Между Киевом и Симферополем: Цель – деоккупация

Между Киевом и Симферополем: Цель – деоккупация

Укринформ
29 лет назад было учреждено Представительство президента Украины в АР Крым

17 декабря 1992 года закон об этом государственном органе был проголосован в Верховной Раде Украины, поэтому именно этот день считается датой основания Представительства, которому предстояло усилить политическую вертикаль между Киевом и Симферополем и улучшить взаимоотношения украинского Крыма с материком. Официально функция Представительства сводилась к содействию выполнения в АР Крым полномочий, возложенных на президента Украины. Первоначально этот госорган был наделен полномочиями исполнительной власти, но были периоды, когда он становился именно политическим оком киевской власти или ее милицейско-прокурорским жезлом.

Сегодня Укринформ рассказывает о том, в какой обстановке учреждалось Представительство президента в АРК, насколько этот орган повлиял на новейшую историю Крыма (формирование связей между центром и регионом) и что делается сегодня, чтобы деоккупация полуострова стала не только стратегией Украины, но и ее реальностью.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС: КРЫМ НАКАНУНЕ СОЗДАНИЯ НОВОЙ УКРАИНСКОЙ ИНСТИТУЦИИ

О том, как было воспринято в Крыму Представительство президента Украины, можно понять, если вспомнить, что в 1991 году на полуострове прошел общекрымский референдум о воссоздании Крымской АССР, но не той, которая была ликвидирована в 1945 году, а той, которую планировалось «вмонтировать» в кремлевские планы о российском Крыме. Именно с этой целью 6 мая 1992 года Верховная Рада АРК на своей сессии приняла, ни много ни мало, а собственную Конституцию. По ней, согласно статье первой, Крым объявлялся «правовым демократическим государством», а согласно статье девятой – Крым входил в состав Украины, отношения с которой должны были строиться «на основе договора и соглашений». В Крыму даже предложили свой вариант закона «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым». Конечно, Конституция Крыма появилась не на пустом месте – пророссийские настроения на полуострове формировались зарегистрированной там в августе 1991 года Республиканской партией Крыма. Совет РДК возглавлял будущий т.н. президент Крыма Юрий Мешков (ныне покойный). В 1994 году русскоязычное большинство на полуострове проголосовало за ярого украиноненавистника, кричавшего на симферопольских площадях, что «Крыму не Киев, а Москва – указ». Наблюдая за опасными играми крымской автономии в самостоятельность, Киев действовал очень осторожно, но, тем не менее, 17 марта 1995 года Верховная Рада Украины, посчитав, что две конституции на одно государство – многовато, отменила так называемый основной закон Республики Крым.

Но, нужно отметить, что даже после обнародования в декабре 1992 года Указа о Представительстве президента Украины в Крыму, сам Представитель появится только через 16 месяцев – в марте 1994 года.

Валерий Горбатов
Валерий Горбатов

КОНТРОЛИРОВАЛ СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОВ УКРАИНЫ В КРЫМУ, НО ПОМОГ ЗАРАБОТАТЬ ПЕРВЫЙ КАПИТАЛ АКСЕНОВУ

Первым Представителем президента, а главой государства тогда был Леонид Кравчук, стал Валерий Горбатов, работавший в должности председателя колхоза в Нижнегорском районе Крыма.

За двухлетний период его деятельности Представительство президента сосредоточило усилия преимущественно на контролирующих функциях, в частности, на соблюдении Конституции и законов Украины, аналитической работе по проблемам полуострова, кадровом и материальном укреплении Представительства. В частности, были подготовлены 23 представления на решения Верховной Рады Крыма, которые противоречили действовавшему законодательству Украины. Кроме того, были направлены письма и обращения к председателям райгосадминистраций о необходимости исполнять Закон Украины «О плате за землю». Решались также вопросы выплаты задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и соблюдения жилищного и административного законодательства Украины.

Горбатов был не очень разговорчивым, не любил общаться с прессой, но в целом пытался ладить с представителями различных ветвей крымской власти, хотя это не всегда получалось. После должности представителя главы государства его карьера пошла резко вверх – он стал внештатным советником президента Украины по вопросам региональной политики, начальником регионального отделения Фонда госимущества Украины в АРК, был народным депутатом Украины, а с июля 2001-го по апрель 2002-го года – председателем Совмина Крыма. Затем он отошел от политики, став председателем Крымской организации «Союза потребителей Украины», а впоследствии – зампредседателя Федерации профсоюзов Украины и коммерческим директором ЗАО «Укрпрофздравница». Согласно открытым источникам, его карьера завершилась в 2013 году на посту председателя правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Украины.

