Как я ездил в оккупированный Крым

3989
Ukrinform
Впечатления украинца, который после аннексии впервые посетил полуостров

Почему я решил поехать в Крым, оккупированный Россией? Во-первых, и самое главное - чтобы убедиться, правда ли, что местные жители, мягко говоря, не в восторге от навязанной им российской действительности. Настоящая Россия оказалась совсем не такой романтичной для большинства пророссийски настроенных крымчан.

Итак, как начиналось “путешествие”. Добраться до оккупированного Россией украинского полуострова можно на маршрутке, автобусе, такси, а также BlaBlaCar. Стоимость такой услуги - от 550 до 1000 грн. Поездки считаются нелегальными, ведь официально транспортное сообщение с Крымом прекращено в конце 2014 года.

Я выбрал маршрутку через одну из многочисленных фирм, объявления о которых можно увидеть не только в вагонах метро. Как говорится: гугл вам в помощь! Машина на семь человек домчалась до так называемой границы в Херсонской области за 9 часов. Кстати, такие маршрутки отправляются из разных городов довольно часто и круглосуточно. Что интересно: деньги за поездку водитель собирает при посадке, но довозит только до “границы”. Там пассажиры выходят из машины, проходят самостоятельно паспортный и таможенный контроль, потом пешком идут метров 800 до зоны российской ответственности, и после прохождения всех процедур их ждет машина с крымскими автономерами на “другом берегу”.

Кто контролирует такие перевозки, то есть, кто их “крышует” и где: в Крыму, на материковой Украине? Вопрос открытый.

Наблюдать за движением на этой так называемом границе также интересно. Точнее, за контингентом, который направляется туда-сюда.

Большинство едет к родственникам. У кого-то они остались в Крыму, кто-то едет к детям, братьям, сестрам на материковой Украине. Есть и такие, кто по делам. Например, группа молодых людей в фирменных футболках с надписью “ЦУМ”.

А есть и такие, кого встречают и провожают почти с почестями. Причем, как на нашей, так и на российской стороне. Кто этот “уважаемый” человек, который ехал на джипе с киевскими номерами и с отдельной машиной охраны, неизвестно. Но мужчину пропустили без очереди украинские пограничники, а затем и российские. Бедолага так спешил, что за Армянском пересел в вертолет, который приземлился аккурат в поле.

В пункте пропуска на админгранице с полуостровом чувствуешь: Крым - наш. Это видно и по тому, что обустройство - временное: минимум комфорта, удобств и прочее. Такое впечатление, что эти сооружения - на день-два. Чего не скажешь о другой стороне. Здесь все почти как на международных автомобильных пунктах пропуска. Пассажиры, которые, в отличие от меня, не первый раз пересекают эту зону, говорят, что россияне строили свою границу стахановскими темпами.

На подъезде с украинской стороны виден ветряк, который генерирует электричество. У россиян слышно, как работает генератор. Все это - последствия энергоблокады в 2015-ом.

Переход с одной стороны в другую занял почти пять часов. Водитель говорит: это еще повезло, нынешним летом бывали случаи, когда в очередях приходилось стоять и по 13 часов.

Два часа по крымской земле - и ты на железнодорожном вокзале Симферополя. Вот ужас, шок! Для человека, который ежегодно бывал здесь летом, трудно поверить своим глазам. Как это так??? Пустой вокзал, курортная автостанция, к которой было не пробиться из-за длинных очередей - тоже пустая. И только каждые 10 минут объявление об опасности террористических актов и призывы быть бдительными.

Пустое расписание движения поездов на входе в здание вокзала - как насмешка. Внутри работает только туалет. Платный. И к тому же - рамка с металлоискателями. Кстати, такие же рамки установлены, например, в некогда популярном Русском театре в Симферополе.

Что бросается в глаза, так это другие троллейбусы в Ялту, Алушту. Не те старые, как раньше, но и не новые. Просто чуть поновее. На некоторых написано “в дар от Санкт-Петербурга”, ну и, цвет - российский триколор. Также подарены и электрички. Списанные в России и переправленные на полуостров, они заменили крымские. Но, как по мне, в качестве ничем не отличаются. И к тому же - количество вагонов меньше, и курсируют они значительно реже, чем при Украине.

