Анатолий Соловьяненко, главный режиссер Национальной оперы
Из-за текучки министров подготовить законопроект о меценатстве невозможно
09.04.2016 09:00 977

- Да, вводятся. Но с течением времени меняется театральная эстетика, манера исполнения, подходы к прочтению. Это примерно, как в моде: красивый наряд 90-х годов сегодня уже не воспринимается так, как в свое время. Поэтому нынешний «Набукко» - это не обновление, а принципиально новое произведение с современным дирижерским, режиссерским, художественным и хормейстерским взглядом. У нас полностью новое сценографически-эстетическое решение, режиссерское прочтение...

Предыдущий спектакль в большой мере был костюмированным концертом. Там не была заложена динамика сценических событий. Большой успех спектакль имел за счет музыкального прочтения, которое осуществили дирижер Владимир Кожухарь и хормейстер Лев Венедиктов. Труппа театра много гастролировала с этим спектаклем, побывала на многочисленных фестивалях, в том числе на одном из самых престижных - в Страсбурге. И это закономерно, потому что та постановка была осуществлена из расчета на плеяду прекрасных певцов - Ивана Пономаренко, Светлану Добронравову, Людмилу Юрченко... И когда эти исполнители постепенно сошли со сцены, или перешли на другие роли, то вместе с ними ушла со сцены и сама опера.

За время, прошедшее с тех пор, по ней соскучились, поэтому вернулись, учитывая пожелания зрителей и артистов. Это отвечало и моим собственным предпочтениям. Надеюсь, что нам с художником Марией Левитской своевременно удалось увидеть произведение и найти интересный сценический образ «Набукко». А хормейстер Богдан Плиш чрезвычайно выразительно подготовил хоровое звучание в массовых сценах. В этом спектакле заняты известные в мире наши певцы - Людмила Монастырская, Тарас Штонда, Анжелина Швачка...

- Итак, спектакль имеет все шансы стать знаковым для современного поколения театра?

- Эта опера была знаковой и для самого Верди. Это была уже третья опера, которую он написал, однако, именно благодаря «Набукко», композитор получил признание. И даже теперь, когда маэстро давно нет на этом свете, «Набукко» является одной из самых востребованных опер в театральном мире.

- Но вас знают как популяризатора украинской оперной классики, потому что, кажется, ни один оперный режиссер не поставил больше вас произведений отечественных композиторов. Чем обусловлен такой музыкальный патриотизм, ведь на итальянские оперы публика ходит лучше?

- Это моя принципиальная позиция, потому что я главный режиссер именно Национальной оперы Украины. Поэтому за последние годы ставил оперы «Ярослав Мудрый», «Моисей», «Наталку-Полтавку» и «Запорожец за Дунаем». В ближайших планах - «Тарас Бульба», постановка которого будет посвящена 150-летию нашего театра (будет отмечаться в сентябре 2017 года). В «Наталке-Полтавке» и «Запорожце...» вместе с художественным руководителем театра Мирославом Скориком мы создали новую музыкально-сценическую версию.

- Чем обусловлены такие новшества?

- Тем, что украинские оперы, которые были популярны в советские времена, культивировали социальное неравенство и показывали нищету и беды, в которых, по советской идеологии, жило украинское крестьянство до революции. Обычно в таких спектаклях все плакали и жаловались на судьбу. Поэтому у современной молодежи могло сложиться впечатление об украинской опере как о чем-то заскорузлом и архаичном. Несмотря на это, для меня было важно, не нарушая общей драматургической канвы произведения Котляревского и Лысенко, сделать спектакль более динамичным. И оставить только то, что действительно служит развитию действия, а также наполнить спектакль украинским юмором и мелосом, народными обрядами. Благодаря этому постановка, в конце концов, стала светлой и животворной. Потому что «Запорожец...» и «Наталка-Полтавка» - одни из немногих оперных произведений, где никто не умирает, никого не убивают, и все заканчивается «хэппи-эндом».

- Я считаю, что режиссер, который хочет ставить оперу о современной жизни, должен найти либретто современного автора на музыку современного композитора. И потом создавать новый спектакль. А переиначивать спектакли, созданные гениями прошлого, чтобы использовать их бренд для собственного пиара, это - непорядочно.

Защита авторского права действует 50 лет после смерти автора. Поэтому с музыкой и литературными произведениями современных авторов так поступить нельзя, а с наследием Верди, Моцарта или Чайковского - пожалуйста. И меня это возмущает.

К тому же такие осовременивания осуществляются не по творческим мотивам, а, как правило, ради удешевления произведения, чтобы не тратиться на исторические костюмы и декорации. А прикрывается это новаторским взглядом.

- Интересно, а почему артисты Национальной оперы, которые имеют самые престижные контракты на первых сценах планеты, практически не получают наград театральной премии «Киевская пектораль» и не становятся лауреатами общенациональной программы «Человек года»? Неужели нет пророка в собственном крае?

