Раду Поклитару, балетмейстер, лауреат Национальной премии имени Т.Шевченко
Всю правду о нашем времени мы узнаем лет через десять, не раньше 
Интервью 13.03.2016 10:00 2279

- Почитайте на документе о Шевченковской премии: «наградить гражданина Беларуси…» Но с уверенностью могу сказать, что Украина – мой творческий дом. Где бы я ни ставил спектакли, куда бы меня не звали работать на постсоветском пространстве, я возвращаюсь в свой театр. 

- Вы интересуетесь тем, что сейчас происходит в Кишиневе на майдане, ведь у вас там остались родители?

- Да, в Кишиневе живет мама, но разбираться в кишиневском майдане у меня времени нет. Мы с мамой говорим о балете, о музыке, о публикациях в прессе, дисках с записью. Т.е. только об искусстве. Моя мама ходит на каждый спектакль в Кишиневский театр оперы и балета, где она когда-то работала. Я также поддерживаю отношения с моими бывшими коллегами из этого театра. Дела там не слишком радужные. А ведь такой театр – это гордость страны, и дорогое удовольствие… И если страна хочет иметь такую драгоценность, как оперный театр, то она должна холить и беречь тех людей, которые там работают. Там же все финансируется по остаточному принципу. И громадный творческий коллектив очень быстро приходит в состояние стагнации.

- В Украине государство больше поддерживает культурный уровень страны, чем в Молдавии?

- Я не знаю, какие зарплаты и бюджеты в государственных театрах, но то, что финансируется на муниципальном уровне в нашем театре, вызывает жалость. За все время с 2009 года мне помогли поставить один небольшой балетик, а на «Лебединое озеро» дали деньги только на ¼  от стоимости костюмов – без декораций и всего прочего. А с тех пор было поставлено очень много спектаклей. Слава Богу, у нас есть меценаты, и хочется верить, что это надолго.

- Закона о меценатстве нет, а меценаты есть?

- Да, и наш первый меценат Владимир Филиппов говорил, что меценатами становятся не тогда, когда ищут привилегии, а потому что это порыв души.

- Ваш театр «Киев модерн-балет» получил государственное финансирование?

Без возрождения культуры у нашей страны не будет будущего, которое заслуживаем мы, наши дети и наши внуки

- Да, за что я благодарен бывшему директору департамента культуры столицы Светлане Зориной. Когда наступили кризисные годы – 2008-2009, то театр остался без меценатской поддержки, и тогда нас ввели, как составляющую часть, в Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества. Но сейчас лед тронулся, и у нас снова появилась финансовая поддержка. У театра появился настоящий меценат - бизнес-леди Людмила Русалина. Людмила Владимировна прекрасно понимает, что без возрождения культуры у нашей страны не будет будущего, которое заслуживаем мы, наши дети и наши внуки. К примеру, наш новый спектакль – балет «Жизель» – это очень большой и дорогой проект. 9 и 10 апреля состоятся его премьерные показы на сцене Октябрьского дворца. И это было бы невозможно осуществить без помощи госпожи Русалиной.

- Вы получали награды лучшего хореографа не только в Украине и России, но и в Болгарии, Италии, Румынии. У вас есть приглашения на работу в Европе?

- Есть. И это то направление, куда я сейчас стремлюсь. 9 июня состоится премьера моего балета «Дождь» на сцене Национального театра оперы и балета в Праге, 4 октября «Женщины в ре миноре»  и «Долгий рождественский обед» в государственном театре оперы и балета в Белграде.

- Как вы создаете хореографический рисунок спектакля?

- Есть музыка и есть история, а мне нужно придумать движения, чтобы их передать. Желательно своим языком без использования того, что придумано другими хореографами.

- Вы это все внутренне протанцовываете?

- До начала репетиций у меня заготовок нет. Все движения приходят уже в зале, учитывая природу каждого танцовщика.

- Творчеству моему все равно, а вот современной хореографии такая популяризация очень помогает. Даже мое появление на экране способствует тому, что во время гастролей театра «Киев модерн-балет» на наши спектакли приходят много зрителей. А у нас ведь обширная география поездок. И зрители, возможно, сначала идут на спектакль, видя мое имя, знакомое по телепроекту, а потом становятся уже и фанатами современного балета.

- Находили на проекте «Танцуют все!» самородков для своего театра?

- Да, у нас работает финалист пятого сезона Антон Шошин. Он делает прекрасную карьеру хореографа и танцовщика одновременно. Поставил в нашем театре одноактный балет «Ближе, чем любовь». А 12 марта состоится премьера уже второго его балета. Пришел с проекта и еще один парень. Но это пополнение благодаря телевизору началось только в последние годы. До этого танцовщики у нас не приживались. Чаще всего ребята испорчены сиюминутной славой. Хотят всего и сразу. А в репертуарном театре такое не получается. Нужно пройти очень много шагов через кордебалет, вторые партии, и только потом стать солистом. Нужно терпение!

- Вы даете интервью с чудесной белой собакой на руках. Как животные влияют на вашу жизнь? 

- Прекрасно. Собаку зовут Оскар. И он меня выгуливает, иначе я бы просто не выходил из помещения, не бывал на улице. И это большая эмоциональная разгрузка: погладил, пообщался, и все проблемы уже кажутся меньше.

Лилиана Фесенко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-