Крымская платформа: Путь вперед

Крымская платформа: Путь вперед

Укринформ
Украина представила в ОБСЕ свое видение функционирования и развития Крымской платформы относительно деоккупации полуострова

Запуск "Крымской платформы" стал успешной инициативой Украины по сохранению в международной повестке дня вопроса незаконной оккупации Россией Крыма и поиску путей возвращения полуострова под контроль Украины. На фоне комплексных усилий России сделать пробоину в международной политике непризнания, "Крымский" саммит 23 августа этого года в Киеве был насущной необходимостью.

После успешного привлечения к Платформе 44 стран встал важный вопрос о том, как сохранить существующую солидарность и превратить ее в действенный формат международного взаимодействия. Иными словами, Крымская платформа не должна стать каким-то одноразовым мероприятием, а должна быть "вмонтирована" в систему международных отношений и превратиться в реальный постоянно действующий инструмент по деоккупации Крымского полуострова.

Фото: OSCE
Фото: OSCE

То, каким Украина видит дальнейшее долгосрочное функционирование Крымской платформы, стало известно во время отдельного "сайд-ивента" на полях Совета министров ОБСЕ, который проходит 2-3 декабря в Стокгольме. Соорганизаторами мероприятия под названием "Крымская платформа: Путь вперед" стали 24 страны-участницы ОБСЕ: Албания, Болгария, Канада, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Франция, Грузия, Германия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Черногория, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Швейцария, Румыния, Турция, Великобритания, США и Украина.

КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР - СЕТЬ ПО КРЫМУ

"Оккупация и попытка аннексии Крыма - наиболее серьезный вызов нашей организации и международной безопасности в целом. Я хотел бы еще раз выразить личную благодарность всем партнерам, которые приняли участие в саммите Крымской платформы в Киеве в августе. Теперь мы призываем вас присоединиться к нам в реализации шагов, предусмотренных Декларацией Крымской платформы", – заявил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, презентуя на мероприятии видение развития "Крымской платформы".

Дмитро Кулеба / Фото: OSCE
Дмитрий Кулеба / Фото: OSCE

Он проинформировал, что сейчас МИД Украины создает своеобразный координационный центр по Крыму – сеть постоянной и быстрой коммуникации между представителями МИД всех стран-участниц Крымской платформы. На сегодня украинская сторона получила ответы уже от 36 стран из ожидаемых 44. "Мы просим партнеров как можно быстрее подать своих контактных лиц", – добавил Кулеба.

Эта сеть призвана способствовать быстрому обмену информацией по ключевым вопросам и кризисным ситуациям. Кроме того, благодаря ей можно будет быстро организовывать встречи по Крыму на полях международных мероприятий, согласовывать концепции, а также создавать долгосрочную деятельность. В планах – и координация совместных заявлений участников Крымской платформы по случаю важных событий.

ПОЛИТИКА НЕПРИЗНАНИЯ

Путь к конечной цели - деоккупации Крыма - как и планировалось, будет происходить по пяти приоритетным направлениям. Первое из них – консолидация международной политики непризнания любого изменения международно-правового статуса Крыма.

Глава МИД Украины указал на то, что авторитарные режимы применяют "гибридные" стратегии, чтобы подорвать существующий правопорядок и посягнуть на демократическое пространство.

Фото: OSCE
Фото: OSCE

"В случае с Крымом Россия прилагает финансовые и дипломатические усилия, чтобы подорвать существующую международную политику непризнания незаконной оккупации Крыма, – отметил Кулеба. – Это происходит в форме дипломатических, культурных и деловых мероприятий, незаконных визитов в Крым политиков и публичных лиц, которые Россия использует для доказательства того, что политика непризнания дает трещину".

Кроме того, Москва оказывает давление на другие небольшие автократии, чтобы создать прецеденты, как это было в случае с Никарагуа, которое недавно открыло "почетное консульство" во временно оккупированном Крыму.

На этом фоне Украина предлагает в рамках Крымской платформы провести экспертное исследование политики непризнания и разработать соответствующий "кодекс поведения", который в дальнейшем мог бы применяться не только в отношении Крыма, но и повсеместно.

"Учитывая постоянные и быстрые изменения в международных отношениях, предлагаем поручить Экспертной сети исследование правовой природы политики непризнания в ХХІ веке. Мы видим потенциал в разработке общих элементов политики непризнания. Я считаю, что разработанный в итоге документ (возможно, кодекс поведения) можно будет применить не только в отношении Крыма, но и в других случаях", – заявил украинский министр.

