Николай Кравченко, худрук Николаевского драматического театра
 Каждый день ищу ответ на вопрос: как убить дракона 
07.06.2016 14:30 1052

Но не только это. У нас есть то, что не было основным у Горина. Это непростое, но очень яркое действующее лицо - народ. Вот у нас есть это обособленное действующее лицо, которое очень сильно влияет на все процессы, которое определяет стиль жизни и ее качество. И это тридцать человек, которые находятся на сцене. У них нет текста, но вместе с тем каждый из них - индивидуальность, которая видна, которая работает, реагирует на взаимоотношения основных персонажей. И это не просто так, не воздух. В этом - наша гражданская позиция, позиция театра и моя как его художественного руководителя. Мы должны говорить о важных вещах, мы должны будить людей: просыпайтесь, просыпайтесь, уже драконов нет, будьте людьми, чувствуйте, живите, любите, пытайтесь помочь друг другу.

- Как долго вы шли к воплощению замысла? Сложно было работать?

- Над «Драконом» я очень долго работал, где-то, наверное, года три, пока не нашел решение ключевых сцен. К примеру, сцены боя Дракона и Ланселота. Для меня очень важно было придумать, как же это все происходит там - на небе, чтобы зрителю было понятно, чтобы он был участником этого действия. И я нашел решение. Могу с уверенностью сказать, что сцена эта звучит очень убедительно, она понятна, она принимается зрителем.

- А как это технически решено? Сейчас на сцене задействуются такие механизмы, что порой спектакль превращается едва ли не в аттракцион. Зритель уже ожидает каких-то необычных задумок. 

- Боюсь, что это будет звучать грубо, но с деньгами любой дурак может сделать нечто необычное, а вот без денег попробуйте... Вы придите, посмотрите спектакль, и после этого мы обсудим - удался он или нет. Я считаю, не сочтите за рекламу, что это замечательно, это ново, это необычно, это нигде еще не использовалось! И при минимальном количестве технических средств есть максимальное ощущение реальности происходящего.

-  То есть это будет полномасштабный спектакль, с декорациями...

- Конечно. Мы приезжаем с декорациями, едет большое количество участников этого проекта - больше полсотни человек. Это достаточно много. Собственно, в спектакле заняты все актеры, работающие в театре, - 44 человека.

- Кто организовал гастроли - ваша местная власть, некий спонсор? Или это приглашение из Киева?

- Думаю, что только по результату смогу точно сказать, кто же нам помогает. Потому что сейчас есть люди - и из Киева, и из Николаева, - которые соглашаются поучаствовать в этом проекте.

ПЕРВЫЙ «ДРАКОН» ПОЯВИЛСЯ  В ЛЕНИНГРАДЕ. ПОСЛЕДНЕГО ВИДЕЛИ В МЕЛЬБУРНЕ. ТЕПЕРЬ ОН ЕСТЬ И В НИКОЛАЕВЕ

- Вы очень заинтриговали. И, безусловно, нужно это посмотреть. А главное потому, что постановка «Дракона» - это редкость. Да еще и в новой версии. Если посмотреть на историю постановки этого спектакля, то она подчас  драматическая и даже  трагическая...

- Первая попытка была в 1944 году, и после нескольких показов спектакль сняли. Следующая - посмотрите, какой временной  пробел - была осуществлена в 1962 году, когда режиссер Николай Акимов снова поставил его в Ленинградском театре комедии. Но после семнадцати показов спектакль снова закрыли, потому что кто-то где-то усмотрел в нем посягательство на незыблемое право власти руководить людьми исключительно по своему личному усмотрению.

И далее самое интересное. Спектакль был поставлен в ГДР в 1965-ом, и там он шел до 1981 года. Было 580 показов! А, к примеру, во Франции его поставили в 1967 году, и прошел он всего лишь год.

Ну, Захаров сделал «Убить дракона»... Кстати, кто-то из моих коллег говорил мне, когда я готовил постановку: слушай, а знаешь, что Захаров поставил «Дракона» и больше ничего уже не ставил.

- Это действительно так?

- Честно говоря, я не проверял. Но эта версия есть. А Захаров поставил фильм «Убить дракона» в 1988 году, и вспомните, какая там группа актеров, это все звезды были!

...Ну, а последняя постановка «Дракона», которую я прослеживаю, была в 2013 году в Мельбурне.

- А как давно «Дракон» идет у вас?

