Диктующая диктатура: как россиян учат «любить отечественную историю»

Диктующая диктатура: как россиян учат «любить отечественную историю»

Укринформ
Для любого мало-мальски знакомого с историей человека очевидно, что удержание под контролем единого центра обширных империй практически всегда оказывалось неразрешимой задачей.

Что уж говорить, если «колыбель мировой цивилизации» Римская империя – и та пала в небытие. Та же участь постигла и Древнюю Русь, давшую начало будущей самостоятельной украинской государственности. «Разумная система», которая, по мнению современных учёных, лежала в основе организации Монгольской империи Чингисхана, также не смогла уберечь её от неминуемого заката. Таких примеров множество. Однако нам приходится наблюдать непрекращающееся существование московитской империи в самых различных модификациях – от московского княжества, царства и российской империи до советской россии и российской федерации. Неужели в кремле нашли какой-то особый рецепт, позволяющий продлить жизнь имперской государственности и тем самым превратить её в довольно эффективную форму функционирования управленческого аппарата?

Белорусский историк начала прошлого века Митрофан Довнар-Запольский утверждал: «Самодержавие есть палладиум россии: целостность его нужна ей для счастья». В античной мифологии палладиумом называли нечто неприступное, дающее божественную защиту тому или иному городу от разрушения. По факту это повторение известного высказывания Екатерины II о том, что в россии не может быть никакой другой власти, помимо как самодержавной. Дело в том, что самодержавие, заключающееся в олицетворении монархом высшей власти в российской империи, рассматривалось как единственно возможный своего рода предохранитель от распада этой страны под воздействием различных движений национально-освободительного характера в среде ранее захваченных народов. Утверждая о наличии «генетических связей» между Петром I и Екатериной II, кремлёвские историки основывают свои рассуждения как раз-таки на тезисе о формировании «единого русского народа», которое якобы было начато «отцом отечества» и завершено его «матерью». В данном случае речь идёт о процессах «ненавязчивого обрусения» представителей различных народностей, которые населяли российскую империю по состоянию на последнюю четверть XVIII века. Собственно, исходя из этого и формулировались все дальнейшие принципы, ложившиеся в основу российского империализма, трансформировавшиеся далее в большевизм и модифицированные в современный путинский «федерализм».

Реалии россии в наши дни имеют неочевидные параллели с екатериненской эпохой, в частности в аспекте национальной политики. Так, исходя из истории, можно смело утверждать, что после военного вторжения в Грузию в 2008 году и начала интервенции в Украину в 2014 году, переросшей в так называемую «спецоперацию», в российской среде начали формироваться предпосылки для новой пугачёвщины. Всё чаще стали звучать заявления представителей тех или иных «малых народов», пропитанные национальным самосознанием и явным осознанием губительной сущности путинского режима. Более того, все эти процессы привели к созыву «Форума свободных народов россии», принявшего ни много ни мало «декларацию о деколонизации россии». Кроме того, начиная с 2018 года существует организация «Идель-Урал», предполагающая конкретно воссоздание обособленного федеративного государства в уральском регионе, некогда захваченном московитами. Сейчас как никогда справедливо звучит расхожее высказывание екатериненских чиновников о том, что будь восстание под предводительством Пугачёва пущено на самотёк, никто не знает, где была бы его крайняя точка и сохранилась ли после этого бы россия как таковая.

Трагическая участь разоблачённых участников пугачёвщины очевидна и известна всем. Посредством массовых казней царизму удалось не просто до такой степени запугать население, чтобы удержать его в имевшихся пределах, но также и использовать их в качестве плацдарма для дальнейшего приращения земель, находившихся под скипетром самодержавия. Каким же образом путинской клике вот уже 8 лет удаётся сдерживать столь активное национально-освободительное движение в общественной среде рф? В данном случае приходит на помощь выработанный в советской армии принцип: «Пусть безобразно, но однообразно». Это «золотое правило» предполагает своего рода «уравниловку» представителей самых различных этнических групп с тем, чтобы они не имели возможностей за счёт реализации своих прав на национально-государственное самоопределение разрушить стройные ряды принципов российского империализма. Проще всего это сделать, что называется, «дёшево и сердито» – путём прямого воздействия на общественное мнение. В этом отношении у россиян всегда есть «старая добрая» помощница – историческая наука. Это «надёжный поставщик» как нарративов, распространяемых в общественной среде, так и «гениальных идей» по поводу их доходчивого доведения до ведома целевой аудитории. Как же это работает?

