Новое кино: Война, мир и несколько любовных историй

Новое кино: Война, мир и несколько любовных историй

939
Ukrinform
В Киеве прошел XIX кинофестиваль «Открытая ночь»

Одно из наиболее заметных культурных событий лета, которое позиционируется организаторами как «Кинофестиваль национального производителя», прошло в ночь с 25-го на 26-е июня на столичном «АртПричале». Транслировалась оно еще на 45-ти площадках по всей Украине, включая освобожденные поселки в зоне АТО, а также за рубежом. Программа этого фестиваля короткометражек традиционно состояла из студенческих работ и профессиональных лент молодых режиссеров, созданных без солидных финансовых ресурсов и оказалась довольно неровной, но актуальной и показательной.

В течение многих лет кинофестиваль «Открытая ночь» оставался единственным конкурсным обзором украинских картин и одним из немногих мероприятий, которые позволяют составить определенное представление об отечественном кинопроцессе. В наши дни неутомимые поклонники украинского кино могут посещать национальные программы «Молодости», Одесского кинофестиваля и фестиваля Docudays UA, Киевского фестиваля короткометражек и «Гогольфеста», а поэтому утверждение организаторов, что «Открытая ночь» не имеет статуса «Национальный фестиваль», но мы сегодня в Украине - единственный фестиваль национального кино», производят впечатление откровенного анахронизма.

Впрочем, несмотря на потерю уникальности (и упреки в том, что в последние годы конкурсная программа «Открытой ночи» напоминает междусобойчик нескольких киномастерских университета им. Карпенко-Карого, не очень предназначенных для показа вне студенческих аудиторий), фестиваль сохраняет свою популярность. Атмосфера молодежного кинооупенэйра, общение и знакомства в среде молодых кинематографистов позволяют посетителям хорошо провести время независимо от качества представленных работ.

Вместе с тем, 19-й дубль «Открытой ночи» был отмечен значительно возросшим уровнем конкурса. Очевидно, благодарить здесь надо нового координатора программ Анну Корж, режиссера и ответственную за отбор документальных фильмов во влиятельном творческом объединении «СУК». Именно документальные картины оказались наиболее примечательной частью фестиваля. Они засвидетельствовали: пережитые Украиной испытания придали документалистике особое значение. Только один факт: из 23-х документальных и игровых работ 11 посвящены событиям на Востоке.

Некоторые из документальных картин имели форму репортажей непосредственно из зоны боевых действий. Лента Лидии Гужвы «Наживо», например, описывает ночной бой в Песках. Эмоциональные переговоры военных, которые проводят перекличку и передают друг другу координаты противника, вызывают медиков для раненых, проиллюстрированы статичными кадрами поселка. Он мог бы показаться погруженным в мирный сон, если бы не медленно расплывающиеся облака дыма и вспышки выстрелов.

Другие фильмы рассказывают о буднях «серой зоны» и изображают их в ряде ярких образов волонтеров, военных и их взаимоотношений с местными жителями - как в ленте Юлии Шашковой «Волонтеры войны», получившей награду как лучший фильм документальной секции, и Гран-при фестиваля. В этой картине и в «Женщинах войны» Марины Шанько показаны незабываемые характеры людей, которые готовы к самопожертвованию и сумели заполнить пробелы в функционировании хилых государственных институтов.

Цене, которую пришлось заплатить многим из них ради нашего благополучия, посвящена лента Вячеслава Бегуна «Ближайшие к Богу». Она получила приз за лучшую операторскую работу. Фильм рассказывает о днепропетровской семье, член которой погиб, отправившись на фронт добровольцем, о людях, которых лишились сына, мужа и отца, которые пытаются смириться с потерей.

Последствия войны, точнее, того, как война, вмешиваясь в жизнь обычных людей, постепенно становится неотъемлемой частью их повседневного существования, посвящена лента Анны Корж «Дом». Она рассказывает о жительнице Луганской области, которую стремление защитить сына от опасности заставляет уехать в Киев, а тоска по матери и родной земле - вернуться в родной город. Трагедия наших сограждан, которые стали невинными, пассивными жертвами боевых действий, раскрывается и в фильме «Год в Изюме» Анны Ярошевич. Это – рассказ о двух пенсионерах, которые вынуждены бежать из дома, спасая свою жизнь, и не находят на новом месте средств к существованию.

К сожалению, представленные в программе попытки художественного осмысления околовоенной тематики при всем желании трудно назвать удовлетворительными. Единственное исключение - «Мишень» Романа Попадько, получившая награду за лучшую работу художника. Это картина о юноше, который прячется от мобилизации в сельской глуши, и в ней убедительно, по моему мнению, запечатлены чувство наших соотечественников, которых сознательный отказ от участия в военных действиях (чем бы он ни объяснялся - неприятием войны как таковой, идеологическими убеждениями или страхом) выбрасывает на социальную обочину, заставляет переживать отторгнутость и вину.