- Мы открывали «Драконом» прошлый театральный сезон. Показывали его на нашем фестивале «Homo Ludens» (Человек Играющий). И он был щедро отмечен жюри.

- Относительно актеров. Я так понимаю, что у вас достаточно сильный состав, есть свои звезды, есть кому играть главные роли в «Драконе».

- У нас нет не звезд, у нас все - звезды!.. Но, конечно же, когда мы берем какую-то пьесу, мы понимаем, есть ли у нас, скажем, Гамлет или у нас его нет, есть у нас Ромео и Джульетта или у нас нет Ромео и Джульетты. Поэтому если их нет, то и ставить нет смысла. А поскольку так звезды стали, что у нас, исходя из типажности, есть все те актеры, которые могут сыграть роли в «Драконе», то получилось все удачно.

- А какого зрителя вы ожидаете в Киеве?

- Зритель должен прийти. Потому что - вы посмотрите на репертуар наших театров последних десяти лет - где-то было это название? Его не было. Так что зритель должен быть любопытный. Ну и, конечно, думающий...

- Посмотрите, когда идет реформа, когда вы перестраиваете свой дом и говорите, что пятьдесят на пятьдесят: 50 - что получится, а 50 - что не получится, можно ли начинать строительство и ремонт? Вряд ли. Потому что вы рискуете убрать несущую стенку, из-за чего дом может завалиться.

А мы сейчас говорим: а может быть, и не завалится. Но стенку убираем. Вот такая ситуация: пятьдесят на пятьдесят. Может быть, хорошо. Может быть, плохо. Это не подход к решению вопроса.

- Почему это должно меня обижать? Скажите, пожалуйста, Шолохов, который жил в станице Вешенской, был провинциальным писателем? Или Толстой - в Ясной Поляне? Или тот же Чехов, который не всегда жил в Москве?.. Ощущение провинциальности - оно в голове. Ну, провинция - и провинция. Собственно говоря, отсюда произрастает все искусство. Провинция - это ручейки, еще чистые, еще не сильно загрязненные жизненной суетой, они и наполняют ключевой водой эту реку, которая является столицей, полноводной, бурлящей, вызывающей восхищение и зависть. 

ИЩУ СПАСЕНИЕ У ФРАНСУА ВИЙОНА

- Сейчас актеры, музыканты ездят в АТО поднимать дух наших воинов. Вы не принимаете в этом участие?

- Не было никаких предложений, чтобы нам поехать в АТО. Но театр собирает деньги, - и это позиция моя, позиция театра, - чтобы помогать людям, которые невинно пострадали от войны. Это дети, это люди, которые лишены крова. Мы собираем деньги на фестивале «Homo Ludens» и вне его - и перечисляем адресно. Я беру в Фонде социальной защиты списки людей - больных детей, которые приехали к нам из Донецка, семей военнослужащих, которые потеряли кормильца и находятся в затруднительном положении. Мы приглашаем их в театр, из рук в руки вручаем им то, что собрали.

Кроме того, я сам пытаюсь помочь. У меня дочки живут в Лос-Анджелесе, и я в прошлом году был у них в гостях, и сказал: давайте-ка соберите что-то для нас в Украину. Там это модная (в хорошем смысле) тема - кому-то на что-то собирать. И девочки прислали восемь посылок одежды. Я отдал их организациям, которые занимаются опекунством, раздали людям.

А как-то стоял возле театра, у центрального входа, и шло две семьи, у которых девочки лет по девять с ДЦП. У меня как раз были деньги, которые мне дети прислали для помощи, говорю: ребята, чем я могу вам помочь? И мы встретились и решили, что самое необходимое для них - это тренажеры для ножек. Я отдал им деньги, и они купили тренажеры. Ну, вот так еще получилось...

- Говорят, что в тревожные времена даже те, кто не интересовался высоким искусством, ищут в нем спасение. Вы это ощущаете? «Убить дракона» в себе. Знаете как это сделать?

- Можно ответить вам словами из баллады Франсуа Вийона?

...Я знаю летопись далёких лет,
Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,
Я знаю, что у принца на обед,
Я знаю - богачи в тепле и в сухе,

Я знаю, что они бывают глухи,
Я знаю - нет им дела до тебя,
Я знаю все затрещины, все плюхи,
Я знаю всё, но только не себя...

Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.

Так вот, я много знаю, но каждый день ищу ответ на вопрос: «Как убить в себе дракона?..»

Валентина Пащенко, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-