Должность Представителя подарила Горбатову не только внушительный послужной список, но и неплохое состояние. По данным еженедельника «Комментарии», оно оценивалось в $110 млн. В собственности бывшего госчиновника был ряд крымских санаториев, гостиница, типография и телекомпания.

Сегодня о бывшем политике, о его нынешней деятельности и месте проживания ничего не известно. Знающие люди говорят, что с Горбатовым в свое время поддерживал тесные отношения нынешний «глава» Крыма Сергей Аксенов.

Крым.Реалии писали, что в 2000-х годах Горбатов на почве отношений Аксенова с его дочерью помог нынешнему «главе» оккупационной власти Крыма заработать свой первый капитал. Крымский политик, как это было принято в подобных схемах, оформлял свое имущество на родственников, в том числе и на зятя, поимевшего немало от имущества Горбатова. Благодаря тестю, Аксенов начал вести успешный бизнес в Крыму. Вот только один эпизод – в 2004 году он выкупил в Симферополе стеклотарный завод, директором которого стал родной брат Горбатова – Леонид. При помощи братьев, Аксенову удавалось избегать всех проблем, связанных с контролирующими органами. Пишут, что в последние годы их отношения стали весьма прохладными, однако что послужило тому причиной – развод зятя с дочерью, его политические взгляды или имущественные претензии – неизвестно.

СТЕПАНЮК, МОСКАЛЬ, КУНИЦЫН И ДРУГИЕ

После Горбатова Представителем президента Украины в Крыму был назначен Дмитрий Степанюк. Доктор философии в области права, госслужащий 1-го ранга, отличник просвещения и почетный гражданин Кривого Рога, он занимал эту должность с 1996 по 1997 годы, совмещая ее с депутатством в ВР Украины и членством в Комиссии по вопросам обороны и национальной безопасности. Оно и понятно – в Крыму, кроме процветания «русского мира», господствовали криминал, насилие и беспрецедентная борьба представленных в парламенте автономии мафиозных кланов «Башмаки» и «Сейлем». Задачей Степанюка было примирить эти кланы и не дать криминальному пожару превратиться в сепаратистcкий.

В целом за весь 29-летний период работы Представительства президента Украины в Крыму назначалось 18 его руководителей: 13 – до оккупации и 5 – после.

Каждый раз, в зависимости от ситуации в Крыму и Киеве, выбор падал то на местных политиков из бывших «крепких хозяйственников», например, как Василий Киселев, то на главу МВД Украины, генерала Геннадия Москаля, то на депутата из Севастополя Леонида Жунько, то на прокурора Крыма Виктора Шемчука. Представляли главу государства в Крыму люди и родившиеся на материковой Украине (Владимир Кулиш, Александр Диденко), и сформировавшиеся в пророссийских реалиях Крыма (Сергей Куницын, Виктор Плакида). Кстати, бывший глава Совмина Плакида – практически единственный из представителей (был назначен Ющенко), который открыто одобрил оккупацию Крыма и возглавил в апреле 2014 года предприятие «Крымэнерго».

ПОСЛЕ ОККУПАЦИИ

После оккупации Крыма Представительство президента в Крыму возобновило свою деятельность уже на территории материка. 22 мая 2014 года и.о. президента Украины Александр Турчинов назначил своим Представителем в Крыму Наталью Попович.

Наталья Попович / Фото: Крым.реалии
Наталья Попович / Фото: Крым.Реалии

Под давлением общественных организаций, заявлявших, что деятельность Представительства под ее руководством неэффективна, что госорган не поддерживает связь с жителями оккупированного Крыма и не решает их проблемы, Попович была уволена. На смену ей пришел Борис Бабин – доктор юридических наук, профессор, общественный и политический деятель, эксперт многих украинских и международных организаций и институций. Все его регалии давали надежду, что Представительство заработает на полную. Однако на своем посту он проработал чуть больше года и, не найдя поддержки и необходимого для Представительства уровня коммуникации с руководством страны, а также в связи с завершением президентства Петра Порошенко, оставил свой пост.

Новый президент Владимир Зеленский 26 июня 2019 года подписал указ о назначении своим Постоянным Представителем в АРК Антона Кориневича.

С новой командой у Представительства, пожалуй, сошлись все пазлы как в коммуникации с главой государства и другими лицами и структурами, от которых зависит политика в отношении Крыма – часть аппарата Представительства именно с этой целью переехала из Херсона в Киев, так и в связи с общественными и экспертными кругами, благодаря чему и состав государственного органа изменился, наполнившись молодыми кадрами, привыкшими работать, что называется, «в поле».

Антон Кориневич
Антон Кориневич

Например, первый заместитель Кориневича Дарья Свиридова пришла в Представительство президента Украины в Крыму из правозащитной организации Украинский Хельсинский союз по правам человека, где она работала юристом-экспертом.

