Антон Кориневич, Постоянный представитель Президента Украины в АР Крым
Платформа по деоккупации Крыма сначала может быть и без России
01.06.2020 19:28

Как бы Россия ни пыталась утверждать, что "вопрос Крыма закрыт", оккупация полуострова и связанные с ней проблемы остаются в фокусе внимания как Украинского государства, так и международного сообщества. Этот вопрос является предметом рассмотрения на заседаниях руководящих органов международных организаций, прежде всего ООН и ОБСЕ, и в международных судебных институтах. В то же время в Украине до сих пор нет официального документа по стратегии деоккупации Крыма. Нет и соответствующего формата для обсуждения, как "минский" или "нормандский" для Донбасса.

О состоянии дел с этими двумя ключевыми аспектами деоккупации полуострова, а также о вопросах санкций, водоснабжения, препятствования Россией судоходству через Керченский пролив, доступа международных организаций, пандемии COVID-19 в Крыму Укринформ пообщался с Постоянным представителем Президента Украины в АРК Антоном Кориневичем.

ЧАСТЬ СТРАТЕГИИ ДЕОККУПАЦИИ БУДЕТ ЗАКРЫТОЙ

- Антон Александрович, у Украины есть стратегия по деоккупации Крыма?

- Представительство Президента Украины в Автономной Республике Крым четко понимает, что такая стратегия – крайне необходима. И то, что пошел уже седьмой год оккупации Крыма, а в Украине до сих пор нет единой стратегии по восстановлению контроля над полуостровом – не очень хорошо.

На сегодня Представительству Президента в АР Крым удалось возобновить процесс наработки этой стратегии вместе с коллегами из Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий и СНБО. Уже создана рабочая группа на базе Минреинтеграции, которую возглавляет вице-премьер-министр Алексей Резников. Ее главной задачей как раз и является разработка стратегии деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий.

В то же время следует понимать, что отдельные наработки по этому поводу существуют в различных органах и министерствах: МИД пишет проект своей части, в Минреинтеграции есть свой блок вопросов, в Представительстве Президента – свой блок. И сейчас необходимо все это свести воедино.

Стратегия необходима, и здесь нет никаких других точек зрения. Кроме того, абсолютно всем участвующим в процессе сторонам понятно, что часть этой стратегии должна быть открытой и публичной, чтобы люди видели, что государство делает для возвращения временно оккупированных территорий и населения, которое там проживает. Но, конечно, большая ее часть должна быть закрытой и секретной, особенно та, что касается вопросов безопасности.

Итак, процесс возобновлен. Надеюсь и верю, что мы его закончим, потому что для нас это действительно очень важно.

- Какие-то приблизительные временные рамки есть?

- Не хотел бы ничего говорить по поводу временных рамок, но мы с коллегами считаем, что было бы хорошо иметь эту стратегию деоккупации уже в этом году.

НЕОБХОДИМО ВВЕСТИ ОТДЕЛЬНУЮ ПЛАТФОРМУ ПО КРЫМУ

- Тема оккупации Россией Крыма звучит на различных международных площадках, особенно в ОБСЕ, но нет отдельного формата для обсуждения ее прекращения. Как можно изменить эту ситуацию?

- Безусловно, это – важный вопрос. И о нем недавно говорил Президент на своей большой пресс-конференции. Действительно, на существующих площадках довольно трудно обсуждать вопрос прекращения оккупации Крыма. Об этом также говорили и вице-премьер-министр ‒ министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий, и министр иностранных дел Украины, и мы в Представительстве также разделяем это мнение.

Нам необходимо ввести отдельную платформу по Крыму. Думаю, сейчас хороший момент, как и общее видение и желание со стороны ключевых стейкхолдеров, поднимать этот вопрос. В то же время есть понимание того, что сначала эта платформа, этот формат, может и не включать Российскую Федерацию. Но важно именно начать процесс.

