Алексей Ботвинов, всемирно известный пианист, народный артист Украины
Когда есть разочарование и нет надежды, классическая музыка - один из самых мощных антидотов
Интервью 05.03.2016 09:00 735

- Да. Единственное, что нужно ждать. Год, допустим, или девять месяцев. У нас можно что-то сделать и за два-три месяца. И в этом плюс, потому что тут особо ничего не происходит: есть залы, если нашел деньги - делай хоть завтра. 

И огромнейший плюс, который оправдывает все эти усилия, - когда ты общаешься с людьми, которые приходят в зал, и видишь их глаза, понимаешь, что не зря мучился. В Украине, на самом деле, очень большой запрос на высокое искусство, на истинное, профессиональное, качественное! Люди очень здорово реагируют! А сейчас, когда трудные времена, еще лучше реагируют. Вот такой парадокс...

Так что здесь безумно сложно что-либо сделать. Иногда чувствуешь себя униженным, когда общаешься с чиновниками, когда тебя отфутболивают в очередной раз. Но, с другой стороны, если удается что-то сделать, понимаешь, что да, стоит.  

- А как добиться того, чтобы наша власть, бизнес-элита поняли, что классическая музыка нужна не только классическим музыкантам, публике, но и всему обществу?

- Я не знаю. Я об этом говорю в каждом интервью, долблю, как дятел об стенку, привожу примеры -  бесполезно, пока не доходит. 

Но это важно! Общество наконец выбрало путь. Мы идем в Европу. Это правильный выбор, у нас есть перспектива и будущее - для молодежи, для страны. Пусть даже Европа нас сейчас не очень хочет, все равно мы должны туда стремиться. И мы туда придем. Но давайте же посмотрим, в каком виде мы идем! Если как отсталая страна, которая не интересуется культурой, кто нас туда возьмет? Никто. Зачем там еще один сырьевой придаток? 

А у нас замечательные артисты, огромная масса высококвалифицированных, талантливых, мощных людей. У нас высокий уровень музыкального образования - балетного, оперного. Этот капитал, который остался еще от советской системы, мы бездарно выбрасываем. Нужно опомниться и понять, что мы можем на этом заработать огромный политический плюс. 

Это мой очередной призыв к тем, кто принимает решения в нашей стране. Музыка - международный язык, который понятен всем. Это фантастический ресурс. Если мы идем в Европу, мы можем говорить на этом языке - классической музыки, классического танца, классической оперы. Так давайте это делать! Давайте, в конце концов! И мы будем выглядеть как достойная европейская страна. Как же можно это не поддерживать?!

- Это все моя инициатива. Фестиваль нужен - для города и для страны! И получается так, что я один на своих плечах его тащу. Вот уже один фестиваль прошел. Слава богу, есть у нас патриоты-меценаты, которые помогают. В этом году будет второй. Надеюсь ухитриться сделать так, чтобы он стал еще мощнее. Хотелось бы получить финансовую поддержку от государства. 

Ведь ни один фестиваль в мире не проходит без бюджета города или области. Такого не бывает! А у меня нет бюджета на фестиваль, действительно, ни от города, ни от области. 

Я недавно общался на телепрограмме с Вячеславом Кириленко. Общение получилось очень позитивным. За кулисами министр спрашивал, как продвигается подготовка второго фестиваля «Odessa Сlassics». Я говорил, что продвигается, но сложно. Он сказал: мы попробуем вам помочь. Не знаю, будет ли это, но я уже отдал заполненные бумаги, и заместитель министра их принял. 

- Вне эфира "Минкульта" шла речь о том, что в управлении культурой необходима модернизация? 

- Кроме разговора о моем творчестве, к которому министр был  хорошо подготовлен, что приятно, шла речь и о модернизации. Он спрашивал мое мнение. Я говорил, что она нужна, нужно менять начальников на местах - в управлениях культуры, многих директоров театров, филармоний по стране. Их нужно заменить на более молодое, адекватное современным вызовам поколение.

- Министр согласился с вашими доводами?

- Он спросил, есть ли у нас люди, достаточно ли их для этого. Говорю: да. Он поинтересовался, не навредим ли мы. Я сказал, что нам нечего терять, лучше рискнуть, чем все оставлять, как было. У нас есть творческие силы, есть публика, проблема только с арт-менеджментом, и надо срочно с этим что-то делать. 

Плюс, я рассказал про идею сделать проект «Музыка любви» в формате оpen air в крепостях нашей страны. Кириленко предложил партнерство. Я буду очень рад обсудить эту идею. 

- Если бы вы были министром, что бы вы сделали в первую очередь? Ясно, что поддержали бы интересные проекты, - вы сказали это, - начиная от академического искусства и до крайнего авангарда. 

- Я бы поддержал мощные новаторские проекты, которые имели бы международный резонанс и приносили бы какие-то перемены. Такие проекты есть. Скажем, тот же «ГогольFest» Троицкого, фестиваль «Молодость», «УХО», которое интересно занимается авангардом. В каждом спектре я бы выбирал самое лучшее.  

- У нас они есть, просто их очень мало. Вот, скажем, М1, М2 крутят такое - просто тихий ужас. Есть, конечно, «Океан Эльзы», «Вопли Видоплясова». "ВВ", к сожалению, сейчас мало что делают, по-моему, но они мне очень нравились. ONUKA - самая интересная из того, что появилось. Неплохой проект The Hardkiss. Из певцов - Джамала, у нее хороший голос, который, безусловно, выделяется на фоне нашей эстрады. Наверняка есть еще кто-то, кого я не знаю, из молодых. Но если берем мейнстрим, то он достаточно примитивный и низкокачественный. 

Но для того, чтобы даже вот эти какие-то наши ростки поддержать, нужно им дать преференции. И я не вижу в этом ничего плохого. 

- Когда вы бываете в Европе, Алексей, какую музыку слушаете? 

- Это опера, балет. Даже больше балет, чем опера, потому что в последние лет тридцать современный балет - это совершенно потрясающая вещь, очень креативный вид искусства, который переживает огромный взлет. 

И когда я сейчас играю Второй концерт Рахманинова - в какой-то очередной раз, ведь несколько сотен раз играл, - каждая репетиция - это большое счастье, потому что есть эта музыка, потому что ты можешь ее играть. И, может быть, не сто процентов населения, но очень многие люди в Украине разделяют эти эмоции!

В трудное время людям очень нужна помощь. А эмоции, которые дарит мощный классический шедевр, просто уникальны. Когда их испытываешь, душа заряжается силой и надеждой. Классическая музыка, когда есть разочарование, апатия, слабость и нет надежды, - один из самых мощных антидотов! Шедевры музыки хороши для любого человека, у которого мало-мальски теплое сердце. И пропаганда музыки необходима.

- Спасибо, Алексей, за это убеждение. Удачи вам во всех проектах!

Валентина Пащенко, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-