Днепр – это не только река, но и город: украинский, а не российский

Днепр – это не только река, но и город: украинский, а не российский

Укринформ
Похоже, с ориентированием на местности у российских войск таки не сложилось: то уже почти два десятка раз они попадают под прицельный огонь украинских защитников в Чернобаевке, то на острове Змеином…

Теперь, похоже, у них ещё и карты устаревшие: на месте украинского города Днепр они принялись искать имперский Екатеринослав, как его обозвали во времена оккупации. А, может, данные у них и того старее, и они вообще ищут Новороссийск. Ведь как иначе объяснить те хаотичные обстрелы, которые день за днём ведутся по городу и всей области рашистской ордой? Видать, забыли они, как украинские казаки саблями высекали им дорогу обратно на московию. Что ж, придётся напомнить для тех, кто ещё не встал под знамёна путинской армии и пока что может сберечь свою жизнь.

Территория современного города Днепр, как и всей Днепропетровской области, была заселена ещё в глубокой древности киммерийцами, скифами, сарматами и иными кочевыми народами. Притом они её не просто населяли, начиная с IX в. до н. э., а образовывали там очаги высокой культуры. Об этом свидетельствуют ещё не до конца на сегодня исследованные захоронения местной знати, а в особенности многочисленные скифские курганы. Для них были характерны такие образцы материальной культуры, которые довольно-таки заметно опережали полупервобытный уклад московии середины XV в.

Бывшие скифские и сарматские городища на месте современного Днепра подвергались неоднократным разграблениям со стороны кочевых германских племён. Однако в середине Х в. киевский князь Святослав прочно закрепил эти земли в составе Древнерусского государства. После введения Владимиром Великим христианства как государственной религии в 988 г. здесь возник южный форпост для распространения нового верования – замковый город Монастырск, имевший непосредственный контакт с центром в Византии и контролировавшийся Киевом. С тех пор в этой местности стала формироваться особая славянская народность – бродники. Они никогда не признавали над собой прямого владычества того или иного правителя, но в виду расположения их местности на пересечении стратегических интересов разных стран были весьма воинственными. Поэтому как киевский князь, так и западноевропейские короли с удовольствием приглашали их выступить на своей стороне в боях в качестве наёмного войска.

После борьбы древнерусских князей с монголо-татарами в первой половине XIII в. бродничество на время претерпело упадок. Его возрождение приходится на времена появления украинского казачества в XV в. Именно в тот период бежавшие от шляхетского гнёта украинцы основывали слободы на наполовину пустующих южных землях. Одной из них было селение под названием Половица, получившее название от местной речки. Союз беглых крестьян и потомков воинственных бродников послужил прочной основой для развития нового селения как одного из будущих центров казацкого движения. Время её основания связывается с фактом восстановления около 1400 г. ещё древнерусского монастыря, разрушенного монгольскими ордами. Как и в каждом казацком селении, в Половице на центральной площади возле церкви происходили общие собрания войска.

Новый этап в жизни этого населённого пункта, берущего своё начало ещё с великокняжеских времён, наступил на гребне очередной волны казацко-крестьянских восстаний 1620-х – 1630-х гг. В то время по решению правительства Речи Посполитой неподалёку от Половицы была сооружена крепость Кодак с целью препятствования воссоединению повстанческих отрядов. Однако местные отряды во главе с Иваном Сулимой захватили её, а спустя десятилетие уже укрупнённое селение под названием Новый Кодак. Это было уже не сельское поселение, а полноценный город. Он стал центром новой административной единицы Запорожского казачества – Кодацкой паланки. После разрушения крепости Кодак войсками Петра I в 1711 г. селение было восстановлено спустя 20 лет под названием Новый Кодак. Однако оно было уже несколько территориально меньше по сравнению со своим предшественником, а часть стала существовать как хутор под прежним названием Половица.

Оккупация Нового Кодака и Половицы войсками российской империи последовала сразу же после ликвидации Запорожской Сечи и украинского казачества по решению Екатерины II в 1774 г. Уже в 1776 г. в документах вместо старых названий местности употребляется новое – Екатеринослав. Это название было дано городу в честь императрицы, в правление которой, как до сих пор полагают российские историки, он был якобы основан. Для борьбы с потенциальными мятежниками из числа местных казаков был использован хорошо знакомый московитам метод – замена населения города путём принудительных переселений. Так, согласно сообщению киевской казённой палаты от 28 февраля 1790 г. только за предыдущий год из Киевской губернии в Екатеринослав и близлежащие уезды было переселено 1329 человек. Притом из них было около трети беглых, разыскивавшихся властями. Этот факт дополнительно подтверждало сугубо принудительный характер такого рода массовых миграций.

Во времена правления Павла I, пытавшегося стереть у взволнованных народных масс память о политике своей матери Екатерины видимостью либеральных реформ, Екатеринослав был назван Новороссийском и стал уже губернским центром. Следующий император, Александр I, строивший планы по продвижению в сторону Балкан, вплотную занялся переустройством своих юго-восточных владений и в 1802 г., изменив границы губернии, вернул её центру прежнее название – Екатеринослав.

После падения российской империи уже при Украинской Народной Республике в 1918 г. город был назван Сечеслав в память о Запорожской Сечи, однако это название по большей части оставалось сугубо народным, а не официальным. Уже во времена советского союза в 1926 г. Екатеринослав был переименован большевистскими властями в Днепропетровск в честь коммунистического деятеля Г. Петровского. Однако в народном сознании это название вызывало отторжение, и украинцы между собой называли город по названию реки, на которой он расположен – Днепр. В 2016 г. в русле общей политики декоммунизации это наименование города было утверждено уже  на законодательном уровне и сохраняется поныне.

Национальная академия СБУ

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-