САНКЦИИ ДЕЙСТВУЮТ, НО ИХ НУЖНО УСИЛИВАТЬ

- Нынешние "крымские" санкции против РФ – действенные?

- Они работают – и украинские, и международные. Конечно, всем хотелось бы, чтобы было так: ввели санкции – и тут есть позитивные изменения. Но здесь немного по-другому. Санкции действуют, но их нужно постоянно усиливать, и ни в коем случае не допустить их ослабления.

- Не пришло ли время для того, чтобы трансформировать "крымский" санкционный пакет в соответствии с новой ситуацией и продолжающимися нарушениями государством-оккупантом? Есть ли готовность к этому со стороны руководства Украины, видите ее среди наших международных партнеров?

- Я уверен, что пакет санкций по Крыму должен усиливаться. Недавно уже был введен новый пакет украинских санкций против культурных и научных учреждений РФ за незаконную деятельность в Крыму. И поэтому вопрос усиления санкций – на повестке дня.

Представительство Президента в АРК сейчас работает над введением отдельных ограничений в отношении физических и юридических лиц, причастных к нарушениям международного права и законодательства Украины, которые совершаются на территории временно оккупированного Крыма. Мы надеемся, что наши иностранные партнеры также ужесточат санкционный режим. Думаю, у многих из них есть готовность к этому.

НУЖЕН МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОНИТОРИНГ СУДОХОДСТВА ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ

- Россия продолжает препятствовать свободному судоходству в украинские порты Бердянск и Мариуполь. Каковы перспективы введения международного мониторинга за свободой судоходства через Керченский пролив?

Проблема с препятствованием свободному судоходству со стороны РФ действительно имеет серьезный характер

- По состоянию на апрель 2020 года задержки в среднем длятся 17 часов – для судов, идущих из Черного моря в порты Азовского моря. На обратном пути – из Мариуполя/Бердянска в Черное море – эти задержки составляют в среднем 20 часов. Поэтому проблема с препятствованием свободному судоходству со стороны РФ действительно имеет серьезный характер.

Конечно, мы говорим о том, что нам представляется целесообразным введение международного мониторинга и пребывание кораблей стран-партнеров, в частности НАТО, в районе Керченского пролива с целью наблюдения за ситуацией при прохождении пролива.

И мониторинг со стороны наших государств-партнеров был бы действенным. Но пока он осуществляется больше гражданским обществом – отдельными экспертными организациями в Украине, которые занимаются вопросом Крыма.

ВАЖНО УСТАНОВИТЬ МОРСКУЮ ГРАНИЦУ С РФ

- Морская граница между Украиной и Россией – в Черном и Азовском морях и Керченском проливе – до сих пор не установлена. Какие меры, предусмотренные международным правом, можно принять для установления морской границы с РФ? Как не позволить России превратить Черное и Азовское моря в "российские озера"?

- Крым – территория Украины. Учитывая это, Украина считает морские просторы вокруг Крыма своими. Это правильно, и это так и для международного сообщества. Оккупант – Российская Федерация – применяет, мягко говоря, "немножко другой" подход. Думаю, этот вопрос входит больше в сферу компетенции МИД Украины, где занимаются вопросами установления границы и соответствующих договоренностей.

Но морская граница с РФ действительно не установлена, и необходимо принимать все возможные меры для ее установления. Возможно, здесь можно использовать процедуры, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву. Но это – непростой вопрос, который требует детального анализа всеми привлеченными органами.

Что касается Азовского моря, то, согласно соответствующему договору, Азовское море и Керченский пролив являются внутренними историческими водами двух государств, и поэтому, по сути, там нет границы. Соответственно, если этот вопрос решать, то необходимо поднимать вопрос действия определенных международных договоров.

