Московские «Ке-ды» и Фиг с ними

Московские «Ке-ды» и Фиг с ними

922
Ukrinform
38-ой международный кинофестиваль в Москве открылся неожиданно

Таких открытий - в смысле, церемоний - в Москве еще не было. Во всяком случае, с 1999 года, с того времени, как ММКФ возглавил Никита Михалков. Начнем с того, что и Михалкова-то на церемонии не было: в традиционном белом президентском шатре, венчающем традиционную красную дорожку, неожиданно столпились неведомые публике люди.

«Я СНЯЛ СОФИ ЛОРЕН! У НАС ЕСТЬ ОБЛОЖКА!»

Жизнь фестиваля - точный слепок с жизни общества. Один в один. Об этом подумалось в день открытия.

Журналисты, как всегда, заранее осадили красную дорожку возле театра «Россия» на Пушкинской площади. Простые зрители расположились вдоль прохода, ведущего к дорожке, фотографы - на возвышении, аккурат напротив белого шатра, в котором Никита Михалков об руку с супругой обычно с барской гостеприимностью приветствует гостей фестиваля...

Ровно в шесть вечера звезды начали прибывать. Первым, как обычно, явился известный российский комик В.Жириновский. За ним пошли семейные кланы Стриженовых, Наумовых, Юдашкиных, Тома-Лачиных и так далее, вплоть до чрезвычайно улыбчивых Кобзонов.

«Сам» опаздывает - отметили журналисты. Вместо четы Михалковых удивленные граждане созерцали в президентском шатре седовласого джентльмена и даму в зеленом. И лишь очень-очень продвинутые в российском кинобизнесе люди признали генерального директора ММКФ Наталью Сёмину и главу департамента кинематографии Минкультуры РФ Вячеслава Тельнова.

Впрочем, позже г-жа Михалкова появилась. На встревоженные вопросы о муже отвечала уклончиво - «возможно, он к нам еще присоединится». Так до самого финала церемонии пресса и не поняла - где же, собственно, Никита Сергеевич. Иные, перегревшись на солнце и устав вглядываться, вообще стали принимать Тельнова за Михалкова, тем более, что «звездного люда» на дорожке, точней, на лестнице перед театром «Россия», под конец стало много - попробуй, разгляди!

Но Михалков - так и не приехал. На продолжении церемонии - уже в театре - его тоже не было. Причем внимание на этом не акцентировалось. «Заболел!» - долетела весть из кулуаров. Заболел - и заболел. Бывает. Странно другое - отчего не сообщить, не сказать об этом? К чему напускать таинственность? Из суеверия? Или потому, что именно так поступают первые лица страны - информация об их частной жизни для ушей простых смертных не предназначена?..

Отсутствие «хозяина» порядку не способствовало. Гостей никто не объявлял. Журналисты злились. Фотокоры щелкали всех подряд, без разбора. Настоящим шоком стало явление Софи Лорен - заброшенной и никому не нужной. Заметив ее, наконец, фотографы буквально взвились. Некоторые принялись звонить в редакции: «Лорен в Москве! Я снял Софи Лорен! У нас есть обложка!».

Стоявшая рядом американская журналистика, и ранее на других форумах общавшаяся со звездой, попросила меня запечатлеть ее с великой итальянкой. С трудом пробившись, американка обратилась к актрисе по-итальянски. А в ответ... молчок. Только тогда выяснилось, что «Лорен» - «ряженая». Двойник, правда, очень качественный.

Тем временем некто провозгласил в громкоговоритель: «Господа, с нами Пол Фиг!» И на красной дорожке состоялось явление главной приглашенной звезды открытия 38 ММКФ - американского кинорежиссера Фига, автора коммерческих комедий «Девичник в Вегасе», «Копы в юбках», «Шпион». Прежде к таким приездам приурочивались премьеры картин. Теперь же пробить премьеру не удалось, довольствовались лишь 11-минутной нарезкой из фильма «Охотники за привидениями», который должен выйти на экраны в конце июля. По словам режиссера, его лента принципиально и максимально отличается от «Охотников», гремевших (не в последнюю очередь, благодаря гениальному саунд-треку) 30 лет назад. Отличается уже тем, что главные герои картины - не мужчины, а женщины. Как легко понять из названий предыдущих работ режиссера - это вообще фишка фиговских (и не так, чтобы совсем уж фиговых) работ.