Кстати, об Украине здесь вспоминают, может, и не с любовью, но с ностальгией по лучшим временам, это точно.

Судите сами: сейчас даже таким как я бросается в глаза огромное количество “понаехавших”. И это не туристы, а, похоже, переселенцы, которые воспользовались государственной “услугой” переселения с Чукотки, Якутии и других районов севера.

Растрогал меня один случай: в городской маршрутке ехал рядом с женщиной, разговорились. Она учительница из Феодосии. Когда узнала, что я - с Украины, услышал: “А можно я за вас подержусь?”.

А как об Украине вспоминают местные пенсионеры. Если бы сам не слышал, не поверил бы. Ведь именно они и были той “движущей силой”, которая ходила на тот горе-”референдум” в марте 2014-го. А теперь говорят: мы, мол, были напуганы. Будто бы испугались “Правого сектора”. Вот такая история. Где теперь этот “Правый сектор” и где Крым”?

 Фото: https://ua.krymr.com

Побывал я не только в Симферополе. Очень удивился, когда увидел “Нашу рябу”, “Еву”, “Эльдорадо”. Работает здесь и “Ашан”. Но - ни одного крупного российского банка, какие-то неизвестные даже для самих россиян банковские учреждения-однодневки. Я бы, например, не рискнул вкладывать в это свои деньги.

Не мог не спросить о зарплате. Интересно же, на что повелись крымчане. Так вот, в 2014-м, и это правда, деньги текли чуть ли не рекой - и госслужащим, и врачам, и учителям. А уже в январе 2015-го кран перекрыли. В том числе пенсионерам. В выигрыше остались военные, полиция, то есть, силовики. Для сравнения: средняя зарплата в социальной сфере - 6 тысяч рублей (это чуть меньше 2,5 тыс. грн), у медсестер - почти такая же. Пенсии - от 8 тысяч рублей. Но и цены крымско-российские даже выше, чем в соседнем Краснодарском крае. Одна женщина пенсионерка жаловалась, мол, в 70-летнем возрасте она вынуждена работать в школе, потому что жить не на что.

Літній день у Феодосії, 7 липня 2017 року

Добрался до Коктебеля. Культовое место было когда-то. Теперь - другая реальность. Мини-гостиницы, пансионаты стоят как памятники украинскому курорту. Пустые пляжи, зацементированная набережная, единичные «масквичи» возле дома Волошина предлагают неизвестно для кого авторские украшения по невероятно высокой цене. В Феодосии - ситуация не лучше: отдыхающих нет.

И не только отдыхающих. Не увидел я и туристов с рюкзаками за спиной. Как опытный турист с многолетним стажем скажу, что с материковой Украины, даже при сильном желании, добраться сюда со снаряжением очень и очень проблематично: на “границе” проверяют очень тщательно.

Местные говорят, что, мол, российская власть сознательно проводит политику отсутствия курортников в Крыму. Потому что перспектива полуострова - военная база. Поэтому и цены на авиабилеты в крымском направлении такие заоблачные. Чтобы не шатались там, где не надо.

Относительно цен. Да, везде дороговизна. Местный пропагандистский рупор - “Крымская правда” - бьет тревогу, расследование проводит, почему же так все подорожало, ведь даже в Москве товары и услуги значительно дешевле, чем в Крыму.

Природа от курортников отдыхает. Представляете, вода в море такая чистая и прозрачная, что можно увидеть стайки рыб. Не только мальков, но и взрослых рыб. Так и вспоминается фраза из фильма “Невероятные приключения итальянцев в России”: “Осторожно, рыбку не задави!”. Но почему-то грустно. И совсем не хочется делиться: “А я на море!”. Такое ощущение, будто ты в какой-то “серой” зоне, на острове несвободы. От крымчан, кстати, только и слышал: счастливые вы там, у вас свобода. Они, наверное, знают, что это такое.

Максим Попельняк, обычный украинец, Киев-Крым.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-