Эффект «коллективного разума» достигается в рф путём применения откровенно пропагандистских методов. Один из них – система так называемых «всероссийских диктантов», представляющих собой своего рода викторины по различным отраслям научного знания. В этой на первый взгляд исключительно просветительской акции преследуется цель популяризации знаний о «великой» роли россии во всех сферах – от медицины до искусства. Особое же внимание уделяется «героической истории отечества», в особенности тем её страницам, которые связаны с «великой отечественной войной». Для этого существует даже отдельный «диктант победы», проводимый ежегодно вначале сентября. Участие в нём могут принимать все – от мала до велика. Существует даже целая система тестов для подготовки к участию в этой акции – своего рода «ускоренный курс» накачки нарративами. Характер вопросов в «диктанте» таков, что выявляют они исключительно умение бездумно воспроизводить сухие факты, притом зачастую довольно мелочные – вроде военно-учётной специальности того или иного «героя советского союза» или названия города, где он родился. Такой подход приводит к отсутствию у людей мотивации критического осмысления истории и формированию привычки слепого, бездумного впитывания транслируемых представителями власти псевдоисторических мифов. Прошлое предстаёт в сознании обывателя в таком случае в качестве бессистемного набора фактов о «славных сынах отчизны», на «бессмертный подвиг» которых должны равняться все без исключения. Ведь никто даже не допускает мысли о том, какие приказы на самом деле выполняли «герои» и какими методами действовали при этом…

Особую важность в государстве имперского типа, как отмечалось выше, приобретает вопрос сплочённости населения. Именно из этих соображений в «диктанте победы» вопросы разделены на две части – общие и касающиеся «боевой славы» конкретного региона. Причём, что примечательно, количество их соотносится как 5 к 1 – 20 вопросов из «общероссийской» категории против всего лишь 5 «региональных». Это явное свидетельство спекуляций категориями национальной и региональной идентичности: происходит как раз то самое «ненавязчивое обрусение», о котором говорила ещё Екатерина II. Наряду с резким уменьшением количества площадок для хоть какого-нибудь развития языков и культур населяющих российскую федерацию «малых народов» активно внушается идея о принадлежности их к «единому русскому народу». При этом, справедливости ради следует отметить, что практикуется проведение также и «этнографического диктанта», содержащего вопросы о тех или иных атрибутах развития этнических групп, входящих в состав населения рф. Однако в данном случае речь идёт не о каких-то концептуальных аспектах их национально-государственного становления, а об атрибутах культуры повседневности, идущих вразрез с навязанным им захватчиками жизненным укладом. Так, знание традиционных праздников, одежды или кухни тех или иных народностей вряд ли способствует созданию целостного образа того или иного народа в качестве самостоятельной этносоциальной общности. Предлагаемый подход – по сути некая виртуальная «прогулка по музею» исторического развития народов, многие из которых находятся на грани полного поглощения «русским миром» и утраты всех признаков национальной идентичности.

Если в российской империи доступ к образованию имел ярко выраженный элитарный характер, то в современных российских реалиях посредством обучения до граждан доносятся главные кремлёвские нарративы, без знания и принятия которых путь в когорту «элиты» просто-напросто заказан. Фактически ситуация повторяется, даже несмотря на отсутствие формальных ограничений по имущественному, сословному и любому другому признаку для кандидатов на учёбу, как это было в царские времена. Также эффект дежавю вызывает обилие совершенно бесполезной информации, предлагаемой к запоминанию. Так, если выпускник имперской гимназии должен был быть способен сходу свободно переводить незнакомые тексты на древнегреческом и латыни, то потенциальный участник пресловутых «диктантов» вынужден держать в голове прямо-таки уйму довольно подробных бесполезных сведений, не имеющих принципиального (или же вообще никакого) значения для понимания исторического процесса. Целью такого подхода является отнюдь не забота государственных мужей о повышении уровня образованности населения. Логика здесь в том, что чем больше людям засорять мозг ненужными фактами, тем меньше они будут вникать в тонкости «мудрой» государственной политики.

***

Пытаясь «изобрести велосипед», современные российские власти практически полностью повторяют политику царских времён. Причина тому – не банальное незнание истории как предпосылка к её повторению, а неумение вести политику иную, нежели предшественники, с целью удержания государственного корабля на плаву. В свою очередь, это также вполне закономерно: имперская государственность недолговечна сама по себе, и методы её стабилизации могут иметь только кратковременный эффект. Применение же их в долгосрочной перспективе исключает возможность продления жизни империи в том виде, в котором она окажется жизнеспособной. Можно лишь создать иллюзию такого состояния в сознании населения, над чем кремлёвская пропаганда усердно работает вот уже не одно десятилетие (или даже столетие). Сколь долго это ещё будет продолжаться – зависит от принципиального выбора её целевой аудитории, сделанного либо в сторону свободы, либо рабства.

Национальная академия СБУ

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-