколько вариантов внешнего вида укрытия – чтобы оно могло гармонично вписаться в пространство города.

  – Мы открыты к общению. И готовы поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в этом, – говорит Сергей Дербин.

Вот – ссылка на их страницу в фейсбуке – https://www.facebook.com/dot.ukraine/.

А у нас сразу предложение. Защита 3-4 человек – это, возможно, для блок-поста вполне достаточно. А вот для остановки общественного транспорта – явно маловато.  Поэтому, первое, что мы бы посоветовали, это разработать проекты, которые могли бы принять людей вдвое, а то и втрое больше.

Внутренняя опалубка производится из деревянной доски 30 мм. Остается в изделии после отливки
Внутренняя опалубка производится из деревянной доски 30 мм. Остается в изделии после отливки
Изделие армируется стальными прутьями 10 мм или 25 мм

Изделие армируется стальными прутьями 10 мм или 25 мм

Наружная опалубка устанавливается мостовым краном в пазы внутренней опалубки
Наружная опалубка устанавливается мостовым краном в пазы внутренней опалубки
Заливается бетоном 20/25 (М350)
Заливается бетоном 20/25 (М350)

 Лариса Гаврилова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-