Мир кино: Почему забыли о Сенцове?

Мир кино: Почему забыли о Сенцове?

Аналитика
1411
Ukrinform
Заметки с Московского международного кинофестиваля

Арест Олега Сенцова и начало абсурдного «следствия» по его делу в начале мая 2014 года всколыхнули мировую общественность. Припомним, что тогда было.

ПОДДЕРЖКА СЕНЦОВА - ЧТО БЫЛО, ЧТО ЕСТЬ

Уже в конце мая на 67-м Каннском международного кинофестивале стенды кинорынка были увешаны портретами Олега. А когда 28 июня 2014 года во время церемонии закрытия Московского кинофестиваля глава украинского Союза кинематографистов Украины Сергей Тримбач обратился с просьбой содействовать освобождению Сенцова, то даже президент фестиваля Никита Михалков присоединился к этому обращению.

15 сентября 2014 года, находящийся в заключении кинорежиссер был приглашён стать почётным членом жюри 62-го Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Закрепленное за ним пустое кресло символизировало место в жюри для Сенцова и на венецианском кинофестивале в 2014-м году.

Дальше - больше. На Каннском кинофестивале 2015 года проводилась программа «Двухнедельник режиссёров», в рамках которой шла десятидневная акция солидарности с украинским режиссёром. Она была организована Гильдией французских кинематографистов и Европейской киноакадемией. Перед каждым из более чем 50 сеансов демонстрировалась фотография Олега с надписью «Свободу Олегу Сенцову».

10 сентября 2015 года пресс-служба Венецианского кинофестиваля распространила заявление от лица мирового киносообщества в защиту украинского кинорежиссера: «Мы хотим выразить поддержку Олегу Сенцову, осужденному на большой срок, и отметить, что это заявление сделано от лица всей мировой киноиндустрии».

И вот это, пожалуй, был последний всплеск официальной международной поддержки и признания невинно осужденного творца. Потом еще бывали какие-то флэшмобы и акции - но уже по затухающей. И главное - это стало уделом активистов, а на официальном уровне поддержка Олега Сенцова в киносообществе явно пошла на спад.

Почему? Во-первых, потому что Олега увезли отбывать срок дальше всех - в Якутск. И там он находится, пожалуй, в наибольшей информационной тени - из всех украинских политзаключенных.

А во-вторых, где-то с марта в информационной среде пошли настойчивые разговоры, что сейчас ведутся переговоры об освобождении Олега Сенцова и Александра Кольченко и им, дескать, не нужно мешать. Что интересно, эти же слова мне приходилось слышать и от российских правозащитников, оказывающих помощь Олегу (об всем этом приходится узнавать по своим каналам, поскольку Общественная наблюдательная комиссия Якутии общается с украинскими медиа в режиме «недружелюбного привидения»).

Однако с начала запуска этих слухов прошло уже более трех месяцев. И вот появляется такое впечатление, что в мировом киносообществе об Олеге Сенцове и о лозунге «Свободу Олегу Сенцову» начинают забывать. Так может, это и было основной целью запуска подобных слухов?

Вспомним, например, о Каннах-2016. Все так увлеклись критикой состава жюри этого форума и награжденных им киноработ, что как-то упустили из внимания: а ведь об Олеге-то там в этом году, в отличие от двух прошлых лет уже практически не говорили…  Да-с!

Поразительно, но и в Украине тот факт, что Тарас Ткаченко, режиссер фильма «Гнездо горлицы», отобранного в основной конкурс Московского кинофестиваля-2016, от участия в киносмотре отказался, прошел, говоря по-киношному «третьим экраном». И его формулу отказа проще всего найти в Facebook, а не в СМИ: «Еще раз благодарим (Московский, - ред.) фестиваль за приглашение, но мы отказываемся от участия в конкурсе в знак солидарности с Сенцовым, Кольченко и с людьми, которые стоят на фронте».

Правильна ли такая ситуация? Хороша ли она?