На проходившем в день 29-летия Представительства президента Украины в АРК пресс-завтраке с журналистами Дарья Свиридова говорила о том, что в самом начале работы для новой команды Представительства задачей номер один в вопросе определения дорожной карты по крымскому вопросу была выработка Стратегии деоккупации и реинтеграции Крыма.

Для нее и ее коллег было неприемлемым, что за 8 лет украинское государство не определило на законодательном уровне свое отношение к оккупации Крыма, не выработало стратегию освобождения полуострова и методы защиты прав людей, проживающих в условиях российской оккупации.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ ДВИГАЮТ УКРАИНУ В НАПРАВЛЕНИИ ДЕОККУПАЦИИ КРЫМА

Почти два года новая команда Представительства активно работала над Стратегией деоккупации Крыма, и сегодня Украина имеет этот документ. 11 марта 2021 года президент своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О Стратегии деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя», а 13 апреля глава государства подписал указ «О приоритетных направлениях деятельности Представительства Президента Украины в Автономной Республике Крым», которым впервые была утверждена Стратегия его деятельности в условиях временной оккупации полуострова.

Другой важнейший пакет документов, над которым работает Представительство, связан уже с реализацией принятой Стратегии.

Он был утвержден в рамках подготовки Крымской платформы, установочный саммит которой прошел в августе 2021 года в Киеве.

Некоторые из этих законопроектов были приняты еще до упомянутого саммита, например важный для всех крымчан закон, который отменял свободную экономическую зону «Крым».

«Это был позорный закон, который позволял торговлю в условиях оккупации, который дискриминировал граждан Украины из Крыма, ограничивая их в доступе к многочисленным экономическим и банковским услугам. Сегодня закон о свободной экономической зоне «Крым» отменен», – констатировала на брифинге Свиридова.

Второй важный документ, который, по ее словам, был принят до саммита Крымской платформы – это закон о коренных народах Крыма.

«Этот закон ждали не восемь, а 30 лет, и мы очень рады, что в этом году он был принят и сегодня правительство разрабатывает мероприятия по его выполнению», – сообщила заместитель Представителя президента.

По ее словам, на днях был принят еще один важный закон – номер 6104, который касается социальной и правовой защиты лиц, лишенных свободы вследствие вооруженной агрессии против Украины, и членов их семей.

Как подчеркнула Свиридова, речь идет о предоставлении правовой, социальной, финансовой, а также психологично-реабилитационной и медицинской помощи указанным лицам после возвращения их на подконтрольную территорию в Украину.

«Государство, к сожалению, сегодня не может освободить этих людей, это зависит от страны-агрессора, но оно определило свою позицию к ним и может предоставлять им и их семьям помощь на время лишения их свободы, а также помощь в реабилитации после освобождения», – отметила она.

По словам Свиридовой, в пакете законопроектов, которые разрабатываются Представительством, есть еще два важных документа, «которые касаются наших людей на оккупированной территории». Один из них – о защите прав верующих православной церкви Украины в Крыму – уже включен в повестку дня Верховной Рады Украины.

«Все эти 8 лет религиозная громада переживала серьезные притеснения со стороны государства-оккупанта, и постановление, которое находится на рассмотрении в парламенте, ставит вопрос о защите единственного кафедрального собора ПЦУ в городе Симферополе, который должен быть передан в собственность государства Украины для дальнейшей его защиты», – сообщила заместитель Кориневича.

Есть еще один важный законопроект, отметила она, находящийся пока на стадии разработки, он касается документирования детей, рожденных на оккупированных территориях.

«К сожалению, на 8-й год оккупации мы имеем только около 9% фактов документирования рождения детей на оккупированных территориях, согласно украинскому законодательству. Это значит, что очень мало кто из этих детей сможет поддерживать с Украиной правовую связь», – отметила госслужащая.

По ее словам, данная ситуация связана с тем, что в Украине до сих пор остается очень сложной процедура установления фактов рождения детей на оккупированных территориях и ее необходимо упростить, что и стоит в планах Представительства президента Украины.

В фокусе его внимания – также два законопроекта, которые разрабатываются правительством с участием Представительства. Один из них инициирован МИДом с целью внесения системных изменений в санкционную политику государства.

«И второй закон, разрабатываемый правительством и нами в партнерстве с Меджлисом, касается статуса крымскотатарского народа», – сообщила Свиридова, высказав надежду, что в будущем году оба эти законопроекта будут внесены в парламент.

По ее словам, все такие решения – принятые и планируемые к рассмотрению парламентом в ближайшее время – помогут Украине активнее двигаться в направлении деоккупации и реинтеграции Крыма.