Сам же Пол Фиг порадовал собравшихся на открытии ММКФ как минимум тем, что был настоящим, не ряженым. Надо же, в конце концов, кого-то давать на обложки.

ИГРА В «КЕ-ДЫ»

А днем раньше на ММКФ состоялся тренинг по владению эзоповым языком под руководством выдающегося режиссера современности Сергея Соловьева. Журналисты пришли на пресс-показ фильма-открытия ММКФ - ленты Соловьева под названием «Ке-ды».

Пресс-конференция по поводу показа оставила стойкое ощущение сумасшедшего дома.

- Никаких политических заявлений, никакого антивоенного пафоса ни в моем рассказе, ни в фильме, снятом по нему, нет! - заявил, едва взяв в руки микрофон, писатель Андрей Геласимов. - Обычная история взросления!

- Я снимал кино про кеды, и только про кеды, - вторил Геласимову режиссер Соловьев.

Какие еще кеды? Обычные. Обувь такая, резиновая. Парня призывают в армию, а он накануне призыва решает купить себе красивые красные кеды - пусть, мол, «ждут возвращения». Покупает. Оставляет: один кед - другу, второй - неожиданно «образовавшейся» подруге.

А теперь - подробней о том, что предъявляет зрителю видеоряд этой молодежной истории. Сначала на героя нападает банда подростков. Потом он едет с подругой за ее сыном - аутистом. Забирают ребенка у бабушки, отвозят в интернат. Поселок городского типа, из которого забирают мальчика, - покинутая Богом дыра, мрачное зрелище. Интернат - истинный концлагерь, готовая декорация для фильма ужасов. Все в черно-белых тонах. Затем - проводы в армию. Кадры-цитаты из классической ленты Калатозова «Летят журавли», перекличка: новобранцы 1941-го и 2015-го, марш «Прощание славянки»...

Далее - опять «Летят журавли», смерть калатозовского героя на войне. Параллельно наш герой - в армии, в танке: как только доходит до стрельбы - у него рвота, такой вот стойкий рефлекс на боевые действия. Спрашивает офицера: «А кто противник, по кому стреляем?» «Сначала был запад. Потом восток, юго-восток. А будет север... Не бери в голову. Твое дело - стрелять», - отвечает командир. И с воплями «За родину! За Путина!» герой лупит из своего танка. Сидит потом одуревший от грохота.

Одно хорошо: ребенка одумавшаяся-таки молодая мать забирает из интерната. Обнимает, слеза катится по щеке. Это финал.

Так, значит, говорите, фильм о кедах?

Пресс-конференция оставила ощущение того, что нам, журналистам, хотели задурить голову. Мы пытались спросить и про антивоенную тему, столь актуальную сейчас, и про толерантное отношение к инвалидам, и про острые социальные вопросы. Но мэтры твердили «Кеды!». Словно шарманку заело.

Понадеявшись на большую откровенность при разговоре тет-а-тет, корреспондент «Укринформа» попыталась разговорить Соловьева после пресс-конференции. К его чести он не испугался названия украинского медиа.

«Открывается такой пласт проблем, такой актуальный фильм...», - начала, было, я. «Можете домысливать и видеть все, что вам угодно, это ваше право. Мое слово - «кеды!» - непреклонно ответствовал Сергей Александрович. Нежелание называть вещи своими именами оказалось непробиваемым.

А может быть, Сергей Соловьев стал таким аккуратным после одной истории, о которой он рассказывал в каком-то из прежних интервью. После оккупации Крыма Аксёнов предложил ему делать кинофестиваль, кажется, «Асса», кажется, в Ялте. «А почему нет?» - подумал живой киноклассик. И дал добро. Но деньги, выделенные на Крым, как-то быстро закончились, причем не только у пенсионеров. Вопрос о фестивале закрылся сам собой. Соловьев рассказал эту историю своим друзьям. «Как же тебе, повезло, что «денег нет», - сказали друзья. «Почему?». «А ты что, не понимаешь, что если бы занялся тем фестивалем, то подпал под все санкции?» «Правда?» «Правда!».

Примерно так выглядит история в пересказе Сергея Александровича. Право же, не знаешь, верить ли такому истинно вольтеровскому простодушию. Но бог его знает, может и правда. По крайней мере, многие верят...