А вот фильм Юлии Тамтуры «Шрам» можно назвать образцом творческой неудачи. Хотя он и не остался без награды - ему присудили специальный приз «за поиск, создание и возвращение героя». Этим героем стал украинский солдат, попавший в плен к сепаратистам. Он убивает свою жену, чтобы спасти от изнасилования, а в конце ленты обрушивается на террористов ангелом мести. Драматические перипетии сегодняшнего дня становятся здесь чем-то вроде театральных декораций, в которые втиснуты вялые мелодраматические клише.

Фильм Тамтуры поражает аудиторию не столько трагической судьбой героев, как вымученностью и безвкусицей, и стал наиболее характерным, но далеко не единственным примером странной смеси отсутствия профессиональных навыков и обездоленности. В конкурсе «Открытой ночи» такая смесь была представлена и в проявлениях нудной сентиментальности, и в надуманных конфликтах, искусственных диалогах, прочитанных со старательной аффектацией, и в неистовом музыкальном сопровождении. И если топорную операторскую работу, актерское переигрывание и другие подобные недостатки можно простить безбюджетным картинам начинающих, то особенно обидным представляется проявляемая молодыми авторами приверженность заезженным штампам и пафосу, лишенному каких-либо проблесков самоиронии. Упоминание же в титрах режиссерских мастерских наводит на самые неприятные размышления о состоянии отечественного кинообразования.

А вот свежие, оригинальные идеи позволяли отнестись доброжелательно к лентам, которые не отличаются эстетическими качествами. Это касается картины Александра Шкрабака «Эхо», завоевавшей приз зрительских симпатий. Она вовсе не свободна от искусственной патетики, но запомнилась интересным подходом к описанию той пропасти, что разделяет участников военного конфликта на Востоке и тех, кто стремится отгородиться от этой новой реальности. Фильм рассказывает о встрече двух женщин, которые ожидают в крематории урны с прахом их мужей - вдовы полковника, который умер в сауне от инфаркта, и вдовы добровольца, убитого в бою с сепаратистами. Монологи героинь переплетаются, превращаются в диалог, а взаимная отчужденность и враждебность сменяется попыткой понять друг друга.

Тема распада социальных и личных связей, стремление преодолеть культурные противоречия целом доминировала в наиболее заметных игровых картинах фестиваля. Так, другая картина, награжденная дипломом фестивального дистрибьютора Letter to fest, - «Двери» Риты Кузьминой, полностью выстроена на диалоге двух женщин. Киевская журналистка и местная уборщица, оказавшиеся запертыми в номере провинциального отеля, в ходе вынужденного общения медленно преодолевают сословные и мировоззренческие барьеры. Героини, сначала воспринимающие друг друга чуть ли не как существ другого вида животных, постепенно начинают ощущать свою близость. Общность личных, интимных проблем они раскрывают с почти болезненной застенчивостью, будто борясь с привычной целомудрием украинского киноэкрана.

В ленте Яны Антонец «Белые слоны» (специальный диплом за виртуозное использование приема съемки одним планом) представлен куда менее оптимистичный взгляд на нашу способность достигать взаимопонимания. Если в литературном первоисточнике, рассказе Эрнеста Хемингуэя, речь шла об американцах, путешествующих по Испании, в персонажах фильма можно узнать киевлян, которые оказались проездом в нищем карпатском поселке. Он чужд им, и герои как будто находятся на другом континенте.

Однако, вписанная в удручающий социальный фон беседа этой пары влюбленных, успешных столичных жителей, которые обсуждают аборт и его последствия для их отношений, показывает, что и близкие люди порой не могут понять друг друга. А скорее, не хотят, боясь в полной мере почувствовать ответственность за счастье другого человека.

Но тем, кто страдает от одиночества, все же приходится покидать комфортную зону эгоцентризма. Трудностям этого процесса посвящена лента Павла Острикова «Голден лав», получившая приз как лучший игровой фильм. Это - комедия об организованной в провинциальном клубе вечеринке спид-дейтинг, и в ней передана атмосфера пронизанного традициями советских массовиков-затейников заведения, осваивающего новый формат, и понятные каждому из нас мучительные попытки преодолеть эмоциональную скованность.

Фильм Острикова, который в отличие от большинства товарищей по конкурсу не учился в университете им. Карпенко-Карого, является лишним свидетельством в пользу того, что талант способен обойтись без подпорок профессионального образования.

Александр Гусев. Киев.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-