Фото: OSCE
Фото: OSCE

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Другое направление работы Крымской платформы – оперативное реагирование на нарушения прав человека на полуострове.

"Высокое международное внимание является средством против пыток политических заключенных в нынешнем Крыму. Оно буквально спасает жизни", - подчеркнул министр.

И Украина планирует использовать координационную сеть по Крыму для распространения соответствующей информации и призыва к действиям в неотложных ситуациях – в частности, при преследовании правозащитников, адвокатов и журналистов, массовых обысках и задержаниях в Крыму и тому подобное. А также будет происходить сбор и распространение информации относительно самих нарушителей.

"Мы постараемся собрать как можно больше информации о лицах, которые нарушают права человека. Эта информация послужит для принятия решения об ограничительных мерах", – сообщил Кулеба.

Кроме того, вместе с партнерами Украина будет работать над разработкой способов защиты объектов культурного наследия, расположенных во временно оккупированном Крыму.

Особое внимание будет уделяться защите украинской и крымскотатарской идентичностей на полуострове, которые подвергаются постоянным нападкам со стороны оккупантов.

Фото: OSCE
Фото: OSCE

"Я убежден, что предложенная деятельность будет иметь глобальное влияние. Защита мирового порядка, основанного на нормах и принципах международного права, а также противодействие массовым нарушениям прав человека, будут служить интересам демократического сообщества", – заявил Кулеба.

БЕЗОПАСНОСТЬ

На этом треке в рамках Крымской платформы будет происходить внимательное отслеживание российской милитаризации Крыма и связанных с ней угроз для трансатлантического региона.

Как отметил глава МИД Украины, международное сообщество "должно найти пути, чтобы Россия не разрушила архитектуру безопасности более широкого Черноморского региона, а также поддержать принцип свободы судоходства".

Для этого Украина планирует провести консультации и обмены с целью привлечения НАТО к большему военно-морскому присутствию в Черном море и усиления возможностей сдерживания Альянса на своем южном фланге.

Кроме того, украинская сторона видит необходимость проанализировать вызовы режиму нераспространения ядерного оружия, которые возникают в связи с деятельностью России на временно оккупированном полуострове, например, относительно подготовки военной инфраструктуры Крыма к размещению ядерного оружия.

"Не будем забывать, что Россия де-факто отказалась от принципа "неиспользования первой" в своих "Основных принципах государственной политики Российской Федерации в сфере ядерного сдерживания"", – напомнил украинский министр.

Фото: OSCE
Фото: OSCE

На безопасностном треке в рамках Крымской платформы запланированы мероприятия, и уже скоро они будут реализовываться.

САНКЦИИ

Глава МИД Украины отметил, что санкции против России из-за оккупации Крыма работают, однако необходимо усилить их эффективность.

С этой целью украинская сторона планирует проводить консультации относительно существующих санкций и их эффективности, обмениваться информацией о механизмах уклонения от санкций и способах противодействия этой деятельности.

Будет обсуждаться в рамках Крымской платформы и разработка новых санкций.

"Мы также предлагаем рассмотреть возможность разработки потенциальных новых пакетов санкций, которые будут введены в случае, если этого потребует ситуация, в качестве превентивного инструмента, который бы удержал Россию от эскалации", – заявил Кулеба.

ЭКОНОМИКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Большое внимание в рамках Крымской платформы будет уделяться и экономическому ущербу от оккупации Крыма и тому" гибридному инструментарию", который Россия разработала и широко применяет.

Еще одной задачей будет обеспечение мониторинга ситуации с защитой окружающей среды в Крыму и Черном море.

Фото: OSCE
Фото: OSCE

Важным пунктом станет и то, что в рамках Крымской платформы Украина хочет вместе с партнерами работать над экономическим ростом прилегающих к оккупированному Крыму регионов.

"Социально-экономическому развитию украинских регионов, прилегающих к оккупированному Крыму, препятствует гибридное экономическое давление России. Мы предлагаем вместе работать с целью обеспечения устойчивого развития и роста этих регионов, в том числе благодаря проектам зеленой экономики", – подчеркнул министр.

Украина сейчас работает с партнерами, чтобы определить лидеров на каждом из треков в планировании и реализации.

Василий Короткий

Фото: OSCE

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-