Чтобы получить дополнительную информацию для размышлений, давайте посмотрим на результаты общения на 38 Московском международном кинофестивале - с людьми известными и авторитетными. С российским киноведом и британским кинорежиссером.

КИРИЛЛ РАЗЛОГОВ: ПО СЕНЦОВУ ВСЕ ДАВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ МЫ МОГЛИ ОКАЗАТЬ, МЫ ОКАЗАЛИ

Кирилл Эмильевич Разлогов - с давних пор бессменный программный директор ММКФ. Во все ухудшающихся условиях культурного обмена, санкций, он проявляет чудеса дипломатии, чтоб донести до российского зрителя все лучше, в том числе и самое острое, полемичное, что есть в мировом кинематографе. Разлогов рассказал «Укринформу» о своем видении современного украинского кино и отношении к украинскому кинорежиссеру Олегу Сенцову.

- Кирилл Эмильевич, вы не пропускаете ни одного международного кинофестиваля. Как видится со стороны - есть подвижки в украинском кинематографе?

- Конечно. В Каннах только что ваша девушка взяла приз за лучший сценарий (Марыся Никитюк, сценарий фильма «Когда падают деревья» - Ред.). У Слабошпицкого вышла отличная картина про глухонемых «Племя» - эта лента хорошо прозвучала, запомнилась. Обновление украинского кино есть, оно чувствуется. И мы тоже, как вы наверное знаете, хотели взять в программу нынешнего ММКФ украинский фильм. Это было «Гнездо горлицы» режиссера Тараса Ткаченко. Мы - хотели и были готовы, но, к сожалению, украинская сторона отказалась от участия. Нам было очень жаль. Продюсеры картины сначала согласились, но потом сказали, что им запретили (судя по записи на Facebook запрет идет от режиссера, - Р.Б.).

- В 2014 года президент ММКФ Никита Михалков высказался в защиту арестованного Олега Сенцова. Но Сенцов по-прежнему в заключении, осужден на 20 лет! Отбывает срок в далеком Якутске… В его поддержку были акции на кинофестивалях в Венеции, в Берлине. Предполагается ли какая-то акция поддержки режиссера в этом году в Москве?

- Мы ждем, когда его обменяют. Другого варианта нет. Все давление, которое мы - имею в виду Московский международный кинофестиваль - могли оказать, мы оказали. Никита Сергеевич не последний человек в нашем государстве, поэтому если он сказал - можете быть уверены: он не просто сказал, он еще и звонил, и обсуждал, и что-то в этом направлении делал. Но - как видим - и у него ничего не получилось. Что сейчас может быть, кроме обмена? Я не знаю. Остается по-прежнему надеяться на обмен, как это произошло с Надеждой Савченко…  Я лично с самого начала считал, что это дело скорее сфабрикованное, чем реальное. Но я не следователь, не политик. Я сужу как коллега Сенцова, как человек, знающий его и его творчество.

- И какое у вас мнение о творчестве Олега Сенцова?

- Он - талантливый кинематографист. Мне понравился его фильм «Гамер». Мы знакомы с Олегом, встречались с ним на Одесском кинофестивале. Не скажу, что подружились, но, по крайней мере, знакомы. И я с самого начала не мог поверить в то, что ему инкриминировалось. Хотя понимаю, что такая история, как Крым, могла вывести человека из себя и заставить его пойти на какие-то экстремальные действия. Психологически это было бы понятно.

- «Действия»? Но он же выступал. Говорил. В том, в чем его обвинили, Сенцов не виновен.

- Не знаю. Я кинематографист, а не шпион и не контрразведчик…  Повторю только - очень надеюсь на его скорый обмен и освобождение.