КАК ПРИВЛЕЧЬ КРЫМСКУЮ МОЛОДЕЖЬ И ЗАЧЕМ В УКРАИНЕ НУЖЕН МУЗЕЙ ОБ АГРЕССИИ РОССИИ

Если в выступлении Свиридовой на брифинге звучали основные итоги работы за 2021 год, то другой заместитель Кориневича – Тамила Ташева, пришедшая в новую команду Представительства президента из общественной организации Крым-SOS, рассказала о главных проектах, планируемых в 2022 году.

По ее словам, один из некоторых планируемых проектов – Музей российской агрессии. Он уже является публичным и был презентован около 2 месяцев назад вместе с Институтом национальной памяти, офисом генпрокурора, МЗС и Министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины.

Платформу музея об агрессии России в Украине, один из блоков которого касается Крыма, в следующем году планируется расширять и наполнять новыми материалами.

Второй проект будет посвящен более активному привлечению крымской молодежи к получению образования в Украине через доступные сервисные и информационные модули.

Как сообщила Ташева, в 2021 году лишь 400 детей из Крыма воспользовались возможностью поступить в украинские учебные заведения, что, на ее взгляд, очень мало.

«С целью привлечения крымской молодежи важно проводить правильную информационную кампанию. В частности, нужно рассказывать, что через ресурс «Единого окна» выпускникам крымских школ будет легче получить информацию о поступлении в украинские учебные заведения. Поэтому в следующем году этот проект будет одним из приоритетных в нашей работе», – сказала Ташева.

К примеру, пояснила она, сервисные и информационные модули «Единого окна» могут дать возможность крымчанам не только получить необходимую информацию, пройти обучение, но и сдать экзамен «и прямо на этом ресурсе подать документы на обучение онлайн».

При этом речь идет как об учебе в университетах и других учебных заведениях страны, так и о возможности продолжить обучение за границей в рамках программ обмена студентами между Украиной и другими странами.

Упростить доступ крымской молодежи к информационным ресурсам в Украине, полагает Ташева, можно «благодаря координации работы представителей общественных организаций и госорганов».

А еще, считает она, для Представительства важны не только международная работа или разработка новых проектов в Украине, но и сохранение связей с людьми, оказание им помощи, потому что именно через «эмпатическое отношение к нашим гражданам мы можем возвращать их и максимально проводить политику реинтеграции Крыма».

НОВАЯ ФЛАГМАНСКАЯ СЛУЖБА

О том, что определение правильных приоритетов, подбор грамотных кадров и сохранение связей с Крымом является важнейшим залогом успешной работы Представительства президента Украины в Крыму – сказал в своем выступлении на пресс-завтраке Антон Кориневич.

По его словам, с августа этого года Представительство президента Украины в АР Крым и Севастополе стало одновременно национальным офисом Крымской платформы, что потребовало создания дополнительных служб, в частности, службы для обеспечения руководства деятельностью Крымской платформы.

«Поскольку это флагманская служба в условиях нашего органа, мы долго работали, чтобы привлечь к руководству этой службой специалиста высокого уровня, понимающего, как правильно работать в этом треке. Сегодня с нами есть Мария Томак, которая прошла все конкурсные процедуры, и в начале января она уже начнет с нами работать», – сообщил Кориневич.

По его словам, офис Представительства и Крымской платформы также усилен двумя новыми отделами – по информационному обеспечению и правовой работе. Как резюмировал Кориневич, «новые назначения свидетельствуют о том, что у нашего органа есть доверие со стороны экспертного и гражданского сообщества. Мы благодарны за это доверие и сделаем все, чтобы работа по деоккупации и реинтеграции Крыма двигалась вперед».

Сама Мария Томак, которая до прихода в новую команду являлась главой общественной организации «Медийная инициатива за права человека», призналась журналистам, что для нее руководство службой по обеспечению деятельности Крымской платформы – это «большой вызов», который она приняла, потому что доверяет команде Представительства.

«Офис Крымской платформы – это такой стартап государственный, который является амбициозным вызовом и требует очень большой ответственности, прежде всего перед гражданами Украины в Крыму. Я согласилась на этот вызов, потому что у меня есть большое доверие к команде Представительства президента Украины в Крыму, которая в течение двух лет показала человеческое, а не бюрократическое отношение и эффективность в работе», – сказала правозащитница.

Мария Томак высказала надежду, что «будет синергия» и с другими институциями и государственными органами Украины, с парламентариями, экспертными кругами, международными партнерами, что работа офиса Крымской платформы наполнится новыми важными проектами, и он станет тем хабом, который будет объединять и координировать всю работу по деоккупации и реинтеграции Крыма.

Зера Аширова, Киев

Фото Юлии Овсянниковой и из открытых источников

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-