Что же касается фильма-открытия, тут скорее вопрос к организаторам: а зачем вообще нам показали эти «Ке-ды»? Зачем взяли фильм на открытие, если никто не хочет впрямую говорить о его сути?

Да потому что и хочется, и колется. Искусство, кино в особенности, не может не реагировать на запросы времени. Если не реагирует - грош ему цена. Понимая это, взяли на открытие колючую соловьевскую работу. Взяли - и, похоже, тут же сами массово испугались того, что сделали. Осталось морочить журналистов, тем более что большая часть, вроде как, и не против, чтобы их морочили.

Да-да, коллеги легко шли на поводу. «Кеды», значит, «кеды». Как скажете. Поэтому в рецензиях новая картина Соловьева фигурирует как «история молодых хипстеров», «рассказ о смутных движениях юных душ»...

Действительно - ну не расписывать же россиянам такую грубоватую, но точную метафору, что у человека уже рвотный инстинкт на войну. Зачем? Кто умный, сам поймет...

Привычное лукавство.

ПРИВИДЕНИЯ С КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

Вообще, пока что Соловьев - однозначный триумфатор 38 ММКФ. Помимо того, что его «Ке-ды» стали фильмом открытия, Сергею Александровичу уже вручили почетный приз фестиваля - награду «За выдающийся вклад в мировой кинематограф». Вдобавок - в отсутствии Михалкова - именно Соловьев дал официальный старт 38-му кинофестивалю со сцены театра «Россия».

Жюри нынешнего Московского фестиваля возглавляет победитель прошлого болгарский режиссер Ивайло Христов. В программе основного конкурса 13 лент. Впрочем, по мнению кинокритиков, интересны на московских фестивалях, как правило, не главные, а «побочные», внеконкурсные программы - такие, как «Эйфория», «Восемь с половиной фильмов», «Русский след». Кураторы стараются включить туда яркие, интересные, полемичные ленты. Как художественные, так и документальные. В этом году «след» получился, что надо. Будет скандальная премьера - документальный фильм Андрея Некрасова «Закон Магнитского. За кулисами».

Ранее Некрасов был известен своими оппозиционными взглядами и работами. Но вот с этой картины резко встал на сторону Кремля. Прозрел, наверное. 27 апреля данный фильм собирались показать в Европарламенте. Но мать и вдова Магнитского написали письмо в ЕП: «Фильм унижает достоинство Сергея Магнитского, унижает погибших, которые не могут себя защитить. Он сделан в интересах тех, кто боится правды». И показ буквально в последний момент отменили. С тех пор в Москве у Некрасова имидж борца, гонимого в Европах правдолюба. Что ж, посмотрим и расскажем.

Как и в другом случае. Во внеконкурсной программе «Голландия плюс» состоится показ и обсуждение голландско-украинской картины «МН-17: нация скорбит» о малайзийском «Боинге», сбитом 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. Интересно, здесь в обсуждении тоже, условно говоря, будут рассуждать о «Ке-дах»?..

Поскольку особой популярностью в мире фестиваль не пользуется, именитых гостей в Москву залучить сложно. События последних двух лет сделали «гостевой дефицит» еще более ощутимым. Пока - согласно программе - на 38 ММКФ ожидается появление уругвайской актрисы Натальи Орейро, а также испанского режиссера Карлоса Сауры и британского режиссера Стивена Фрирза.

Что ж, кинорежиссеры и вправду очень именитые. Но вот беда. Фрирз намерен представить в Москве давно всем известную и неоднократно смотренную ленту «Королева», снятую в 2006 году, а Саура -  сделанный в 1998 году музыкальный фильм «Танго». Так что сенсаций ждать не приходится. Публике остается уповать на приятное познавательное общение с мэтрами.

Фестиваль продлится до 30 июня. Каждый день разбит на показы и пресс-конференции, в ходе которых иной раз случаются замечательные откровения. Так, помянутый уже Пол Фиг, общаясь с журналистами, сказал, что не против продолжить съемки «Охотников за привидениями» в разных странах. В России, например. «О, у нас вы можете начать съемку прямо с Красной площади, там масса привидений, одно лежит прямо в центре!» - съязвили журналисты. «Спасибо за совет. Непременно!» - парировал Пол.

Шутки шутками, а ведь фильм и вправду получился бы суперский.

Рита Болотская,Евгения Богоявленская. Москва.

Фото автора


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-