«Чтобы все боялись и не насмехались»: исторические истоки российского «величия»

«Чтобы все боялись и не насмехались»: исторические истоки российского «величия»

Укринформ
«…нечестивые сыновья… нападали по разрешению [князя] Ромодановского на украинские городки и сёла и безо всякого уважения и милосердия терзали, обдирали и разрушали, не без убийств, и обращали всё в ничтожество…»

Это цитата из украинской казацкой «Летописи Самийла Величко», посвящённая событиям в Гетманщине после смерти известного казацкого лидера Богдана Хмельницкого. Согласно «Мартовским статьям» 1654 г., которые он подписал с московским царём Алексеем Михайловичем, был предусмотрен военный союз между двумя государствами – ни больше, ни меньше. Однако московиты стали трактовать это как факт принятия казаками вассальной присяги на верность царю, что влекло за собой установление ими оккупационного режима на украинских территориях. В частности, войска, введённые якобы для оказания содействия казакам в случае необходимости, начали открыто заниматься грабежом местных населённых пунктов, а также репрессиями против населения. От воеводы до рядового солдата – все были вовлечены в эту деятельность. Богатейшие дворы казацкой знати, церкви в каждом селе и городе в отличном состоянии, отлаженная система общинного земледелия у крестьян – всё это вызывало у царских служак не что иное, как зависть и желание если не заполучить всё готовое, то сравнять украинцев по уровню жизни со своими захудалыми деревнями. Собственно, в этом нет ничего удивительного, если учесть тот факт, что московское государство формировалось исключительно имперским способом.

Описанные реалии в точности напоминают современную ситуацию, когда в ходе «специальной военной операции» в Украине путинские войска больше не с Украинской Армией сражаются, а разрушают целые населённые пункты и истребляют их население. Стало быть, немногим больше, чем за три с половиной столетия, сущность московского государства и принципы деятельности его войска изменений не претерпели от слова совсем. Более того, подобным образом действовали и отряды первых московских князей: например, в 1495 г. после неудачной попытки осады до основания был разрушен современный город Выборг. Около 50 лет спустя сибирские поселения принуждались к принятию подданства путём установления высоких размеров дани, которую они должны были платить в натуральной форме – из традиционных местных товаров. Ввиду этого складывалась ситуация, когда остававшееся количество продукции не было достаточным для покрытия потребностей местного населения, что приводило к началу голода. Соответственно, людей вынуждали принимать условия оккупантов для того, чтобы они могли хоть как-то выживать на своей исконной земле. Чем это отличается от того же современного Мариуполя, где не ровен час начнётся эпидемия инфекционных заболеваний от разлагающихся трупов…

Историческая практика доказывает, что для российских властей вызвать страх у местного населения на захваченных территориях куда важнее, чем реально получить с них какую-либо выгоду. Притом совершенно не важно, какое количество человеческих жертв потребуется для этого – как со стороны оккупационных войск, так и из числа покорённого народа. Отсюда, собственно, и героизация московских «землепроходцев» (например, «экспедиция» С. Дежнёва 1648–1660 гг.), проникавших первыми в самые отдалённые северные районы и положивших в суровых природных условиях ни один десяток жизней тех, кто входил в их отряды. В дальнейшем многие имперские историки заявляли, что их «подвиги» следует ставить в один ряд с заслугами известнейших деятелей античной греческой и римской культуры, поскольку вряд ли кто-либо из них отважился бы на подобное. Подобное сравнение ничуть не лучше, нежели если бы счесть «героизмом» поступок человека, принявшего решение прыгнуть с крыши высотного дома без надлежащей страховки. Зрелище, безусловно, захватывающее, да вот только практической ценности в нём, помимо собирания толпы оторопевших зевак, нет никакой. Не более чем проявление застрявших остатков юношеского максимализма и жажды острых ощущений.

Подобным образом, пожалуй, можно объяснить и тот факт, что уже более 30 тысяч российских «освободителей» пали на полях сражений в Украине за отправленные домой стиральные машинки, унитазы, ноутбуки, айфоны, а также за те выплаты, которые полагается получить их родным за погибших «кормильцев». Выходит, что как у московских царей XVI–XVII вв., так и у современного кремлёвского руководства сознание находится на уровне подросткового возраста. Да вот только в современном мире уже не работает принцип, когда уважение со стороны других государств достигается путём устрашения их населения. Подобный принцип был отображён ещё в древнеиндийском трактате «Артхашастра» в IV в. до н. э., а также в «Ясе» Чингисхана, созданной на основе собирания древних обычаев монгольских племён в 1206 г. Оттуда он, собственно, и перекочевал в московскую государственную практику, прочно засев в ней до сих пор. Но если в Индии древний общественный строй не просто изжил себя, но и официально был отменён на конституционном уровне в 1950 г., а современная Монголия не претендует на восстановление контроля над всеми владениями, некогда захваченными её основателем, то в российской федерации воз и ныне там.

В чём же причина приверженности московского руководства тому самому пути удержания всего мира в страхе любой ценой? Да в том, что этим подменяется чувство национальной гордости и достоинства. Ведь неоткуда ему взяться у народа без этнической основы, да ещё и сплочённого исключительно за счёт завоевательной политики. Наряду с такими идеями, как «православное единство» и «служение государю как Богу», подобного рода «возвышенность» становилась фундаментом для «национальной идеи», вокруг которой в петровские времена формировался мифический и никогда доселе не ведомый «русский народ». Сама по себе модель государственного аппарата в московии, сложившаяся ещё при первых правителях, напоминает известную на сегодня концепцию «государства-грабителя», нацеленного на перманентный поиск и эксплуатацию всё новых природных и человеческих ресурсов для обеспечения своего существования. Соответственно, правящим кругам весьма приемлемо было уподобить себе подконтрольное население, сформированное сплошь из оккупированных народов, дабы все были, что называется, «на одной волне».

За много столетий пропагандистская машина кремля выработала у россиян ощущение наивысшего морального удовлетворения от того, что весь мир их боится. Порой это даже стало для них куда важнее, нежели благополучие собственной семьи или наличие продуктов в холодильнике. Долго ли способно продержаться на исторической арене государство, для граждан которого основополагающими являются подобные жизненные принципы? Империя Александра Македонского просуществовала немногим более полутора столетий. Такой же срок «осилили» Монгольская империя и Золотая Орда вместе взятые. Если брать за точку отсчёта существования российского империализма момент провозглашения московского царства российской империей Петром I в 1721 г., то выходит, что имперская россия существует уже на треть больше положенного срока. Причиной тому – более совершенная система устрашения как собственного населения, так и всего внешнего мира. Однако высокий ли коэффициент полезного действия такой государственной машины в условиях современных цивилизационных ценностей и стремления всех стран мира к сотрудничеству в рамках единой системы коллективной безопасности? Увы, это прямой путь к тому, чтобы оставаться изгоями в мировом сообществе.

Национальная академия СБУ

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-