- На 38 ММКФ, правда, вне конкурса, в программе «Голландия плюс» будет показан голландский фильм «MH-17: нация скорбит» о малайзийском Боинге, сбитом под Донецком. Чем вас зацепил этот фильм, почему решили его показать и даже обсудить с журналистами на специальном пресс-показе? Острая тема…

- Я бы сказал, это фильм вне политики. Он о человеческом горе, о нескольких семьях, потерявших близких в той катастрофе. О том, как люди пытаются и стараются жить дальше после ужасной беды. Такое горе понято любому сердцу. Приходите на показ, сами увидите.

СТИВЕН ФРИРЗ: СЕНЦОВ? ОСУЖДЕН НА 20 ЛЕТ? ЭТО УЖАСНО!

А 25 июня на ММКФ был показ картины «Королева» британского режиссера Стивена Фрирза. Народу собралось немало - не столько из-за фильма (снятого десять лет назад), давно известного, увенчанного заслуженными лаврами, сколько из-за самого Фрирза, человека яркого и талантливого. После фильма он дал небольшой мастер-класс, иными словами, пообщался на разные темы с пришедшими.

Заметим, Фрирз - не из рафинированных эстетов. Он режиссер социально заточенный, поднимающий в своих картинах проблемы религиозной, расовой нетерпимости, предвзятого отношения к представителям сексуальных меньшинств. Об этом - его лучшие ленты: «Моя прекрасная прачечная», «Навострите ваши уши», «Филомена»… В общем, режиссер стоящий. Кстати, в 2014 году он получил «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство на Одесском международном кинофестивале. Приезжал в Одессу, позже с удовольствием делился впечатлениями.

Но - то ли с памятью у мэтра плохо, то ли не все ему показывали, не обо всем рассказывали в Одессе… Как бы то ни было, акции в защиту только что арестованного Олега Сенцова, проводившиеся на Одесском фестивале в 2014 году, прошли мимо Фрирза. Причем до такой степени мимо, что даже самого имени Олега Сенцова он не запомнил.

- Не считаете ли вы, что в порядке профессиональной, коллегиальной помощи Московский кинофорум должен выразить поддержку осужденному украинскому режиссеру Сенцову? - задала вопрос Фрирзу на «пост-королевской» встрече корреспондент «Укринформа».

- Извините - кому? - переспросил он.

Пришлось пояснять. Переводчица исправно переводила.

- Сенцов? Осужден на 20 лет? Это ужасно! - заявил Фрирз. - Но, к сожалению, я не знаю этого человека, не знаю сути проблемы, поэтому ничего сказать не могу.

Зал, как и положено, разделился. Поначалу сам вопрос вызвал недовольное урчание у некоторых собравшихся. Зато у других претензии возникли к Фрирзу.

- А почему он не хочет высказать поддержку? - прошелестело по рядам.

- А потому что человека не знает! Он же сказал! - донеслось в ответ.

И мастер-класс продолжился…

СЕНЦОВ И КИНОСООБЩЕСТВО: ЧТО В ИТОГЕ?

Не знаю, кому как, но мне кажется, что диалог с Фрирзом особенно точно показывает: в мировом киносообществе в данный момент то ли недостаточно осведомлены о деле Сенцова-Кольченко, то ли уже начали о нем забывать.

Нельзя так уж полагаться на смутные слухи о переговорах. Закрытость и засекреченность - это, по понятным причинам, любимая «фишка» Москвы.

Мне кажется, по поводу Олега Сенцова, находящегося сейчас в Якутске, снова нужно бить во все колокола. Обращаться в киноакадемии, кинофорумы, к знаменитым кинорежиссерам. Если нужно - нести им глобус, показывать - где это «Якутск» и как близок к нему «Полюс холода».

Как показывает пример Савченко, Афанасьева и Солошенко, известность, публичность персонажей - это не тормоз во время переговоров, а совсем наоборот.

Сенцов - это локомотив, который может вытащить на свободу всех осужденных по делу «крымских террористов». Кто нужно, это прекрасно понимает. И поэтому специально загнал его так далеко, к черту на кулички.

Рита Болотская, Евгения Богоявленская. Москва


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-