УКРАИНА НЕ ПЛАНИРУЕТ ВОССТАНАВЛИВАТЬ ВОДОСНАБЖЕНИЕ В КРЫМ

- Украина будет восстанавливать водоснабжение на оккупированный полуостров? Насколько реален сценарий военного наступления РФ на материковую часть Украины с целью получения доступа к водоснабжению? Недавно в американском аналитическом центре The Jamestown Foundation не исключили вероятность такого развития событий. Мол, Кремль может воспользоваться моментом, когда весь мир сконцентрирован на пандемии коронавируса, и осуществит наступление, выдав его за "гуманитарную акцию"?

- Украина не планирует восстанавливать поставки воды на территорию временно оккупированного Крымского полуострова. Это будет сделано только тогда, когда эта территория будет деоккупирована.

Мы в Представительстве Президента Украины в Автономной республике Крым во время общения со всеми государственными органами постоянно подчеркиваем невозможность подачи воды в Крым. Все они знают нашу позицию, и ни один орган не высказывался иначе по этому поводу.

Если где-то и были слышны другие позиции, то они, скорее всего, были сказаны из-за необдуманности или из-за недостаточного понимания сущности вопроса. На серьезном уровне никто в Украине о восстановлении поставок воды в Крым не говорит.

Что касается возможных провокаций со стороны РФ. В России и оккупированном Крыму постоянно поднимается вопрос о восстановлении поставок воды. Мы видим всю эту информацию относительно возможных военных и безопасностных угроз, но пока все так, как есть.

Водоснабжение – это один из вопросов, который государство-оккупант не может решить в одиночку по состоянию на сегодня как финансово, так и технически. И здесь важно, чтобы не прогнулись под давлением и не пошли на выполнение российских требований.

РФ НИ НА ЙОТУ НЕ ВЫПОЛНЯЕТ ПРИКАЗ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН

- При помощи циничного шулерства Россия избегает выполнения решения Международного суда ООН относительно восстановления деятельности Меджлиса и образования на украинском языке в Крыму. Есть ли механизмы для принуждения России выполнить это решение?

По сути ни в одной крымской школе уже нет украинского языка как такового

- Да, это – большая проблема. Уже пошел четвертый год с момента принятия приказа о временных мерах Международного суда ООН от 19 апреля 2017 года. РФ не выполнила обе предусмотренные временные меры – не обеспечила восстановление образования на украинском языке в Крыму и не сняла статус "экстремистской организации" с Меджлиса крымскотатарского народа, продолжая запрещать его деятельность в Крыму.

С образованием на украинском языке вообще все плохо: по сути ни в одной крымской школе уже нет украинского языка как такового. Это – один из элементов стирания национальной идентичности украинцев, но также и крымских татар в Крыму. Своего рода механизм создания советского гражданина – он где-то помнит о своем происхождении, культуре, традициях, но не ассоциирует себя с Украиной или крымскотатарским народом.

То же самое происходит и с Меджлисом: постоянно вручаются предупреждения его членам, которые находятся в Крыму, против отдельных членов открываются уголовные дела.

То есть, РФ ни на йоту, ни на один процент не выполняет приказ Международного суда о временных мерах. Что здесь можно сделать?

Прежде всего – добиваться правоты в международных судах. И эта стратегия кажется мне правильной. Украине следует использовать международное право, потому что оно на нашей стороне.

Тот же Международный суд ООН в ноябре прошлого года признал свою юрисдикцию по обеим конвенциям, по которым Украина обратилась против РФ. Теперь начинается рассмотрение дела по существу. Это – важно. И все эти вещи должны входить в портфолио Украины для дальнейших действий на международной арене.

Отдельно хотел бы указать на поддержку украинскими властями внутренне перемещенных лиц, в частности крымских татар, и сотрудничество с Меджлисом. Недавно Президент встречался с представителями крымскотатарского народа и на этой встрече были почти все члены Меджлиса, которые находятся на подконтрольной правительству территории. Этот вопрос действительно очень важен для государства.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МИССИИ ДОЛЖНЫ ПОПАДАТЬ В КРЫМ В СООТВЕТСТВИЕ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ УКРАИНЫ

- Какова на сегодня ситуация вокруг обеспечения доступа международных правозащитных и гуманитарных миссий на оккупированный Крым, в частности СММ ОБСЕ?