- «Киевская пектораль» - это муниципальная театральная премия. А мы - национальный театр. Поэтому наше общее мнение такое: национальные театры Украины, которые имеют гораздо большие творческие и финансовые возможности, не должны соревноваться с муниципальными театрами, а следовательно и претендовать на их премию. А признанием мы не обделены. Это и рецензии после зарубежных гастролей, и премии и награды, которые получают солисты оперы. У нас также немало международных проектов. Поэтому было бы странно, если бы мы соревновались в одной номинации с театром кукол. Это разные весовые категории.

- К тому же среди театров только балетные и оперные артисты имеют возможность ездить на гастроли за границу...

- ...Возможность имеют все. Вопрос в том - кого приглашают? Понятно, что оперный театр всегда пытался собрать труппу из лучших украинских исполнителей. Поэтому они и имеют такие приглашения.

- А как вы относитесь к гастролям, ведь обычно художественные руководители ругаются, что это срывает нормальную работу театра?

- Я отношусь к гастролям наших артистов положительно, потому что они поднимают рейтинг украинского музыкального искусства за рубежом, обогащаются мировым опытом, имеют возможность сравнить разные театральные школы. В этом сезоне мы даже основали художественный проект, где известные в мире украинские оперные певцы, которые работают за рубежом, выступают в наших репертуарных спектаклях. Для них это своего рода экзамен, потому что когда они поют, например, в Бразилии - то это одно, а когда приезжают в Киев, где не были пять-десять лет, и на спектакли собираются все родные, друзья, учителя, то это творческий отчет.

Впрочем, такой зависимости от государственного бюджета, как у нас, нет ни в одном театре Европы, там существует закон о меценатстве и спонсорской поддержке. Уже более 10 лет я поднимаю вопрос о необходимости такого закона в Украине - с каждым новым министром культуры. Ни один не был против, но у нас такая текучка министров и такие частые перевыборы в Верховную Раду подготовить законопроект просто невозможно.

Никто не сопротивляется, но и ни одному человеку не дают проработать на должности хотя бы три года, чтобы успеть разработать комплекс первоочередных документов и осуществить реформы в области культуры. Происходит подмена понятий: за красивым словом “реформа”, которое должно принести улучшение, приходит очередное сокращение финансирования на культуру.

Закон о меценатстве позволил бы уменьшить расходы из государственного бюджета и облегчить нам жизнь, в том числе и в создании новых постановок. А спонсоры имели бы от того налоговые льготы. И когда заходит такой разговор, то налоговая служба против, потому что считает, что теряет деньги. Но тут другая арифметика - культура финансируется потом на 100 процентов, а налоги уменьшаются только на 30. Итак, в итоге имели бы весомый выигрыш.

Так же в Верховной Раде был проголосован законопроект об освобождении от НДС национального культурного проекта. Он был даже подписан Президентом, но так и не заработал. Снова поменялись руководители различных ведомств, а затем приняли новый бюджетный кодекс, и этот Закон утратил силу...

- А самые известные оперные сцены Метрополитен-опера, Ла Скала, Ковент-Гарден имеют государственную поддержку?

- Да, конечно. И кроме этого - весомую спонсорскую помощь. Еще и сами определяют, кого им привлекать, потому что там стоит очередь из меценатов. Поэтому не пойдут сотрудничать с производителем презервативов или чего-то подобного (смеемся).

- Какой еще мировой опыт мог бы стать примером для нас?

- У каждого из известных театров можно что-то позаимствовать. Например, в немецких и швейцарских театрах своя система: директор имеет право заключать соглашения с работниками театра только на срок своего контракта. Поэтому каждый руководитель должен создать команду, которая сформировала бы театр таким, каким он его видит.

- Эта система подходит для любой компании или организации, а не только театра!

- Да, потому что не нужно тратить время на то, чтобы с кем-то спорить, что-то доказывать. У нас жестокая профессия, потому что нас постоянно выбирают, поэтому, идя сюда, мы должны осознавать - художественного руководителя или директора назначает министр. Тот потом выбирает дирижера, дирижер в свою очередь музыкантов и так далее... И это их право. Я в такой же ситуации, поэтому понимаю, что по окончанию срока моего контакта его могут и не продлить. Но я выступаю за контрактную систему, хотя этот закон теперь очень критикуют.

Однако там есть норма, которая вызывает беспокойство: руководителя избирают сразу на пять лет. Считаю, что нужно сначала испытать человека хотя бы на год, если, конечно, это человек новый. Тогда станет понятно, в каком направлении будет двигаться коллектив, которая там воцарится атмосфера. А назначать сразу на пять лет - это подставлять и коллектив, и человека, и того руководителя, который ставит подпись под контрактом.

В то же время, хорошо, что убрали статью, которая содержала норму, по которой руководители имели бы право возглавлять коллективы только два срока по пять лет - это могло бы повредить отрасли. Ведь есть немало уникальных мастеров, которые прекрасно работают со своими коллективами. Посмотрите, сколько лет возглавляет ансамбль Вирского Мирослав Вантух. Или как вел хор имени Веревки Анатолий Авдиевский (царство ему небесное). Не думаю, что этим людям можно быстро найти достойную смену...

Лилиана Фесенко, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-