- Мы постоянно подчеркиваем, что международные мониторинговые миссии, особенно те, которые работают в рамках международных межправительственных организаций, таких как ООН и ОБСЕ, Мониторинговая миссия ООН по правам человека, Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине, – должны получить доступ на территорию Крыма. Юридически он у них есть, ведь их мандат распространяется на всю территорию Украины, включая Крым. Однако физический доступ миссий блокирует государство-оккупант, которое говорит: мы готовы предоставить доступ в Крым, но по российскому законодательству.

Конечно, ни одна мониторинговая миссия, которая работает под зонтиком международной межправительственной организации, на это не пойдет. Это – абсолютно четко понятно, и правильно. Международные мониторинговые миссии должны попадать в Крым в соответствие с положениями законодательства Украины.

Думаю, что Украина делает правильно, акцентируя на всех возможных площадках на необходимости доступа международных мониторинговых миссий по правам человека в оккупированный Крым – необходимо понять ситуацию на месте, поговорить с людьми, увидеть семьи политзаключенных и тому подобное. Но, безусловно, это все должно происходить в соответствие с законодательством Украины как суверенного государства.

РОССИЯ СТРОИТ В СЕВАСТОПОЛЕ ЛАЗАРЕТ ДЛЯ БОЛЬНЫХ COVID-19 ВОЕННЫХ

 - Россия сейчас вся пылает от коронавируса. Есть информация, какова ситуация с распространением вируса в оккупированном Крыму?

- Там действительно все очень плохо. Но есть определенные вещи, которые кажутся наиболее вопиющими.

Во-первых, призыв в вооруженные силы государства-оккупанта продолжается, несмотря на пандемию COVID-19. И это – реальная угроза жизни наших граждан в Крыму и серьезное нарушение международного гуманитарного права. Не говоря уже о том, что сам по себе призыв незаконен и Украина говорит об этом на разных площадках, в частности, в ОБСЕ.

Во-вторых, РФ рассматривает Крымский полуостров как территорию для размещения лазарета для больных COVID-19 военнослужащих с территории РФ. С этой целью уже построен специальный госпиталь в Севастополе в бухте Омега исключительно для зараженных коронавирусом военных. Пока продолжается строительство, россияне используют госпитальное судно Черноморского флота РФ "Енисей", которое годами не выходило в море, а сейчас переоборудовано для больных COVID-19 военнослужащих. Мы рассматриваем это как создание дополнительной угрозы для санитарной ситуации на временно оккупированной территории Украины.

В-третьих, в контексте COVID-19 следует рассматривать и ситуацию с незаконно задержанными оккупационными властями гражданами Украины. Мы имеем много информации о том, что в местах их содержания – как в Крыму, так и на территории РФ – часто не обеспечиваются санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические меры.

Незаконное авиасообщение с РФ на временно оккупированную территорию Крыма не прекращается, несмотря на эпидемию коронавируса

В-четвертых, в оккупированном Крыму традиционно есть проблемы в медицинской сфере: мало врачей, плохие лекарства или их дефицит, закрытие больниц.

И в-пятых, незаконное авиасообщение с РФ на временно оккупированную территорию Крыма не прекращается. Через эти полеты граждане РФ могут привозить и привозят этот опасный вирус во временно оккупированный Крым.

"Вишенкой" на торте является то, что 24 июня в Севастополе, Симферополе и Керчи должны состояться парады "в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне". А это – скопление гражданских людей, военных. Уже меньше, чем через месяц. И мы не думаем, что пандемия и угроза коронавируса спадет на ноль в конце июня.

Василий Короткий, Вена

Фото: Елена Худякова, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-